Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение

Русская Правда.

Русское право до Русской Правды.

Русская Правда.

Лекция 3.

Русское право в древности. Древнейшее русское право создавалось в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения древнерусской государственности. Само слово «закон», первоначально обозначавшее общинное право, известно, кроме русского, еще болгарскому, сербскому, чешскому и польскому языкам, восходя к временам славянской общности. К 10в. слово «закон» имело такие значения как вера, обычай и закон. С появлением в Киеве первых князей после объединения Киевской и Новгородской земель, обычное право начинает резко изменяться. Изменения в праве, которые все более приобретают феодальные черты, частично отражены в Правде Ярослава, отчасти в Повести временных лет и особенно ясно в договорах Руси с реками после византийских походов 10-11вв. Вероятно, до 1016г. могли существовать какие-либо отдельные записи общинного права. В ст.5 договора 911г. есть ссылка на «закон русский». Во времена Олега еще существовало обычное право («законы»), и только при Игоре появляются княжеские законы – «уставы» и «поконы».

Первым общерусским кодексом юридических норм стала Русская Правда, составленная в начале 11в. и являвшаяся основным источником права вплоть до принятия Судебника Ивана III в 1497г., т.е. на рубеже 15 и 16 столетий. Формирование Русской Правды:

1.возникновение Древнейшей Правды в Новгороде в качестве льготного законодательного акта Ярослава в ответ на помощь, оказанную ему новгородцами в критический момент 1016г.

2.пополнение ее первоначальным домениальным уставом в конце жизни Ярослава.

3.отмена кровной мести Ярославичами в 1072г., давшая начало Пространной Правде.

4.формирование Пространной Правды после киевского восстания 1113г.

2.Русская Правда. РП дошла до нас в более чем 100 списках 13-18вв. Самые древние тексты 15в. включены в Новгородскую I летопись младшего извода под 1016г. РП в рукописной традиции встречается не самостоятельно, а в составе сборников – обычно летописного или юридического характера. Более ста списков РП представлены в трех редакциях:

- Краткая редакция (до 1054г.) – Древнейшая Правда Ярослава (ст.1-18), Правда Ярославичей (ст.19-41), Покон вирный (ст.42), Урок мостников (ст.43). Дополнена в 1072г. Ярославичами (ст.44-51).

- Пространная редакция (не ранее 1113г. – 1116г.) – Суд Ярослава (ст.1-52) (вся Краткая редакция РП) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121).

- Сокращенная редакция (сер. 15в.) – переработанная Пространная редакция.

Начало научному изучению РП положило ее открытие в 1737г. В. Н. Татищевым в составе Новгородской I летописи. Впервые РП была издана по Академическому списку А. Л. Шлецером в 1767г. В основу РП положен ряд византийских источников: Номоканон (сборник параллельных церковных и гражданских постановлений), который на Руси, после объединения со Сводом законов патриарха Иоания Схоластика (6в.) получил название Кормчая Книга – сборник новелл церковного и императорского права. Здесь же представлены церковные уставы Владимира и Ярослава, а также многочисленные княжеские законы. РП – это сборник обычаев и церковного законодательства, пособие для княжеского судопроизводства. Разбивка текста закона на статьи была, разумеется, проведена уже позднейшими исследователями, начиная с 18в., в то время как сам по себе древнейший текст идет сплошной массой.

Древнейшая Правда. После смерти князя Владимира Крестителя в 1015г., в 1016г. Ярослав взял Киев, однако Святополк бежал, что предполагало продолжение борьбы. И тогда, стремясь упрочить свои позиции, Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую», содержавшие определенные правовые льготы местному населению. В состав Древнейшей Правды вошли 17 статей в 3 отделах: 1.постановления об убийствах (ст.1), 2.статьи об оскорблении (ст.2-10), 3.законы о нарушении прав собственности (ст.11-17). Такой состав объясняется своеобразными условиями появления кодекса: Русская Правда служила правовой гарантией от повторения насилий и репрессий со стороны княжеской дружины в отношении новгородцев.

До начала 11в. на Руси обычное право сосуществовало с нормами международного права, а также отдельными княжескими распоряжениями. Теперь же впервые создается законодательный кодекс, который после победы Ярослава над Святополком приобрел общерусское значение. Этот кодекс базировался на нормах обычного и княжеского местного права, развитых и дополненных самим Ярославом. Отныне княжеская юрисдикция распространялась не только на княжескую дружину и домен, как при Святославе и Владимире Красное Солнышко, но и на все восточнославянское общество. Если по уставам княгини Ольги правовые нормы для киевской дружины вырабатывались на основе обычного права, то теперь, в процессе развития феодализма, идет обратный процесс: новое феодальное право, вырабатывавшееся в дружинной среде, воздействует на обычай, разлагая и приспособляя его к изменившимся социальным отношениям.

