КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория цены
Пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, А. Смит назвал меновой стоимостью. Но для того чтобы товар был принят в обмен, он должен быть полезной вещью, т.е. обладать какой-либо полезностью. Полезность товара Смит называет потребительной стоимостью. А. Смит считал, что какой-либо количественной зависимости между меновой и потребительной стоимостью не существует. Самые полезные вещи (например, вода) могут иметь незначительную меновую стоимость или не иметь ее вовсе, тогда как почти бесполезные вещи могут обладать высокой меновой стоимостью (например, бриллиант). В дальнейшем экономическая наука постепенно отказалась от такого абсолютного противопоставления меновой и потребительной стоимости. Но прежде всего нужно было четко отделить их друг от друга — и это сделал А. Смит. Далее ученый переходит к выяснению природы цены. Как неоднократно отмечал А. Смит, богатство общества создается трудом производительных работников. Поэтому первоначальная цена, которая уплачена за товары, — это тяготы труда — телесные и душевные. Когда в обмен на один товар приобретается другой, по сути дела, приобретается труд другого человека. Но повседневная цена товара — это цена не в труде, а в деньгах. Поэтому А. Смит формулирует положение о том, что наряду с той ценой, которая существует в повседневной жизни (цена в деньгах), есть еще и цена в труде, причем она и является первоначальной — реальной. Если реальная цена — это цена в труде, то она должна измеряться трудом (т.е. количеством затраченного рабочего времени). Но труд, затраченный на производство товаров, разнороден (простой и квалифицированный, легкий и тяжелый и т.д.), час одного вида труда не равен часу другого вида труда. Кроме того, товар в обычной сделке сопоставляется и соизмеряется не с трудом, а с другим товаром или с деньгами. Деньги обмениваются на труд лишь при найме работников. Поэтому А. Смит сделал вывод, что цена товара может быть точнее всего измерена тем количеством труда, который можно купить в обмен на этот товар, т.е. пойдет на его наем. Таким образом, по утверждению А. Смита, истинным, неизбежным мерилом ценности является труд. Однако уже в то время этот вывод был спорным. Затраты труда на производство товара меняются, меняется и оплата труда — даже при неизменной заработной плате рабочий получает то больше, то меньше продуктов, в зависимости от колебания цен. Давид Рикардо, писавший через полвека после А. Смита, отказался от представления о некоем мериле ценности. Меновая стоимость — это просто количественная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Затраты труда — важнейший фактор, определяющий количественное соотношение цен, но они не создают цены товара в труде, отличной от цены товара в деньгах. Наряду с затратами труда на цены товаров могут влиять и другие факторы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |