Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий этап. Третий этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон фирмы и факторов внешней среды

Третий этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон фирмы и факторов внешней среды. На этом этапе строится так называемая «сопоставительная матрица» (в разных источниках она представлена по-разному), основной смысл которой состоит в следующем:

• выяснить, позволяют ли сильные стороны фирмы воспользоваться открывающимися возможностями с выгодой для компании,

• выяснить, способствуют ли сильные стороны фирмы защите от внешних угроз,

• выяснить, насколько слабые стороны тормозят развитие фирмы и не дают возможности использовать благоприятную ситуацию,

• выяснить, насколько слабые стороны делают фирму уязвимой для внешнего неблагоприятного воздействия,

• определить, как в целом можно характеризовать взаимодействие фирмы и внешней среды и способность фирмы достигать своих целей в сложившихся условиях.

Основа любой сопоставительной матрицы выглядит следующим образом:

Характеристики корпоративного профиля Факторы внешней среды
Возможности Угрозы
Силы    
Слабости    

Как и предыдущих варианта SWOT-анализа здесь предлагается сосредоточиться на качественном анализе, перечисляя в соответствующих квадрантах матрицы:

¾ Силы, позволяющие с наибольшей выгодой использовать возможности.

¾ Силы, позволяющие эффективно противостоять угрозам.

¾ Слабости, ограничивающие возможности фирмы во внешней среде.

¾ Слабости, увеличивающие опасность ситуации для фирмы.

 


Качественная характеристика положения бизнеса в среде (по четырем квадрантам) представлена в таблице:

 

Фирма Среда
Преобладают возможности Преобладают угрозы
Преобладают сильные стороны Конкурентоспособная фирма в благоприятной среде Сильная фирма в рискованной среде
Преобладают слабые стороны Слабая фирма, неспособная воспользоваться благоприятными условиями среды Слабая фирма в рискованной среде (проблемный бизнес)

Котлер предлагает следующую оценку бизнеса в зависимости от сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз.

идеальный бизнес – в высшей степени благоприятные возможности и низкие угрозы, способность фирмы воспользоваться условиями внешней среды, сильные стороны существенны, слабые стороны отсутствуют или незначимы;

рискованный бизнес – благоприятные возможности при больших опасностях, значительное влияние на фирму внешних опасностей, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что ставит под сомнение способность фирмы воспользоваться благоприятными возможностями;

зрелый бизнес – в равной мере присутствуют возможности и угрозы, выраженные не слишком сильно (степень влияния на фирму не выше средней), фирма обладает достаточными силами, чтобы противостоять опасностям;

проблемный бизнес – низкая оценка благоприятности ситуации при высоких опасностях, фирма практически не способна противостоять внешним опасностям, поскольку слабости преобладают на силами.


В некоторых источниках предлагается количественная оценка бизнеса в контексте окружающей среды.

 

Сопоставительная матрица (по R. M. Belbin)

 

SWOT-анализ Внешняя среда     Сумма балов по строкам
Возможности (благоприятные для фирмы ситуации) Угрозы (неблагоприятные для фирмы ситуации)
    n Сводные оценки     m Сводные оценки
Корпо-ратив-ный про-филь Силы           Сводная оценка по квадранту 1   i=1,n j=1,k         Сводная оценка по квадранту 2   i=1,m j=1,k  
                   
                 
k                  
Слабости           Сводная оценка по квадранту 3   i=1,n j=1,p         Сводная оценка по квадранту 4   i=1,m j=1,p  
                   
                 
p                  
  Сумма балов по столбцам                     Сводная оценка положе-ния фирмы О=О1+ О2+ О3+ О4  

 

Силы и слабости перечисляются в порядке убывания рангов характеристик корпоративного профиля (см. Первый этап).

 

Возможности и угрозы перечисляются в порядке убывания рангов факторов внешней среды на фирму (см. Второй этап).

 

Таким образом, в процессе сопоставительного этапа SWOT-анализа сначала рассматривается сочетание наиболее существенных характеристик фирмы и факторов внешней среды, а затем сочетание менее существенных.

 

В клетках матрицы ставятся баллы, отражающие оценку сильных и слабых сторон фирмы с точки зрения способности использовать благоприятные ситуации и/или противостоять угрозам.

Баллы могут назначаться в соответствии с различными шкалами (бинарной (+1, - 1), балльной), при этом если оценка несет положительный смысл (наличие сил и/или способность противостоять угрозам), то она ставится со знаком «+», если отрицательный смысл (наличие слабостей и/или неспособность противостоять угрозам), то со знаком «-».

Сопоставительная оценка производится экспертами.

 

Если сводная оценка O отрицательна, то положение фирмы на рынке в целом неблагоприятно, если оценка O положительна, то положение фирмы на рынке в целом благоприятно.

 

Следует принять во внимание, что SWOT-анализ нацелен не столько на получение интегральных оценок, характеризующих конкурентоспособность фирмы, благоприятность среды и положение фирмы в среде, сколько на выявление и анализ частных параметров: сил и слабостей, возможностей и угроз. Главная задача – определить стратегические направления совершенствования и развития бизнеса в сложившихся и прогнозируемых условиях внешней среды.

 

Результаты SWOT-анализа также могут служить основой для портфельного анализа, в ходе которого определяется позиция каждого бизнес-направления (СХП) или товарно-рыночной комбинации (ТРК).

 

Использование результатов SWOT-анализа для оценки бизнес-портфеля


 

Силы

 

10

       
   
 

 


7

 

3

 

-10 -7 -3 0 3 7 10

Угрозы Возможности

 

-3

 
 

 


-7

 

 
 


-10

 

 

Слабости

 

Примечание: в данном случае градация позиций произведена на основе усредненной интегральной оценки каждого параметра в 10-балльной системе (может применяться и другой подход).

В представленной системе координат:

¾ определяется позиция каждой бизнес-единицы,

¾ дается качественная характеристика положения бизнес-единицы,

¾ может быть произведена количественная оценка бизнеса (исходя из масштаба бизнес-единицы - аналогично другим методам портфельного анализа),

¾ может быть проанализирована динамика развития ситуации (перемещение из одного квадранта в другой).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ характера и степени влияния внешней среды на фирму | Узкие места SWOT-анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.