Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование бюджетного дефицита

 

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

– монетизация бюджетного дефицита;

– внешнее долговое финансирование;

– внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи» – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс. Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1) удается организовать концессионное финансирование;

2) на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

3) торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

4) первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

5) первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

– сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

– внутреннее предложение относительно эластично;

– внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

– сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 


Тема 4. Бюджетное устройство Республики Беларусь

 

4.1. Понятие и основы бюджетного устройства

 

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уров­нях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспе­чивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и рас­ходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяется государственным уст­ройством. В разных странах мира бюджетное устройство отличается особен­ностями в зависимости от государственного устройства, административно-территориального деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.

Основными считаются две формы государственного управления: единая - унитарное и федеративное.

В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. Уни­тарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централи­зации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджет­ных прав нижестоящих органов власти.

В федеративных государствах (Российская Федерация, Германия, США, Канада, Швейцария, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесу­эла, Мексика, Австралия и др.) функционирует три уровня бюджетов; феде­ральный бюджет; бюджеты членов федерации (штатов, кантонов, респуб­лик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соот­ветствующей страны.

Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоя­тельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосу­дарственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют фе­деративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного фе­дерализма.

Каждое из приведенных бюджетных устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так, для унитарных бюджетных устройств характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролиро­вать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общего­сударственные цели и определенные государственные и мест­ные программы. К недостаткам можно отнести ущемление ини­циативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократической машины.

Федеральное устройство обеспечивает не только децентра­лизованное принятие бюджетных решений, по и распределе­ние полномочий, разделение государственной власти, обеспе­чение множественности национальных суверенитетов. В то же время усложнение процедуры контроля за бюджетными сред­ствами, дублирование бюджетных программ и размывание ответственности относятся к основным проблемам федеральных государства.

Количество унитарных государств в мире преобладает, по большинство территориально крупных стран является федера­циями.

Бюджетное устройство основывается на принципах единст­ва бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и само­стоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

 

4.2. Бюджетная система государства

 

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная систе­ма, представляющая собой основанную па экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета и местных бюд­жетов. Современная бюджетная система Республики Беларусь объединяет республиканский и 1667 местных бюджетов, связанных, между собой слож­ными бюджетами отношениями по распределению доходов и расходов между бюджетами территориальных уровней.

Местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Построение и функционирование бюджетной системы основывается на принципах:

1. единства;

2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности бюджетов;

6. эффективности использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8. достоверности бюджетов;

9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;

10. ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законода­тельством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммар­ному объему доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минималь­ного объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Респуб­лики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

 

4.3. Межбюджетные отношения в Республике Беларусь

 

Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами законодательством республики. К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;

- неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- безвозмездные перечисления.

При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов – республиканские и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

К межбюджетным отношениям относят и представления финансовой помощи (субвенции, дотации и субсидии), а также бюджетные ссуды, взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Кратко охарактеризуем каждую форму.

Субвенции – это бюджетные средства, представляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.

Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

Дотации – бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

При не целевом использовании в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях не использования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Целевые бюджетные ссуды бюджетам на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, могут быть выданы по решению республиканских исполнительных органов власти.

Взаимные расчеты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы власти принимают какие-либо решения (например, о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы или о снижении ставок налогов), что не было учтено при формировании бюджетов на этот год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей (полностью или частично) или путем предоставления бюджетных компенсаций.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. В течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

 

4.4. Бюджетная классификация

 

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджет­ной системы. Она дает возможность экономического и статистического ана­лиза доходов и расходов бюджетов РБ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:

классификацию доходов бюджета;

функциональную классификацию расходов бюджета;

программную классификацию расходов бюджета;

экономическую классификацию расходов бюджета;

ведомственную классификацию расходов бюджета;

классификацию финансирования дефицита бюджета;

классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.

Классификация доходов бюджета

Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы.

Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.

Программная классификация расходов бюджета

Программная классификация расходов бюджета является группи­ровкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета является группи­ровкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражаю­щей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

Классификация финансирования дефицита бюджета

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Бюджетная классификация Республики Беларусь в части клас­сификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов.


Тема 5. Основы и принципы формирования доходов бюджета

 

5.1. Сущность доходов бюджета и принципы их формирования

Доходы бюджета - денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в процессе формирование фонда денежных средств страны, необходимого для выполне­ния его функций.

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления для выполнения ими своих функций.

Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доход­ности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюд­жетных доходов позволяет оказывать определённое воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйствен­ной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объёмы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориаль­ное размещение инвестиций. Доходы бюджета выражают отношения распределения и перераспреде­ления национального дохода. Формой проявления этих доходов выступают чаще всего налоги.

Доходы бюджета могут быть сгруппированы по следующим призна­кам:

1) по методам взимания доходы делятся на:

– налоговые

– неналоговые;

2) по истокам образования:

– доходы, поступающие от юриди­ческих лиц

– доходы, поступающие от населения;

3) в зависимости от государственного устройства страны различают:

а) в унитарном государстве:

– доходы центрального бюджета

– доходы местных бюджетов;

б) в федеративном государстве:

– доходы федеративного бюджета

– доходы бюджетов членов федерации

– доходы местных бюджетов;

4) в зависимости от уровней бюджетной системы, за которым закреп­ляются доходы:

– собственные

– регулирующие;

5) в зависимости от гражданства субъектов налогообложения:

– упла­чиваемые резидентами

– уплачиваемые нерезидентами;

6) по конкретным объектам обложения

– взимаемые с имущества

– взимаемые с дохода;

7) по конкретным видам прямых и косвенных налогов

– акцизы

– НДС

– налог на прибыль предприятий и организаций

– подоходный налог с фи­зических лиц

– таможенные пошлины;

8) по формам образования государственные доходы делятся на:

– обяза­тельные платежи (налоги и таможенные платежи)

– добровольные платежи (платы за услуги, займы, лотереи и др.).

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы, поступающие в бюджет, классифицируются по следующим группам:

1.1. налоговые доходы;

1.2. неналоговые доходы;

1.3. безвозмездные поступления, т.е. необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств; международных организаций, другого бюджета.

Основные принципы формирования доходов бюджета можно свести к следующим:

1. Достижения уровня (цели) эффективного хозяйствования всех субъ­ектов независимо от форм собственности (регулирование налогами).

2. Научный подход к формированию структуры доходов.

3. Приоритеты развития общества.

4. Учёт конкретной экономической и социальной ситуации в стране.

5. Учёт территориальных и межотраслевых особенностей развития экономики.

6. Значимость республиканского бюджета перед местным.

7. Перераспределение доходных средств между бюджетами разных уровней.

8. Регулярность поступления доходов.

5.2. Налоги как основа формирования доходов бюджета

 

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (централь­ными и местными органами власти) с физических и юридических лиц на ос­нове существующего законодательства.

Исторически их возникновение от­носят к периоду разделения общества на социальные группы и появлению государства. Налоги выражают реально существующие денежные отноше­ния, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального до­хода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отноше­ния как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. Налоги, участвуя в перераспределении навой стоимости - национального до­хода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их обществен­ное содержание. Общественное содержание налогов даёт возможность про­никнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволю­цию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия на­логов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распре­делительных отношений общества отражают закономерности производства.

Налоги имеют также материальную основу, то есть представляют со­бой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемою государст­вом. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают ор­ганы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме нало­гов со своего населения страны, превращается в централизованный фонд фи­нансовых ресурсов государства.

В современных условиях налоги выполняют четыре функции:

– фис­кальную

– распределительную

– стимулирующую

– регулирующую

Фискальная функция - обеспечивает государство финансовыми ре­сурсами, необходимых для осуществления его деятельности. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социаль­ных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Государство всё больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Распределительная функция обеспечивает процесс перераспределе­ния части совокупного общественного продукта и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов произ­водства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Регулирующая функция означает что, налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьёзное влияние на воспро­изводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя на­копление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос насе­ления. Данная функция не отделима от фискальной и находится с ней в тес­ной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государ­ства национального дохода вызывает постоянное соприкосновения налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные воз­можности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами на­логов различают:

– прямые налоги

– косвенные налоги

Прямые налоги устанавлива­ются с дохода или имущества. Они исторически предшествуют косвенным налогам, так как наиболее просты и очевидны, то есть при их обложении ка­ждый точно знает, какую долю расходов государства он несёт.