Правда Ярославичей. 2-ю часть Краткой Правды (ст.19-41) составляет княжеский устав детей Ярослава Мудрого – Ярославичей – старшие сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Владимир. В 1072г. на съезде в Вышгороде Ярославичи принимают новый общерусский кодекс – Правду Ярославичей, представлявшую собой расширенный вариант Древнейшей Правды Ярослава Мудрого. Устав резко отличается по своему содержанию от Древнейшей Правды, представляя собой комплекс распоряжений, касавшихся княжеского хозяйства, и не имея распространения за пределами княжеского домена. Этот Устав сыграл заметную роль в закреплении норм феодального права в княжеской вотчине, а тем самым содействовал дальнейшему углублению процесса феодализации и складыванию норм сеньориального права в боярской вотчине. Покон вирный ст.42-й регламентировал отчисления, шедшие чиновникам из общей суммы поступлений в княжескую казну, а также регламентировал натуральные повинности, лежавшие на населении, подведомственном этим чиновникам. Урок мостникам (ст.43) давала указания мастерам, занимавшимся не только строительством мостов, но и ремонтом мостовых в Новгороде. Таким образом, из 4 частей Краткой Правды – 3: Древнейшая Правда, Покон вирный и Урок мостникам – предназначались для Новгорода.

Пространная Правда. Междоусобная борьба 2-й половины 11 – начала 12в., стала причиной многих бед на Руси: от половецких набегов до разорения самими князьями земель своих политических соперников. Смерть Святополка Изяславича в 1113г. привела к восстанию в Киеве против ростовщиков и святополковых бояр. Верхушка Киева призвала на княжение Владимира Мономаха, занявшего великокняжеский стол в обход своего старшего двоюродного брата Олега Святославича. После усмирения недовольства, Мономах издал Устав, который явился дополнением к Русской Правде, и вместе с ней составил Пространную редакцию РП (ст.53-121). Тем самым подчеркивалась преемственность русского законодательства. Стремясь упрочить основы феодального правопорядка, Мономах пошел на ряд уступок смердам и закупам, рассчитывая тем самым добиться умиротворения страны. «Закон о резах», в котором запрещалось брать более 50% годовых. В «Уставе о закупах» указывалось, что должников запрещается обращать в холопы. Поэтому, главная цель издания Пространной Правды как общерусского кодекса – стремление предотвратить дальнейший распад Киевской Руси, сохранить единство страны. Кодекс должен был стать сводом не только основных, но всех бытовавших норм права.

3.Значение. РП – это кодекс частного права, т.к. все ее субъекты являются физическими лицами. Уголовное преступление предполагает штраф в пользу князя, гражданское правонарушение – возмещение убытков потерпевшей стороны. Договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней), займа (деньги, вещи), кредитования (под проценты и без), личного найма (в услужение, для работы), хранения и поручения. Все эти нормы долгое время бытовали в юридической практике русских княжеств периода феодальной раздробленности, наступившей после смерти старшего сына Владимира Мономаха – Мстислава Великого, а также и в процессе объединения Руси под эгидой Москвы. Утверждение самостоятельности феодальных княжеств при падении объединяющей роли Киева, а также впоследствии монголо-татарское нашествие, составляют временную границу того периода, когда РП господствовала как основной кодекс общерусского права. С середины 13в. начинается спад влияния РП на правовой строй Новгорода (такой памятник, как Новгородская Судная грамота содержит мало отголосков РП), и напротив, Псковская Судная грамота широко использует материалы РП.

В последующем РП включалась в различные юридические сборники. Например – в Мерило Праведное – древнерусский юридический сборник конца 13в. Первая часть его составляли тезисы и поучения о праведных и неправедных судьях, а вторую – церковные и светские законы, заимствованные из Кормчих книг. Если ПВЛ открывала начальные страницы летописных сводов, создававшихся в различных феодальных землях, то РП стала эталоном при составлении местных памятников права периода феодальной раздробленности и образования русского централизованного государства.

Сокращенная редакция. С глубоким интересом позднейших переписчиков-юристов к нормам древнерусского права, связано возникновение Сокращенной Правды, которая дошла до нас в 2 списках – середины и 2-й пол. 17в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.