Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении преступника, которая применяется на основе осуждения виновного по приговору

Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении преступника, которая применяется на основе осуждения виновного по приговору суда в качестве преступника и заключается в целенаправленном карательном лишении или ограничении осужденного прав и свобод в соответствии с тяжестью совершенного преступления.

Преступление— это общественно опасное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное виновно, характеризующиеся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом и запрещенное им под угрозой наказания.

Уголовное право как отрасль права представляет собой системную совокупность принятых государством правовых норм, устанавливающих преступность и наказуемость деяния, основания и порядок применения уголовной ответственности, порядок назначения наказаний, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания.

2.

Исполнительная власть, таким образом, реализуется в форме исполнительно- распорядительной деятельности.

Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной исполнительной и распорядительной деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления.

1.

 

Таким образом, предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления

Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти: согласно ст.6 Конституции «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию Конституции, законов и других законодательных актов.

Предмет деятельности исполнительной власти составляют многообразные общественные отношения. Эта деятельность имеет универсальный характер. Она включает по существу все сферы государственной и общественной жизни: экономику, образование, науку, культуру, здравоохранение, обеспечение общественного порядка и безопасности, осуществление внешних сношений и обороны. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность не только в форме исполнения, реализации законодательных актов, но и в распорядительной форме, т.е. правомочно издавать в пределах компетенции правовые акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.

Исполнительная власть объективируется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые отношения, как всякие другие отношения, включают: объекты, субъекты, содержание (права и обязанности субъектов), а также юридические факты.

Объект – это общественные отношения по поводу которых возникают правоотношения. Общим объектом административного права является управленческая сфера.

Субъектами административного права являются носители прав и обязанностей, а именно:

  • граждане РБ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций;
  • служащие государственных органов и объединений:
  • общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего характером и объемом административной правосубъектности, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность граждан возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Однако данное положение является не бесспорным. Административная дееспособность возникает лишь по достижении определенного возраста: в 14-18 лет - неполная дееспособность и в 18 лет – полная дееспособность.

Возникновение конкретного правоотношения между субъектами права обуславливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия называются юридическими фактами.

 

За нарушение административного законодательства наступает административная ответственность. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного нормами административного права, к лицу, совершившему административное правонарушение(ст.4.1.КоАП).

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.(ст.4.2. КоАП).

Административная ответственность обладает своими отличительными признаками:

1.административная ответственность имеет собственную нормативно -правовую базу. Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории РБ является Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, введенный в действие с 1 марта 2007 года.

2.основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок);

3.субъектами административной ответственности являются физические лица — граждане, должностные лица, несовершеннолетние, иностранцы и лица без гражданства;

4.за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

5.применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

6.административные взыскания применяются широким кругом лиц;

Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административный проступок, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст.6.1 КоАП)

В КоАП РБ закреплены следующие виды административных взысканий (ст.6.2. Коап):

· предупреждение;

· штраф;

· исправительные работы (до 2-х мес. По месту работы с удержанием до 20% заработка в доход государства);

· административный арест – до 15 суток(назначается только судом).

· лишение специального права, предоставляемого данному гражданину

· конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

· депортация;

 

Основанием административной ответственности является административное правонарушения (проступок).

Административное правонарушение — это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние(действие или бездействие), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Общими признаками, присущими всем административным правонарушениям являются:

  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость деяния.

Административная ответственность наступает только в том случае,если в деянии лица имеется состав административного проступка. Совокупность установленных НПА признаков, конкретизирующих, определяющих деяние лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения.

Признаками состава административного правонарушения являются:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона

 

Объектами административного правонарушения являются те охраняемые нормами многих отраслей права (административного, конституционного, трудового, финансового, земельного и др.) общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.

Субъектами административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а за совершение отдельных правонарушения – 14-летнего возраста, совершившие противоправное деяние умышленно или по неосторожности, а также юридические лица.

Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина - психическое отношение физического лица к противоправному деянию и его последствиям. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность

Обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением являются:

1.Необходимая оборона (ст.5.1.)

2.Крайняя необходимость (ст.5.3.)

3.Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение (ст.5.2.)

4.Обоснованный риск (ст.5.4.)

 

 

Под органами государственного управления (исполнительной власти) следует понимать политические организации (учреждения), которые призваны обеспечивать повседневное руководство в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Каждый из органов управления обладает соответствующей компетенцией, т.е. наделен правами и призван выполнять обязанности для выполнения возложенных на него задач и функций. В самом государственном органе выделяются относительно обособленные структурные подразделения — главные управления, управления и отделы.

В зависимости от территории деятельности выстраивается система органов исполнительной власти:

1. Центральный орган государственного управления – Совет Министров Республики Беларусь;

2. Республиканские органы государственного управления:

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты при министерствах (государственных комитетах)

3. Местные органы государственного управления (исполнительной власти) действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, города, района и т.д.) К ним относятся:

  • областные исполнительные комитеты и их управления и отделы;
  • городские исполнительные комитеты и их управления и отделы;
  • районные исполнительные комитеты и их управления и отделы;
  • исполкомы поселковых и сельских Советов;
  • местная администрация районов в городе.

Кроме того, создаются местные территориальные органы республиканских органов государственного управления (отделения железной дороги и т.д.).

Президент Республики Беларусь. В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту. Согласно ст.79 Конституции Президент Рб – глава государства. Он не является главой исполнительной власти, однако Президенту как гаранту Конституции, прав и свобод граждан принадлежит широкий круг полномочий в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности.

Администрация Президента РБ. Это конституционный орган государственного управления, обеспечивающий деятельности Президента в области государственной кадровой политики и идеологии, осуществляющий подготовку, выполнение и контроль за исполнение решений Президента РБ.

Правительств о. Исполнительную власть в РБ осуществляет Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед парламентом. Срок его полномочий – 5 лет.

Совет Министров коллегиальный орган, в него входят Премьер-министр, его заместители и министры. В состав СМ РБ могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления (председатели государственных комитетов и др.)

Министерства в Республике Беларусь — это республиканские органы государственного управления, проводящие государственную политику, регулирование и управление в соответствующей сфере и координирующие деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Они бывают отраслевыми (напр.Министерство промышленности; Минсельхозпрод и др.) и функциональные (напр.министерства экономики, статистики и анализа, финансов).

Государственные комитеты в Республике Беларусь — это республиканские органы государственного управления, проводящие государственную политику, регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности. Среди них: КГБ, Госкомитет пограничных войск).

Комитеты при Совете Министров РБ — это республиканские органы государственного управления, действующие под непосредственным управлением Правительства и осуществляющие специальные функции (исполнительные, регулирующие и др.)

Реализация управленческих функций местными органами в Республике Беларусь осуществляется в формах местного управления и самоуправления. При этом согласно ст.1 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», местное управление представляет собой форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Под местным самоуправлением согласно ст.2 названного закона понимается форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

 

Предмет уголовного права составляют урегулированные нормами уголовного права общественные отношения, возникающие при совершении преступления между правонарушителем и государством в лице его органов.

Целями уголовного права являются:

· восстановление нарушенного права;

· восстановление социальной справедливости.

Цели уголовного права достигаются с помощью арсенала уголовно-правовых средств путем восстановления порядка отношений, существовавших до совершения преступления.

Cоциальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В ст.2 УК РБ говорится, что задачами уголовного права являются:

охрана мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя РБ а также установленного правопорядка от преступных посягательств;

предупреждение преступных посягательств путем общего и частного предупреждения;

воспитание граждан путем ориентирования граждан на правопослушное поведение и укрепления общественных позиций нравственного осуждения преступного поведения.

