Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория конвенционального развития Колберга




Влияет ли психотип родителей на развитие тех или иных личных качеств детей?

В чем суть и чем опасно «родительское программирование»?

Трансактный анализ Э.Берна представляет собой жизненные сценарии, основанные на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по 3 причинам:

оно дает цель

способ структурировать свое время

ребенку надо указывать как поступать и действовать в тех или иных ситуациях

 

Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт. Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. И хотя чаще всего результат предопределен родительским программированием, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Родители воспитывают себе подобных детей.

% Мать, живущая с мужем-алкоголиком и терпящая побои, ненавидит мужчин. Ее дочь вырастет с такой же психологической установкой.

Также существует теория, согласно которой социально-психологический тип родителей определяет личные качества ребенка.

% У тревожных матерей вырастают тревожные дети.

Успешность воспитания детей зависит от устойчивости брачных отношений. Также влияние оказывает совместимость характеров родителей.

% несовместимы доминирующий и тревожный тип характеров

%устойчивые браки сензитивный-интровертированный-гармоничный

Семье и существующими между ее членами взаимоотношениям отводится решающая роль в деле формирования будущей личности. На основе изучения детей и их семей было выделено несколько групп, выявлена связь между различными типами детей и взаимоотношениями в семье.

Первый уровень морального развития объединяет два типа:

Первый тип детей - импульсивная неморальная личность, мотивацией ее поведения преимущественно служит наказание либо поощрение; эгоистический тип, другие люди для него лишь средство для получения чего-либо, не может контролировать свои импульсы, не способен решить реальные задачи.

Семья не внедрила в сознание такого ребенка никаких принципов, родители непоследовательно использовали метод наказания.

Второй тип - уживчивая личность. Проявляет целесообразность, интересы других учитывает настолько, насколько это может быть ему полезным, удовлетворяет свои интересы за счет других, ищет легкие пути, не предъявляет к себе особых требований, в присутствии других ведет себя хорошо, уважительно относится к желаниям и приказам взрослых, поскольку они могут и покарать и похвалить, добивается определенных успехов.

Атмосфера в таких семьях может быть различна: либо чрезмерный контроль, автократия, либо вседозволенность, либерализм.

Второй уровень - конформистская личность. Соблюдает правила, но не принципы, делает то, что от него ждут. Вариацией этого типа может быть личность, соблюдающая правила принужденно. Такой подросток не понимает, что правила существуют для людей и действуют помимо мотиваций и чувств.

Семьи авторитарны, родители любят наказывать, по большей части в них ощущается взаимное недоверие и недовольство друг другом, дети пытаются положительно относиться к семье.

Третий уровень - рационально альтруистическая личность, чувствительная, дружелюбная, заботится о других.

Семьи таких детей прочные, любящие, демократичные. В них проявляется доверие друг к другу, родители помогают детям в принятии решений, однако сами остаются "последней инстанцией", оставляя за собой проконтролировать ребенка, т.е. осуществляют рациональную дисциплину.

Как видим, на ребенка оказывают воздействие четыре сферы семейной жизни: взаимное доверие и одобрение, прочность семейного уклада, демократический контроль со стороны родителей и степень строгости применяемых ими наказаний.

В зависимости от того, какие взаимоотношения складываются у детей с родителями, они по-разному учатся воспринимать моральные явления и правила морального поведения.

Недостатки семейного воспитания, в основном, вызваны тем, что родители или не знают природу ребенка, пути и методы воспитания, или не уделяют достаточно времени и энергии делу воспитания своего ребенка. Всегда, когда речь заходит о неблагополучности семьи, особое внимание обращают на неполные и распавшиеся семьи, однако следует отметить, что большинство трудновоспитуемых растет в формально полных, материально обеспеченных семьях. Можно сказать, что решающую роль играет не состав семьи, а взаимоотношения, установившиеся между ее членами, их влияние на ребенка; именно нездоровые отношения в семье, пример отрицательного поведения родителей и является важнейшей причиной трудновоспитуемости.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает необходимость максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-психологические факторы, определяющие воздействия.

частыми причинами негативного воспитания являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты.

Причина антивоспитательных воздействий

-неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу

-несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование точек зрения на мораль, нравственность, ответственность за семью, обязанности. (% косоглазие у детей)

Специфические условия воспитания складываются в неполной семье. Мальчики гораздо острее воспринимают отсутствие отца; часто бывают задиристыми и беспокойными. Двухлетние дети менее самостоятельны, больше проявляют тревожность и агрессивность.

Развод является сильным потрясением для ребенка. Мальчики переживают острее. Распад семьи отрицательно сказывается и на отношениях между матерями и сыновьями. Находясь в состоянии душевной нестабильности родитель не в состоянии оказать хорошую поддержку ребенку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.