Анатомо-физиологические особенности (АФО) дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Психология здорового и больного ребёнка. Лабораторная диагностика
ДОШКОЛЬНОГО, МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Буферные системы.
Лекция № 5
Протолитический гомеостаз выражается в достаточно постоянных значениях рН биологических сред и в способности восстанавливать рН при поступлении в эти среды кислот и оснований. Нарушение протолитического баланса может угрожать жизни. С помощью физиологических процессов (дыхание, мочевыделение, почки) кислоты и основания выводятся из организма медленно, а быстрая их нейтрализация и поддрежание рН жидких сред на необходимом уровне осуществляется за счет физико-химических процессов, среди которых прежде всего следует отметить протолитические равновесия в буферных системах.
АФО детей
дошкольного возраста
Для детей дошкольного возраста характерны:
· функции различных органов и систем совершенствуются, нарастает
мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет;
· интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, ус
ложняется игровая память, улучшается память; ребенок легко запоминает стихи, пересказывает рассказы, усваивает иностранный язык, развиваются тонкие двигательные навыки;
· совершенствуется речь, малыш начинает логически мыслить, делать
обобщения;
· появляются половые различия, потребность в общении с другими;
подражание;
· смена молочных зубов на постоянные;
· иммунная система становится более зрелой;
· ослабевает интенсивность обмена веществ;
· ребенок готовится к школе
Характерная патология
детей
дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста:
· острые инфекционные заболевания протекают легче, дают меньше
осложнений;
· высока частота болезней органов дыхания, атопических, паразитар
ных, иммунокомплексных заболеваний; формируются многие хронические заболевания;
· возрастает опасность несчастных случаев - ожогов, отравлений, улич
ного и транспортного травматизма
АФО детей
младшего школьного возраста
Для детей младшего школьного возраста (девочки 7-11 лет, мальчики 7—12 лет) характерны особенности:
· продолжается совершенствование функций организма ребенка, уси
ленно развивается мышечная масса;
· происходит замена молочных зубов на постоянные, заканчивается
развитие скелета;
· имеются четкие половые различия между мальчиками и девочками по
типу роста, созревания, телосложения;
· быстро развивается интеллект, улучшается память, развиваются
сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо;
· ребенок начинает посещать школу, меньше бывает на свежем возду
хе, возрастают нагрузки на нервную систему и психику, больше времени проводит за письменным столом
Характерная патология
детей
младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста наблюдаются:
· нарушения осанки;
· нарушения зрения;
· кариес зубов;
· сохраняется высокая инфекционная заболеваемость, а также заболе
ваемость желудочно-кишечными, сердечными и аллергическими заболеваниями;
· увеличивается число детей с ожирением;
· нередко возникают хронические заболевания;
· основной причиной смертности остается травматизм, в том числе
уличный и спортивный, полученный на занятиях физкультурой в школе
АФО детей
старшего школьного возраста
Для детейстаршего школьного возраста(девочки с 12 лет, мальчики с 13 лет) характерны особенности:
· завершение созревания всех морфологических и функциональных
структур, в том числе физическое и психическое развитие;
· выраженная перестройка эндокринной системы, интенсивное половое
созревание, становление репродуктивной системы и сексуального поведения индивидуума, подростковая гиперсексуальность;
· сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных осо
бенностей: у девочек оно наступает в возрасте 12 - 16 лет, у мальчиков несколько позже - в 13 - 18 лет
· социальные особенности, обусловленные изменениями характера и
условий обучения, условий быта, выбором профессии;
· препубертатный скачок роста, сочетающийся с энергичной нейроэн
докринной перестройкой и интенсификацией деятельности всех функциональных систем;
· гетерохрония развития органов и систем;
· формирование психохарактерологических особенностей, стерео
типов поведения и вредных привычек, влияющих на здоровье не только в подростковом периоде но и в последующей жизни
Характерная патология
детей
старшего школьного возраста
У детей подросткового возраста наблюдаются:
· нарушения физического и полового развития; проблемы репродук
тивного здоровья;
· нейроциркуляторная дисфункция, диффузный нетоксический зоб, ги
по- и гипертонические состояния;
· заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, яз
венная болезнь);
· хронические воспалительные, аутоиммунные, лимфопролифератив
ные и некоторые вирусные заболевания; тяжесть атопических заболеваний у многих подростков ослабевает;
· дисфункции эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (ги
пертиреоз, ожирение и др.);
· усиление функции сальных желез и образование угрей на лице и ту
ловище в связи с повышенной продукцией андрогенов;
· распространение токсикомании, наркоманий, заболеваний, передаю
щихся половым путем
Основные показатели крови
Показатель
Ребенок в возрасте старше 1 года
Гемоглобин (г/л крови)
126-156
Эритроциты (1012/л
4,3-5
СОЭ (мм/ч)
4-10
Лейкоциты (109/л)
6-8
Нейтрофильные гранулоциты, %
Постепенное увеличение до 60
Лимфоциты, %
Постепенное уменьшение до 35
Тромбоциты (10х9/л)
200-300
Физиологические
особенности почек и мочи
Cм. «Анатомо-физиологические особенности (АФО) новорожденных, доношенных и недоношенных»
Физиологические
особенности
кала
Характер, частота и объем каловых масс зависят от вида вскармливания и микробной флоры, заселяющей кишечник см. «Анатомо-физиологические особенности (АФО) новорожденных, доношенных и недоношенных»
Психология здорового и больного ребёнка
В общении с больным можно выделить три этапа 1-й - знакомство, 2-й - этап достаточно длительного общения, 3-й - этап расставания. При поступлении в отделение и на протяжении первых дней пребывания в стационаре в ряде случаев наблюдаются отклонения от обычного поведения ребенка, вплоть до появления патологических симптомов. Большинство детей не могут осознать необходимость госпитализации, особенно дошкольники, которые часто рассматривают свое пребывание в стационаре как наказание.Первые впечатления, полученные ребенком при госпитализации, имеют значение не только для контакта с медперсоналом отделения, но и для здоровья пациента. Первый день в стационаре является самым трудным, поэтому встретить больного необходимо особенно приветливо и доброжелательно. Незнакомая среда, предоставленность самому себе, чувство заброшенности и покинутости может стать причиной как временной, так и стойкой психологической травмы. Поэтому следует позаботиться с том, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним и одиноким, он не должен ожидать, когда, наконец, на него обратят внимание.