Прямые нало­ги делятся на:

– реальные

– личные

Реальными называют прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты налогоплательщика. При этом не учитывается фак­тический доход от имущества, состояние этого имущества, положение субъ­екта.

Личные называют прямые налоги, объектом обложения которых явля­ется не имущество, а учтённый доход или часть дохода налогоплательщика.

Косвенные налоги включают в цену товаров или услуг, взимаются в процессе потребления товаров или услуг и выплачиваются потребителями этого товара. Косвенным он называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадаться о налоге, входящем в цену товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Государство предпочитает косвенное обложение из-за его скрытности, простоты взимания. Производители товаров и услуг предпочитают систему косвенного обложения исходя из следующих соображений:

1) косвенные налоги легко переложимы;

2) взимаются незаметно для населения в цене товара.

Налоговая система Республики Беларусь – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система включает в себя такие элементы, как:

1) система налогов и сборов, установленных в стране;

2) система налогового законодательства;

3) система налоговых органов.

Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов:

1. Единства налоговой системы;

2. Подвижности налоговой системы - налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы;

3. Стабильность налоговой системы. Налоговую систему можно считать стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

4. Множественности налогов. Согласно этому принципу налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Структуру налоговой системы Республики Беларусь формируют республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом РБ либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

земельный налог;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

оффшорный сбор;

гербовый сбор;

консульский сбор;

государственная пошлина;

патентные пошлины;

таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

налог за владение собаками;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

Законодательством предусмотрены также особые режимы налогообложения. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

налога при упрощенной системе налогообложения;

единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

налога на игорный бизнес;

налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

сбора за осуществление ремесленной деятельности;

сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

 

5.3. Неналоговые платежи и сборы

 

Неналоговые доходы являются альтернативным источником формиро­вания доходов бюджета и отражают место государства в системе экономиче­ских отношений, возможность его функционирования наравне с прочими субъектами хозяйствования при реализации объектов госсобственности, ока­зании услуг, материальном возмещении издержек (штрафы, финансовые санкции) государству как основному распределяющему органу.

Неналоговые доходы можно подразделить на:

– текущие

– капи­тальные

К текущим неналоговым доходам относятся возмездные и невоз­вратные текущие платежи в бюджет.

Капитальные трансферты охватыва­ют добровольные невозвратные платежи в бюджет на осуществление капи­тальных расходов или приобретение материальных ценностей.

Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя:

1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета;

2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности;

3. средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций;

4. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республи­канской собственности;

5. административные платежи:

6. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республи­канской собственности,

7. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства: доходы от реализации товаров, транспортных средств и иного имущества, изъятого (арестованного, задержанного) таможенными органами и обращенного в доход государства при нарушении таможенного законодательства, доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции, денежные средства, конфискованные и иным способом обращенные в доход государства;

8. удержания из заработной платы осужденных;

9. штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с законода­тельством;

10. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет.


Тема 6. Особенности налогов, формирующих доходы республиканского бюджета

 

6.1. Налог на прибыль

 

Плательщиками налога на прибыль признаются организации.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Валовой прибылью признается:

для белорусских организаций – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации основных средств, нематериальных активов, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, нематериальных активов, а также затратами по реализации основных средств, нематериальных активов.

От налогообложения налогом на прибыль освобождается:

1. прибыль организаций, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%);

2. прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права;

3. прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий (в том числе стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

4. прибыль организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

5. прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в среднем за налоговый период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности. При определении списочной численности в среднем за налоговый период в списочную численность (с учетом совместителей) включаются также лица, не состоящие в штате организации (работающие по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера);

6. прибыль организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

7. прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания;

8. прибыль организаций в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.

Ставка налога на прибыль составляет 18 %. Установлена ставка налога на прибыль в размере 10% в отношении прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными.

Налоговая база налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, определяется белорусскими организациями, начислившими дивиденды.

Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, и доходам, приравненным к дивидендам, – дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.

Ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 12 процентов.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.

Сумма налога на прибыль по итогам налогового периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму льгот, и налоговой ставки.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения. В указанной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами.

Плательщики исчисляют суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по одному из следующих методов:

1. исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из сроков, составляет 1/4 суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду.

Если продолжительность налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду, составила менее двенадцати месяцев, для целей исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, сумма налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода определяется путем деления суммы налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода на фактическое количество месяцев этого периода и умножения на 12.

При обнаружении в налоговой декларации (расчете) ошибки в сумме налога на прибыль по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду, плательщик должен внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами по каждому из сроков, путем отражения откорректированной суммы налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода равными долями по каждому из указанных сроков.

2. исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 процентов фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из сроков, должна составлять 1/4 предполагаемой суммы налога на прибыль.

Плательщики вправе внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами по каждому из сроков, путем отражения новой предполагаемой суммы налога на прибыль равными долями по каждому из указанных сроков.

Плательщики не вправе изменять выбранный ими метод исчисления сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, в течение налогового периода.

6.2. Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

1.1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

1.1.1. по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

1.1.2. по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

1.1.3. по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

1.1.4. по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

1.1.5. по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

1.1.6. по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

1.1.7. по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.

Прочим выбытием товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признается любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи;

1.2. ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:

1.1. применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость;

1.2. регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

1.1. лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

1.2. медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.3. ветеринарных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.4. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

1.5. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению несовершеннолетних в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;

1.6. продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учреждений образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты;

1.7. услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.8. ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению;

1.9. религиозными организациями в рамках религиозной деятельности;

1.10 прочие обороты.

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1. Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

1.1. ноль (0) процентов:

1.1.1. при реализации:

товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

1.2. десять (10) процентов:

1.2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

1.2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

1.3. двадцать (20) процентов;

1.4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10: 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20: 120 х 100 процентов) – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость;

1.5. ноль целых пять десятых (0,5) процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102 и 7103);

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

6.3. Акцизы

Плательщиками акцизов признаются:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Подакцизными товарами признаются:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво, пивной коктейль; пивным коктейлем признается продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 процентов;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов.

Для целей настоящей главы признаются:

слабоалкогольными натуральными напитками – слабоалкогольные напитки, изготовленные без использования этилового ректификованного спирта, спиртосодержащей пищевой продукции (кроме натуральных виноматериалов и сброженных соков), консервантов, подсластителей, искусственных и идентичных натуральным ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей;

слабоалкогольными спиртованными напитками – слабоалкогольные напитки, изготовленные с использованием этилового ректификованного спирта и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, не содержащие подсластителей, искусственных ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей;»;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и биодизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704).

К микроавтобусам относятся автомобили, предназначенные для перевозки не более 17 человек (включая водителя), а также грузовые фургоны (код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8704) грузоподъемностью не выше 1,25 тонны, в том числе переоборудованные из микроавтобусов (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702 и 8703).

13. сидры;

14. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

– в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

– в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации (передачи) подакцизных товаров, облагаемых акцизами по различным ставкам, а также подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2. ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

3. подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Освобождаются от акцизов:

1. подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

2. транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из Российской Федерации, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации;

3. спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

4. конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

5. при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе подакцизные товары, не происходящие с территории государств – участников таможенного союза, для их постоянного размещения в Российской Федерации) при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь.

6. произведенные легковые автомобили и автокомпоненты собственного производства при реализации в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1. при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров;

2. при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

2.1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2.2. как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

3. при реализации (передаче) ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:

3.1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;

3.2. как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

Исчисление сумм подлежащих уплате акцизов производится в белорусских рублях.

В случаях, когда для исчисления акцизов, а также определения таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в белорусские рубли, применяется официальный курс Национального банка Республики Беларусь.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

6.4. Экологический налог

 

Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1.1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.2. сброс сточных вод;

1.3. хранение, захоронение отходов производства;

1.4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции регулирования бюджетного дефицита | Дошкольное образование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.