Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и назначение СППР

 

Концепция СППР возникла в конце б0-х годов 2 0 столетия вместе с идеей распределенных вычислений. Первой идеей создания таких систем была предоставление конечным пользователям возможности взаимодействия с компьютером без посредничества информационных специалистов.

Термин СППР (Decision Support System - DSS) предложили профессоры Массачусетского технологического института Горри и Мортон. Они чувствовали потребность в создании соответствующих компьютерных приложений и разработали классификационную таблицу (сетка Горри и Мортона) отражавшую круг задач решаемых в бизнесе по уровню структурированности (структурированных, слабоструктурированных и неструктурированных) и уровню компьютерной поддержки. Они определили на решение каких задач ориентированы СППР.

В дальнейшем спектр решаемых задач и ориентированных на них компьютерных приложений расширялся и соответственно изменилось понимание сущности и назначения СППР..

Системы поддержки принятия решений (DSS) -это интерактивные компьютерные системы, разработанные для предоставления помощи менеджеру (или руководителю) в принятии решений управления.

Необходимость в таких системах в экономике и бизнесе обусловлена действием ряда причин:

увеличение объемов информации поступающей в систему

управления предприятий;

усложнение задач решаемых управленческим персоналом

ежедневно и на перспективу;

необходимостью учета в принятии решений большого числа

взаимосвязанных динамических факторов и требований;

необходимостью снятия неопределенности, связанной с

невозможностью количественного измерения отдельных

факторов решений;

увеличением размеров последствий принятых решений. Причины противодействия использования СППР:

недостаточная компьютерная подготовка менеджеров;

восприятие работы с СППР как фактор понижения статуса

менеджера;

использование СППР может не отвечать стилю решения

проблем менеджером (не интуитивный, а аналитический);

модели интерфейсы и в целом СППР были недостаточно

разработаны;

создание и использование СППР требует времени и

значительных затрат;

боязнь менеджеров информационной перегрузки.


Факторы активизации распространения СППР:

возможность вычислений на рабочем столе при помощи ПК:

ранее компьютерные вычисления организовывались с использованием централизованной ЭВМ в пакетном режиме с фиксированного терминала, что значительно увеличивало время получения результата;

разработка дружественных пакетов: в настоящее время для работы с СППР нет необходимости знания спецязыков и написания спецпрограмм, интерфейс СППР стал максимально доступным для любого пользователя;

уменьшение компьютерной тревоги: компьютеры стали более дешевыми, ПО стало более доступным, увеличился круг информации доступной с ПК - все это увеличило круг специалистов, желающих работать с ПК и СППР; потери вследствие неиспользования СППР стали очень чувствительными Цели СППР:

1. Совершенствование решений: создание условий для
обоснования и принятия более рациональных решений.

2. Увеличение продуктивности работы лиц принимающих решения

(ЛПР).

3. Расширение круга инструментальных средств ЛПР новыми
возможностями добычи, формулировки и создания знаний.

4. Совершенствование отдельных этапов принятия решений (сбор
информации, проектирование, выбор альтернатив).

5. Упорядочивание и облегчение анализа возможных путей
решения проблем.

6. Помощь ЛПР в решении неструктурированных и
слабоструктурированных проблем.

7. Повышение компетентности ЛПР.

2. Эволюция СППР

 

Анализируя эволюцию систем поддержки принятия решений можно выделить три поколения СППР: первое поколение разрабатывалось в период 1970—1980 лет, второе — с начала 1980 к середине 90-х годов, третье — из середины 90-х годов и доныне (разработка новых типов длится).

Первое поколение СППР, как уже отмечалось, почти полностью повторяло функции обычных управленческих систем относительно предоставления компьютеризованной помощи в принятии решений. Основные компоненты СППР имели такие признаки:

управление данными — большие объемы информации, внутренние и
внешние банки данных, обработки и оценки данных;

управление вычислениями моделирование модели,
разработанные специалистами в отрасли информатики для
специальных проблем;

интерфейс язык общения пользователя языки
программирования, созданные для больших ЭВМ, которые
используются исключительно программистами.

Однако, существовал ряд существенных отличий DSS от MIS.

DSS обещают конечному пользователю управление данными и инструментальными средствами. MIS до сих пор власти


профессионалов: пользователи получают информацию из профессионального штата аналитиков, проектировщиков и программистов.

MIS ориентируются на структурные информационные потоки средних менеджеров. DSS ориентированны на главных управляющих и средних менеджеров, на изменения, гибкость и быструю реакцию.

В DSS имеется меньшее количество возможностей, чтобы связать пользователей со структурными информационными потоками, и соответственно больший акцент делается на моделях, предложениях и показе графики.

Как DSS, так и MIS полагаются на профессиональный анализ и проектирование. Однако в то время, как MIS обычно следует за традиционной методологией развития систем, системы DSS сознательно итерационные, никогда не заморожены и в этом смысле никогда не закончены. Основными недостатками первых СППР были:

трудоемкость и дороговизна в разработке и сопровождении, сложность адаптации к быстрым изменениям организационных требований управления и принятия решений;

значительная зависимость от конкретной проблемы и пользователя;

возможности СППР в решении сложных и неструктурированных задач были ограничены

Основными областями исследований в области совершенствования СППР 1-го поколения стали:

+ разработка генераторов и инструментария СППР, которые

уменьшали затраты и время, необходимое для реализации СППР

(электронные таблицы, языки моделирования, специализированные

системы разработки СППР и универсальные инструменты разработки

компьютерных систем);

+ разработка универсальных СППР, которые давали возможность:

а) поддерживать решение сложных проблем, состоящих из
множества вопросов с помощью широкого диапазона моделей и
источников данных;

б) централизованно управлять моделями объекта управления.

СППР второго поколения уже имели принципиально новые признаки:

управление данными необходимое и достаточное количество
информации о фактах в соответствии с восприятием ЛПР, что
охватывает скрытые допущение, интересы и качественные оценки;

управление вычислениями и моделированием гибкие модели,
которые воспроизводят способ мышления ЛПР в процессе принятия
решений;

интерфейс пользователя программные средства,
«дружественные» пользователю, обычный язык, непосредственная
работа конечного пользователя.

Дружественные СППР дают возможность вести равноправный понятный диалог с ЭВМ, используя привычные языки общения. Системы могут «персонализировать» пользователя, подстраиваться под его стиль мышления, уровень знаний и профессиональной подготовки, а также средства работы.


Цели и назначения СППР второго поколения можно определить так: помощь в понимании решаемой проблемы, т.е. структуризация

проблемы, генерация постановок задач, выявление преимуществ,

формирования критериев;

помощь в решении задачи: генерация и выбор моделей и

методов, сбор и подготовка данных, выполнение вычислений,

оформление и выдача результатов;

помощь относительно анализа решений то есть проведение

анализа типа Что если и т д объяснения хода

решения поиск и выдача аналогичных прошлых решений и их

по следствий

Особенности СППР 2-го поколения:

помощь в понимании решаемой проблемы (структуризация проблемы, генерация постановки задачи, выявление преимуществ, формирование целей и критериев и др.); помощь в решении задачи (генерация и выбор моделей, алгоритмов, сбор и подготовка данных, выполнение расчетов, оформление и выдача результатов); помощь в анализе полученных результатов (анализ «что -если?», поиск ранее принимавшихся аналогичных решений); интеграция различных моделей, алгоритмов и аналитических методов для решения задач управления;

дружественный интерактивный интерфейс для облегчения работы с системой неквалифицированных пользователей; гибкость и адаптивность к изменениям среды или подходов к решению задач;

СППР не навязывает определенный процесс принятия решения пользователю.

СППР третьего поколения имеют те же признаки, что и второго поколения, но появились дополнительные возможности за счет внедрения таких новых средств информационных технологий и методов искусственного интеллекта:

1)хранилищ и витрин данных, что дает возможность творцам решений анализировать огромные объемы данных о текущих деловых транзакциях с целью выбора рационального решения;

2)0ЬАР-систем, которые дают возможность пользователям быстро и удобно манипулировать большими базами данных для исследования многих показателей бизнеса деятельности в разных ракурсах-

3) дейтамайнл.нгу — методов интеллектуального анализа данных для поиска в базах и хранилищах данных неизвестных (скрытых) закономерностей и тенденций;

4)консультирующих, основанных на знаниях, средств поддержки принятия решений;

5) новейших средств телекоммуникаций, которые обеспечивают эффективную связь пользователей между собой во время создания групповых решений, виртуальных организаций и офисов и тому подобное;

6)географических баз данных и геоинформационных систем, которые обеспечивают пользователям доступ, отражение и анализ данных, которые имеют географическое (территориальный) содержание и значение, с использованием карт.


Следует отметить, что до последнего времени системы поддержки принятия решений третьего поколения иногда называли иначе, например, «СППР на основе хранилищ данных», «интеллектуальные С1ШР» и тому подобное. Нельзя сказать, что новые поколения СППР вытесняют или замещают предыдущие. В настоящее время используются СППР всех поколений, возможно, в случае необходимости некоторые устаревшие системы модифицируют.

2. Классификация СППР

СППР являются достаточно распространенными ИС, причем среди них есть достаточно большое количество систем существенно отличающихся своими целями, назначением, предметными областями, функциональной ориентацией и др. Следовательно, чтобы внести ясность в само понятие СППР, унифицировать подходы к их разработке, использованию, определить направления научно-исследовательских работ в этой области, необходимо изучить различные классификационные группы СППР.

По мере поддержки принятия решений:

+ Системы накопления файлов - обеспечивают интерактивный доступ пользователя к различным элементам данным (система контроля товарно-материальных запасов).

+ Системы анализа данных - обеспечивают доступ к БД и простым БМ и дают возможность манипулирования данными для анализа файлов текущих данных.

+ Расчетные системы - дают возможность определять последствия планируемых действий на основе определенных связей и формул в управляемом процессе, а также вычислительных процедур (финансовый план - бюджеты).

+ Репрезентативные (образные) системы - генерируют оценки последствий действий и решений на основе частично определенных имитационных моделей (реклама - цена - прогноз сбыта).

+ Оптимизационные системы - обеспечивают выбор направлений действий из нескольких возможных альтернатив путем поиска оптимальных решений, связанных с набором ограничений (максимум прибыли, минимум затрат).

+ Рекомендационные системы - производят конкретные рекомендации для решения слабоструктурированных задач на основе математических методов и алгоритмических процедур, реализованных методом машинного моделирования (регулирование страховых ставок путем изучения взаимосвязей между страховыми премиями и страховыми исками.

По используемому инструментальному подходу:

+ Специализированные (прикладные) СППР - предназначены для использования конечными пользователями, дают возможность конкретному ЛПР решать конкретные задачи, связанные с его деятельностью.

+ СППР — генератор - пакет взаимосвязанных программных средств (поиска, обработки и выдачи данных, моделирования и т.д.) который дает возможность легко и быстро создавать специализированные СППР.


Концептуальная структура СППР - генератора включает 5 компонентов:

управление интерфейсом пользователя - позволяет формировать основные типы интерфейса (меню, язык команд, язык вопросов и ответов). Интерфейс выбирается в зависимости от уровня подготовленности пользователей СППР и характера ее использования (постоянное или периодическое).

управление представлениями - поддержка разноаспектных образов, необходимых пользователю для решения управленческих задач (таблицы, графики, алгоритмы, командные процедуры и др.).

управление анализом - ведение базы моделей для манипулирования данными.

системное управление - системное администрирование для обеспечения координации действий пользователей, а также системный тренажер для обучения пользователей. управление данными - реализуется при помощи СУБД.

+ СППР - инструментарий - дает в распоряжение проектировщика СППР мощные средства, в том числе специализированные языки, операционные системы, средства обмена информацией, проекции цветных графических образов и др. поэтому эти системы могут использоваться для создания и специализированных СППР и СППР -генераторов.

По уровню участия ЛПР в процессе принятия решений:

+ Персонализованные СППР - предоставляют персональную поддержку ЛПР, которое несет полную ответственность за принятие подготовленного решения и обеспечение его реализацию.

+ СППР организационных процессов - используются когда одно ЛПР принимает только часть решений, которая передается другим лицам для дальнейшей работы.

+ Коллективные СППР - используются для поддержки принятия решений в результате переговоров и взаимодействия между ЛПР. ПО таких СППР содержит средств реализации технологий «электронных комнат для совещаний», локальных сетей, средств поддержки телеконференций. Чаще всего такие СППР используются для решения задач генерации идей и действий, выбора альтернатив или вариантов, проведение переговоров для достижения решений.

СППР в рамках информационного подхода:

+ СППР Спрага

Пользователь

 

Система управления и генерации диалога
Интерфейс «Пользователь - Система»
СУБД СУБМ
БД БМ

Эволюционирующая СППР

Пользователь

 

Система управления и генерации диалога
Интерфейс «Пользователь - Система»
СУБД СУБМ
БД База текстов и правил БМ
     

Интерфейс «Пользователь - Система» обеспечивает связь с каждой базой, управление ими, регулирование стиля диалога, представление пользователю необходимой информации в нужном виде.

БД СППР содержит как количественную так и качественную информацию. Средства СУБД обеспечивают объединение информации из различных источников, представление логической структуры данных в терминах пользователя, полный набор функций управления данными.

БМ обеспечивает гибкость моделирования за счет использования готовых блоков моделей и подпрограмм. Управление моделями позволяет создавать каталоги и обслуживать широкий спектр моделей, поддерживающих все уровни управления, создание новых моделей, связь моделей с соответствующими БД.

Эволюционирующая СППР включает базу текстов и правил, расширяющих ее функциональные возможности. СППР имеет возможность использования как слабо структурированные виды информации (тексты), так и правила представления знаний, эвристические процедуры.

По ориентации на личность ЛПР:

Обработка информации человеком тесно связана с биологической специализацией мозга: левое полушарие выполняет рациональные, динамические функции (количественный характер действий), права -интуитивные, параллельные действия (качественный характер). Компьютер выполняет только логические, рациональные действия, т.е. моделирует деятельность левого полушария.

В деятельности специалистов предприятий встречаются как аналитические функции и процедуры, так и эвристические (основанные на интуиции, фантазии, прошлом опыте и др.). в соответствии с эти выделяются следующие группы СППР:

+ СППР количественной ориентации (функции левого полушария)-работают преимущественно с БД и числовой информацией, используют числовые сравнения, статистический анализ данных, математическое моделирование.

+ СППР квалитативной ориентации (функции правого полушария)-объединяют элементы эвристического и компьютерного моделирования, преимущественно работают со словами, фразами и решениями, используют качественный анализ подобия, формируют таксомонии (исследование вопросов объема и взаимного отношения, подчиненности групп и категорий, вопросов классификации),


анализируют содержание информации, характерными являются знания, аналогии, сценарии, смысл, понимание


терминами


3. СППР базирующиеся на знаниях

Одним из перспективных направлений развития СППР является объединение технологий поддержки решений и технологий искусственного интеллекта. Однако в контексте рассмотрения развития СППР целесообразно рассмотреть модель СППР, которая базируется на знаниях.

Элементы искусственного интеллекта, в частности обычный язык для общения с системой, метрология экспертных систем, инженерия знаний и компьютерных языков искусственного интеллекта нашла использование в трех базовых компонентах СППР: БД, СУБД, БМ, СУБМ, и пользовательском интерфейсе.

Отличительной особенностью СППР, основанной на знаниях является выделение нового аспекта поддержки решений -возможность «понимать» проблему, т.е. способность принять запрос пользователя, собрать необходимую информацию и подготовить отчет.

Структурная схема СППР основанной на знаниях отражает следующая схема:

Пользователь

Интерфейс «Пользователь - Системах

 


Проблемный процессор

Сбор информации Распознание проблемы

Формулирование проблемы, задачи

Поиск альтернативных вариантов решений

Разработка модели Анализ

Выбор решения Принятия решения


Система знаний

СУБЗ

БЗ (БМ)

СУБД

БД


§

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Открытая модель КТЗ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.