Дети плохо переносят перевод из одной палаты в другую, особенно из общей в одноместную. У больных могут отмечаться различные формы страха: возможность летального исхода, страх перед болезненными процедурами и осмотром врача, боязнь не найти себе друга в палате. Медсестра должна создавать положительную психологическую обстановку в отделении, которая способствовала бы быстрой адаптации к стационару, хорошему настроению, формированию активной установки на лечение. Для этого ей требуется много терпения, душевного тепла к детям. Внимательное отношение к просьбам и запросам ребенка (а зачастую и капризам) помогает детям быстрее привыкнуть к новым условиям. Вновь поступившего больного необходимо ознакомить с распорядком дня. Следует позаботиться о том, чтобы дети в палате приняли его дружелюбно и приветливо, сразу пригласили участвовать в играх, позволяющих отвлечься от грустных мыслей, связанных с пребыванием в стационаре, поскольку ребенок лишен привычных условий и заботливых материнских рук. Чтобы облегчить пребывание больного в отделении, необходимо рекомендовать родителям по возможности как можно дольше общаться с ребенком, объяснять каждую, даже обычную процедуру, организовать досуг детей, соблюдать лечебно-охранительный режим.
Раздражительность, капризность, нервозность ребенка требуют от медперсонала такта, особого контакта и психотерапевтического подхода к пациенту. Больным необходимо создать обстановку покоя и вселить веру в выздоровление. Порой следует указать родителям на необходимость организации дополнительных педагогических воздействий на малыша, особого внимания к нему в семье.
Очень важно доброжелательное отношение ко всем без исключения больным. Дети болезненно реагируют, когда сестра называет их но фамилии. Психологический вред наносят такие определения, как "больной с пороком" пли "больной ревматик". Недопустимо пренебрежительное отношение к ребенку.
Особое внимание необходимо уделять детям, находящимся в одноместной палате. Следует чаще заходить к ним, вступая в разговор, найти интересующую ребенка тему. Уже одно то, что медсестра называет больного по имени, знает его любимую игрушку или книгу, является достаточным свидетельством ее внимательного и заботливого отношения. Ребенок должен знать и чувствовать, что медсестра всегда придет к нему на помощь. Во взаимоотношениях с детьми требуется предельная искренность, так как они остро чувствуют притворство и фальшь. Контакт и доверие являются краеугольным камнем взаимоотношений с больными. Медработники не должны проявлять равнодушие и незаинтересованность, в любой форме угрожать больным, давать советы относительно тех вопросов, по которым она не располагает нужными сведениями, разъяснять больным и их близким возможный исход заболевания, результаты исследования и проводимого лечения.
Ответственным является этап выписки из больницы. Необходимо обратить внимание на то, что в день выписки больного у товарищей по палате может ухудшиться настроение. Среди детей младшего возраста иногда возникают конфликты, вызванные тем, что ребенок, поступивший в стационар позже, выписывается раньше других. Таким детям нужно объяснить, что выписывают домой при выздоровлении, а не по сроку пребывания в больнице.
Порой в отделении встречаются самые драматические ситуации, требующие идеально тактичного и бережного отношения к маленьким пациентам и их родственникам. Разговаривая с родителями тяжелобольного ребенка, медсестра должна помнить, что перед ней люди очень взволнованные, обеспокоенные, не всегда адекватно реагирующие. В тех случаях, когда медицина оказывается бессильной, наступает самый тяжелый час в работе медицинской сестры и всего коллектива отделения. В это время нужно не только находиться с умирающим ребенком, но и не оставлять его близких. Старшие дети могут предчувствовать близкую смерть. Возраст и личность ребенка определяют в таких случаях характер возможных реакций: появление депрессии, переживание страха, иногда полное равнодушие ко всему. Посещение родственниками больных детей облегчает трагичность положения
Рекомендуемая литература
v Ежова Н.В. Педиатрия: учебник /Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева.- Мн.: Выш. шк., 1997; пер.1998, 2000, 2002, 2003, 2006 гг., М.: Оникс, 2008; конспект.
При изучении учебного материала обратите внимание на особенности лабораторной диагностики у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление