Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о душе и антропология




Гносеология: учение о припоминании

По мнению Платона, душа до своего воплощения в теле, обладая способностью к созерцанию этих идей, познавала их. Попадая в тело, душа забывает это свое знание, но способна вспоминать идеи вещей при определенных обстоятельствах, например, сталкиваясь с материальными предметами, беседуя о них или просто размышляя. Таким образом, Платон рассматривает познание как припоминание (анамнесис).

 

 

«Познай самого себя»

У Платона есть диалог «Менон» в котором его участник Сократ просит привести юного необразованного раба и в беседе с ним задает ему вопросы таким образом, что сам этот раб доказывает некоторую математическую теорему. Здесь перед нами наглядный пример «повивального искусства» Сократа, и Платон использует этот пример для того, чтобы истолковать сократовский принцип «познай самого себя» как анамнесис: душа от рождения в теле уже содержит в себе знание об идеях, поэтому познание оказывается самопознанием (не в смысле познания собственных свойств, а в смысле обращения за знанием о мире внутрь себя, а не во вне). Анамнесис, по мнению Платона, является еще одним доказательством в пользу бессмертия души.

Вслед за Парменидом и элеатами, Платон различает собственно знание и мнение. Мнение человек составляет на основе данных чувственного восприятия, которое опыт преобразует в представления, а мышление, абстрагируя и обобщая представления, сопоставляя понятия и делая выводы, превращает в мнение. Такое мышление называется рассудком – тем, что мыслит при помощи определенных логических процедур. Мнение может быть истинным или ложным, относиться к вещам чувственным или умопостигаемым. В отличие от мнения, знание не основывается на данных ощущений, не бывает ложным, не может относиться к чувственному. Знание вообще не является результатом процесса познания. Оно есть результат некоторого вневременного созерцания. То, чем душа видит и знает идеи, Платон называет умом. Знание, таким образом, оказывается плодом деятельности не рассудка, а ума. Душа – связующее начало между миром чувственного и умопостигаемого. Мышление и мнение – свойства души.

 

Три части (начала) души

Ум не является единственной составляющей души. Как принцип жизни, душа, согласно Платону, состоит из трех начал: разумного, пылкого (аффективного) и вожделеющего. Платон, таким образом, закладывает основы психологии, поскольку его разделение вполне адекватно может быть выражено на современном языке. Разум и есть разум. Аффективная часть души – это эмоциональная сфера. Вожделеющая – сфера низших чувств, инстинктов (чувства и эмоции, разумеется, не одно и тоже). Люди различаются в том числе и тем, что у каждого можно отметить преобладание той или иной части души. Три части души неравноценны. Высшей является разум, низшей – сфера чувственного, которая помещается в области живота (эмоциональная – в груди). Наряду с частями души Платон выделяет четыре основные добродетели души: здравомыслие – господство над вожделениями, мужество – смирение пылкого начала, мудрость – совершенство разумного начала, справедливость – должное функционирование каждого из начал и души в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.