Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологические особенности (АФО) дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Психология здорового и больного ребёнка. Лабораторная диагностика

ДОШКОЛЬНОГО, МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Буферные системы.

Лекция № 5

 

 

Протолитический гомеостаз выражается в достаточно постоянных значениях рН биологических сред и в способности восстанавливать рН при поступлении в эти среды кислот и оснований. Нарушение протолитического баланса может угрожать жизни. С помощью физиологических процессов (дыхание, мочевыделение, почки) кислоты и основания выводятся из организма медленно, а быстрая их нейтрализация и поддрежание рН жидких сред на необходимом уровне осуществляется за счет физико-химических процессов, среди которых прежде всего следует отметить протолитические равновесия в буферных системах.

 

 

АФО детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста характерны: · функции различных органов и систем совершенствуются, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, про­должает развиваться скелет; · интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, ус ложняется игровая память, улучшается память; ребенок легко запоминает стихи, пересказывает рассказы, усваивает иностранный язык, развиваются тонкие двигательные навыки; · совершенствуется речь, малыш начинает логически мыслить, делать обобщения; · появляются половые различия, потребность в общении с другими; подражание; · смена молочных зубов на постоянные; · иммунная система становится более зрелой; · ослабевает интенсивность обмена веществ; · ребенок готовится к школе

 

Характерная патология детей дошкольного возраста У детей дошкольного возраста: · острые инфекционные заболевания протекают легче, дают меньше осложнений; · высока частота болезней органов дыхания, атопических, паразитар ных, иммунокомплексных заболеваний; формируются многие хронические заболевания; · возрастает опасность несчастных случаев - ожогов, отравлений, улич ного и транспортного травматизма

 

АФО детей младшего школьного возраста Для детей младшего школьного возраста (девочки 7-11 лет, мальчики 7—12 лет) характерны особенности: · продолжается совершенствование функций организма ребенка, уси ленно развивается мышечная масса; · происходит замена молочных зубов на постоянные, заканчивается развитие скелета; · имеются четкие половые различия между мальчиками и девочками по типу роста, созревания, телосложения; · быстро развивается интеллект, улучшается память, развиваются слож­нейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо; · ребенок начинает посещать школу, меньше бывает на свежем возду хе, возрастают нагрузки на нервную систему и психику, больше времени проводит за письменным столом

 

Характерная патология детей младшего школьного возраста У детей младшего школьного возраста наблюдаются: · нарушения осанки; · нарушения зрения; · кариес зубов; · сохраняется высокая инфекционная заболеваемость, а также заболе вае­мость желудочно-кишечными, сердечными и аллергическими заболеваниями; · увеличивается число детей с ожирением; · нередко возникают хрони­ческие заболевания; · основной причиной смертности остается травматизм, в том числе уличный и спортивный, полученный на занятиях физкультурой в школе

 

АФО детей старшего школьного возраста Для детейстаршего школьного возраста(девочки с 12 лет, мальчики с 13 лет) характерны особенности: · завершение созревания всех морфологических и функциональных структур, в том числе физическое и психическое развитие; · выраженная перестройка эндокринной системы, интенсивное половое созревание, становление репродуктивной системы и сексуального поведения индивидуума, подростковая гиперсексуальность; · сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных осо бен­ностей: у девочек оно наступает в возрасте 12 - 16 лет, у маль­чиков несколько позже - в 13 - 18 лет · социальные особенности, обусловленные изменениями характера и условий обучения, условий быта, выбором профессии; · препубертатный скачок роста, сочетающийся с энергичной нейроэн докринной перестройкой и интенсификацией деятельности всех функциональных систем; · гетерохрония развития органов и систем; · формирование психохарактерологических особенностей, стерео типов поведения и вредных привычек, влияющих на здоровье не только в подростковом периоде но и в последующей жизни

 

Характерная патология детей старшего школьного возраста У детей подросткового возраста наблюдаются: · нарушения физического и полового развития; проблемы репродук тивного здоровья; · нейроциркуляторная дисфункция, диффузный не­токсический зоб, ги по- и гипертонические состояния; · заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, яз вен­ная болезнь); · хронические воспалитель­ные, аутоиммунные, лимфопролифератив ные и некоторые вирусные заболева­ния; тяжесть атопических заболеваний у многих подростков ослабевает; · дисфункции эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (ги пертиреоз, ожирение и др.); · усиление функции сальных желез и образо­вание угрей на лице и ту ловище в связи с повышенной продукцией андрогенов; · распространение токсикомании, нар­команий, заболеваний, передаю щихся половым путем

 

 

Основные показатели крови
Показатель Ребенок в возрасте старше 1 года
Гемоглобин (г/л крови) 126-156  
Эритроциты (1012 4,3-5
СОЭ (мм/ч) 4-10
Лейкоциты (109/л) 6-8
Нейтрофильные гранулоциты, % Постепенное увеличение до 60
Лимфоциты, %   Постепенное уменьшение до 35
Тромбоциты (10х9/л) 200-300

 

Физиологические особенности почек и мочи Cм. «Анатомо-физиологические особенности (АФО) новорожденных, доношенных и недоношенных»

 

Физиологические особенности кала Характер, частота и объем каловых масс зависят от вида вскармливания и микробной флоры, заселяющей кишечник см. «Анатомо-физиологические особенности (АФО) новорожденных, доношенных и недоношенных»

 

Психология здорового и больного ребёнка
В общении с больным можно выделить три этапа 1-й - знакомство, 2-й - этап достаточно длительного общения, 3-й - этап расставания. При поступлении в отделение и на протяжении первых дней пребывания в стационаре в ряде случаев наблюдаются отклоне­ния от обычного поведения ребенка, вплоть до появления пато­логических симптомов. Большинство де­тей не могут осознать необходимость госпитализации, особенно дошкольники, которые часто рассматривают свое пребывание в стационаре как наказание.Первые впечатления, полученные ребенком при госпитализа­ции, имеют значение не только для контакта с медперсоналом отделения, но и для здоровья пациента. Первый день в стациона­ре является самым трудным, поэтому встретить больного необ­ходимо особенно приветливо и доброжелательно. Незнакомая среда, предоставленность самому себе, чувство заброшенности и покинутости может стать причиной как временной, так и стой­кой психологической травмы. Поэтому следует позаботиться с том, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним и одиноким, он не должен ожидать, когда, наконец, на него обратят внимание. Дети плохо пе­реносят перевод из одной палаты в другую, особенно из общей в одноместную. У больных могут отмечаться различные формы страха: возможность летального исхода, страх перед болезнен­ными процедурами и осмотром врача, боязнь не найти себе дру­га в палате. Медсестра должна создавать положительную психо­логическую обстановку в отделении, которая способствовала бы быстрой адаптации к стационару, хорошему настроению, фор­мированию активной установки на лечение. Для этого ей требу­ется много терпения, душевного тепла к детям. Внимательное отношение к просьбам и запросам ребенка (а зачастую и капри­зам) помогает детям быстрее привыкнуть к новым условиям. Вновь поступившего больного необходимо ознакомить с распо­рядком дня. Следует позаботиться о том, чтобы дети в палате приняли его дружелюбно и приветливо, сразу пригласили участ­вовать в играх, позволяющих отвлечься от грустных мыслей, связанных с пребыванием в стационаре, поскольку ребенок ли­шен привычных условий и заботливых материнских рук. Чтобы облегчить пребывание больного в отделении, необходимо реко­мендовать родителям по возможности как можно дольше об­щаться с ребенком, объяснять каждую, даже обычную процеду­ру, организовать досуг детей, соблюдать лечебно-охранитель­ный режим. Раздражительность, капризность, нервозность ребенка тре­буют от медперсонала такта, особого контакта и психотерапев­тического подхода к пациенту. Больным необходимо создать об­становку покоя и вселить веру в выздоровление. Порой следует указать родителям на необходимость организации дополнитель­ных педагогических воздействий на малыша, особого внимания к нему в семье. Очень важно доброжелательное отношение ко всем без ис­ключения больным. Дети болезненно реагируют, когда сестра называет их но фамилии. Психологический вред наносят такие определения, как "больной с пороком" пли "больной ревматик". Недопустимо пренебрежительное отношение к ребенку. Особое внимание необходимо уделять детям, находящимся в одноместной палате. Следует чаще заходить к ним, вступая в разговор, найти интересующую ребенка тему. Уже од­но то, что медсестра называет больного по имени, знает его лю­бимую игрушку или книгу, является достаточным свидетельст­вом ее внимательного и заботливого отношения. Ребенок должен знать и чувствовать, что медсестра всегда придет к нему на по­мощь. Во взаимоотношениях с детьми требуется предельная ис­кренность, так как они остро чувствуют притворство и фальшь. Контакт и доверие являются краеугольным камнем взаимоотно­шений с больными. Медработники не должны проявлять равнодушие и незаинтересо­ванность, в любой форме угрожать больным, давать советы относительно тех вопросов, по которым она не располагает нуж­ными сведениями, разъяснять больным и их близким возможный исход заболевания, результаты исследования и проводимого ле­чения. Ответственным является этап выписки из больницы. Необходимо обратить вни­мание на то, что в день выписки больного у товарищей по палате может ухудшиться настроение. Среди детей младшего возраста иногда возникают конфликты, вызванные тем, что ребенок, по­ступивший в стационар позже, выписывается раньше других. Таким детям нужно объяснить, что выписывают домой при вы­здоровлении, а не по сроку пребывания в больнице. Порой в отделении встречаются самые драматические ситуа­ции, требующие идеально тактичного и бережного отношения к маленьким пациентам и их родственникам. Разговаривая с роди­телями тяжелобольного ребенка, медсестра должна помнить, что перед ней люди очень взволнованные, обеспокоенные, не всегда адекватно реагирующие. В тех случаях, когда медицина оказы­вается бессильной, наступает самый тяжелый час в работе меди­цинской сестры и всего коллектива отделения. В это время нуж­но не только находиться с умирающим ребенком, но и не остав­лять его близких. Старшие дети могут предчувствовать близкую смерть. Возраст и личность ребенка определяют в таких случаях характер возможных реакций: появление депрессии, пережи­вание страха, иногда полное равнодушие ко всему. Посеще­ние родственниками больных детей облегчает трагичность по­ложения

Рекомендуемая литература

v Ежова Н.В. Педиатрия: учебник /Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева.- Мн.: Выш. шк., 1997; пер.1998, 2000, 2002, 2003, 2006 гг., М.: Оникс, 2008; конспект.

При изучении учебного материала обратите внимание на особенности лабораторной диагностики у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Константы кислотности и основности | Техногенні пожежі та вибухи, причини виникнення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.64 сек.