К числу принципов уголовного права относятся:

1. законность – означает, что преступность деяния, виновность и ответственность лица возможны только в соответствии с УК и по приговору суда;

2. равенство граждан перед законом – означает, что все лица, совершившие преступления (как и лица потерпевшие от него), равны перед законом и ответственны по нему независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, пола и т.д.;

3. неотвратимость ответственности – означает, что каждое лицо, признанное совершившим преступление и виновное в его совершении, подлежит уголовной ответственности и наказанию;

4. справедливость – означает, что наказание и иные меры уголовной ответственности лица должны быть соразмерны характеру общественной опасности преступления, им совершенного, иным обстоятельствам и личности виновного;

5. гуманизм – означает, что закон обеспечивает безопасность личности, в том числе и лица, совершившего преступление, а наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Система уголовного права представляет собой структурное подразделение ее норм на относительно самостоятельные части: общую и особенную.

Нормы Общей части определяют принципы УП, понятие преступления, определение вины, понятие уголовной ответственности и формы ее реализации и другие нормы, носящие общий характер.

В нормах Особенной части дается перечень и описание конкретных видов преступлений ус указанием наказания и его пределов за каждое преступление в соответствии с характером и степенью общественной опасности последнего.

 

Как вытекает из данного определения, закон называет четыре признака преступления:

Ø общественная опасность;

Ø противоправность;

Ø виновность;

Ø наказуемость.

Общественная опасность — это социологический признак преступления, который заключается в причинении либо в создании угрозы причинения существенного вреда законным интересам личности, государства, общества в целом. Общественная опасность имеет два показателя:

  1. характер общественной опасности (качественный признак), который в первую очередь зависит от ценности объекта посягательства;
  2. степень общественной опасности (количественный признак), которая определяется размером причиненного ущерба.

Противоправность — нормативный признак преступления, который закрепляет запрещенность общественно опасных действий. Это означает, что преступлениями признаются только те общественно опасные деяния, которые прямо предусмотрены нормами Уголовного кодекса. Существуют обстоятельства, которые исключают противоправность деяния. Такими обстоятельствами являются:

  1. необходимая оборона, под которой понимается соразмерная защита от противоправных посягательств путем причинения вреда посягающему;
  2. крайняя необходимость — это действие по устранению опасности путем причинения вреда третьим лицам;
  3. задержание лица, совершившего преступление, путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления.

Виновность — это субъективный признак преступления, который выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. В соответствии с принципом виновности преступлением признается противоправное деяние, совершенное виновно, т.е осознанно и волимо. Соответственно не являются преступлением деяния недееспособных и невменяемых лиц, т.е. лиц, не способных действовать виновно. В тех случаях, когда лицо не предвидит наступления общественно опасных последствий, не должно было и не могло их предвидеть по обстоятельствам дела, имеет место казус, или случай без вины.

Наказуемость — это признак преступления, который выражает его отрицательную государственную оценку как деяния опасного, противоправного, виновного.

Все преступления по характеру и степени общественной опасности подразделяются на:

v преступления, не представляющие большой общественной опасности, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 2-х лет или иное более мягкое наказание;

v менее тяжкие преступления — лишение свободы на срок не свыше 5 лет;

v тяжкие преступления — умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше 10 лет;

v особо тяжкие преступления — наказание в виде лишения свободы свыше 10 лет, пожизненное заключение или смертная казнь.

 

 

Основанием юридической ответственности является состав преступления, который представляет собой систему предусмотренных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих совершенное деяние как преступление.

Такими элементами являются:

Ø объект преступления;

Ø объективная сторона преступления;

Ø субъективная сторона преступления;

Ø субъект преступления.

Объект преступления — есть то, на что совершается посягательство. Объектами преступления выступают общественные отношения, охраняемые нормами права. Такими объектами являются общественный порядок (система упорядоченных общественных отношений); собственность(отношения по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом); личность (ее жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода) и другие общественные отношения, которым причиняется ущерб. В тех случаях, когда посягательство на объект преступления осуществляется путем воздействия на материальные ценности, наряду с объектом выделяют предмет преступления. Так, объектом кражи является чужая собственность — общественное отношение имущественного характера, а предметом кражи выступает имущество собственника— вещи, деньги, ценности.

Объективная сторона преступления — это внешняя сторона преступления. Обязательными элементами объективной стороны являются:

  • общественно опасное деяние в форме действия или бездействия;
  • общественно опасные последствия в форме ущерба;
  • причинная связь между ними

Факультативными (дополнительными) элементами объективной стороны могут быть место, время, орудие, способ и обстановка совершения преступления. Эти признаки являются конструктивными элементами ряда составов. Так, кража представляет собой тайное изъятие чужого имущества. Это означает, что признаком кражи является тайный способ хищения.

Сбъективная сторона преступления — это внутренняя (психологическая) сторона посягательства. Обязательным элементом субъективной стороны является вина. В ряде случаев факультативными элементами могут быть мотив и цель преступления.

Вина — это психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности.

Мотив — это побуждение, которым руководствуется субъект во время совершения преступления.

Цель — это представление субъекта о результате посягательства.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь умысел делится на два вида: прямой и косвенный.

Неосторожность также делится на два вида: преступное легкомыслие и преступная небрежность.

Законодательная конструкция вины включает в себя интеллектуальный и волевой признаки. Интеллектуальный признак умысла характеризуют два момента:

- осознание общественно опасного характера совершаемого деяния и

- предвидение наступления общественно опасных последствий.

Волевой момент умысла выражает отношение субъекта к последствиям своего деяния.

Прямой и косвенный умысел совпадают по интеллектуальным моментам: субъект осознает общественно опасный характер своего деяния и предвидит наступление общественно опасных последствий. Различие производится по волевому признаку: при прямом умысле лицо желает наступления общественно опасных последствий, при косвенном умысле — сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.

Интеллектуальный признак неосторожности в случае легкомыслия характеризуется как предвидение возможности наступления общественно опасных последствий (позитивный признак). В случае небрежности имеет место непредвидение возможности наступления общественно опасных последствий (негативный признак).

Волевой признак легкомыслия характеризуется самонадеянным расчетом на предотвращение опасных последствий. Волевой признак небрежности заключается в пренебрежительном отношении к своим обязанностям. Лицо «должно было» (объективный критерий) и «могло» (субъективный критерий) предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий.

Субъект преступления — это лицо, совершившее посягательство. Обязательными свойствами субъекта являются определенный возраст и вменяемость. Возраст уголовной ответственности по общему правилу наступает с 16-ти лет, а за наиболее опасные преступления — с 14 лет. Вменяемость представляет собой способность субъекта действовать осознанно и волимо во время совершения преступления.

 

 

 

Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности и устанавливается за совершение преступлений. Между преступлением и уголовной ответственностью существует правовая связь: только совершение преступления является правовым основанием привлечения конкретного лица к уголовной ответственности. Совершившее преступление лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности и претерпеть неблагоприятные для него меры воздействия, а государство в лице суда и уголовно-исполнительных органов соответственно имеют право возложить на преступника уголовную ответственность и обязано обеспечить ее реализацию в пределах и в порядке, предусмотренных уголовным и уголовно-исполнительным законом.

Уголовная ответственность выражается не просто в государственном принуждении преступника, а в принуждении к претерпеванию неблагоприятных (осуждающе штрафных по своему содержанию) для него последствий, предусмотренных санкцией уголовного закона. Поэтому с общих позиций права уголовную ответственность можно определить как основанное на государственном принуждении применение предусмотренной уголовным законом осуждающе штрафной санкции в отношении преступника за совершенное им преступление. Возложение уголовной ответственности — исключительная прерогатива суда. Процессуальный порядок возложение уголовной ответственности и условия ее реализации исчерпывающе регламентируются соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Уголовная ответственность в виде установленной законом системы мер воздействия на лицо, совершившее преступление, начинается с акта осуждения по приговору суда лица в качестве преступника.

Уголовная ответственность реализуется в следующих формах:

a) осуждение с применением назначенного наказания;

b) осуждение с отсрочкой назначенного наказания;

c) осуждение с условным применением назначенного наказания;

d) осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;

e) осуждение без назначения наказания.

Уголовный кодекс определяет, что уголовная ответственность возлагается на совершившее преступление лицо в целях:

  1. исправления осужденного;
  2. предупреждения совершения новых преступлений осужденным (цель специального предупреждения);
  3. предупреждения совершения преступлений иными лицами (цель общего предупреждения).

 

 

Уголовная ответственность может выражаться в осуждении преступника с применением назначенного по приговору суда наказания. Применение наказания как конкретно-определенной карательной меры воздействия представляет собой наиболее суровую форму реализации уголовной ответственности.

Выделяются следующие характерные признаки наказания:

- наказание — это карательная мера уголовной ответственности, которая применяется на основе уголовно-правовой санкции от имени государства по приговору суда в отношении лица, осуждаемого за совершение преступления;

- наказание применяется на основе уголовно-правового принуждения, выраженного в режиме осуждения лица как преступника, что отражает высшую степень его общественного порицания;

- наказание является принудительной мерой, реализуемой в отношении преступника на основе установленного для него режима осуждения— состояния подверженности мерам уголовно-правового воздействия;

- по своему содержанию наказание состоит в ограничении или лишении осужденного определенных прав и свобод;

- сущность наказания составляет кара преступника за содеянное преступление, т.е такое лишение или ограничение его прав и свобод, которые применяются по принципу соразмерного возмездия за совершенное преступление.

Наказание является основным средством достижения целей уголовной ответственности: исправления лица, совершившего преступление, и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.

Уголовное право РБ закрепляет систему наказаний. Это установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень наказаний, названных в порядке, позволяющем соотнести наказания по их строгости. В соответствии с УК РБ к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие основные наказания:

Ø общественные работы — заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда на пользу общества (ст.49 УК);

Ø штраф — денежное взыскание, назначаемое судом (ст.50 УК);

Ø лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.51 УК);

Ø исправительные работы — устанавливаются на срок от 6 месяцев до 2-х лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного с удержанием в доход государства от 10 до 25 процентов заработка ежемесячно (ст.52 УК);

Ø арест — содержание осужденного в условиях строгой изоляции сроком от 1 до 6 месяцев (ст.54 УК);

Ø ограничение свободы— состоит в нахождении осужденного в условиях осуществления за ним надзора и с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением наказания (ст.55 УК);

Ø лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества путем содержания его на протяжении установленного судом срока в специальном исправительном учреждении определенного режима (ст.57 УК);

Ø пожизненное заключение допускается в качестве исключительной меры наказания как альтернатива смертной казни за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах;

Ø смертная казнь (ст. 59 УК).

Для военнослужащих в качестве основных наказаний могут применяться ограничения по военной службе и направление в дисциплинарный батальон.

К основным наказаниям могут присоединяться дополнительные наказания:

Ø лишение воинского или специального звания;

Ø конфискация имущества.

Среди многообразия факторов, учитываемых судом, особое место занимают смягчающие обстоятельства. Их круг не ограничен законом, который содержит лишь примерный перечень таких обстоятельств (ст.63 УК). Смягчающими ответственность, в частности, признаются:

явка с повинной;

чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении;

активно способствование раскрытию преступления;

совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств и т.п.

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим (ст.64 УК). К отягчающим обстоятельствам, в частности, относятся:

· совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений;

· совершение преступления в отношении малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии;

· совершение преступления общеоопасным способом и т.п.

Кроме осуждения с применением назначенного наказания возможно осуждение с применением иных мер уголовной ответственности

- с отсрочкой исполнения назначенного наказания и

- с условным неприменением назначенного наказания. (ст.78).

 

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалифика-ционному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С.Г. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путем деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переработка промышленной воды | Кадры предприятия и их состав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.