Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы на библиотеки

Библиотеки относятся к наиболее массовым культурно-просветительным учреждениям. В результате их централизации возникли новые формирования – централизованные библиотечные системы.

Для централизованной библиотечной системы составляется общая смета. Оперативно-производственными показателями для библиотек и централизованной библиотечной системы являются среднегодовое количество читателей и число книговыдач, которые рассчитывают на основании отчетных данных за последние три года.

Фонд заработной платы планируется отдельно для каждой категорий работников: руководящих работников и специалистов, библиотекарей и библиографов, хозяйственно-обслуживающего персонала.

Расходы на заработную плату работников первой и второй категории рассчитывают исходя из среднегодового числа штатных единиц и средней ставки заработной платы.

Ставки заработной платы руководящих работников и специалистов установлены в зависимости от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека (централизованная библиотечная система). Группа определяется по показателям объема деятельности библиотеки – производственным показателям.

Ставки заработной платы библиотекарей и библиографов устанавливают на основании ежегодно проводимой тарификации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы по специальности.

Ставки заработной платы хозяйственно-обслуживающего персонала определяют в соответствии со штатным расписанием.

Расходы по комплектованию книжного фонда планируют исходя из потребности в приобретении книг. Она устанавливается путем сопоставления фактического объема книжного фонда с его нормативной величиной.

Нормативный книжный фонд определяется путем умножения числа читателей на норматив книгообеспеченности (носит рекомендательный характер).

Фактический книжный фонд устанавливается на основании данных инвентаризации о количестве экземпляров книг на начало планового года и предполагаемого их списания в планируемом году.

Объем расходов на пополнение книжного фонда рассчитывается по формуле

 

 

где Р – расходы на пополнение книжного фонда библиотеки;

С – стоимость одного экземпляра книги;

Фн – нормативный книжный фонд;

Фф – фактический книжный фонд.

Стоимость одного экземпляра книги определяется на основании данных отчетного года путем деления объема расходов на приобретение книг на количество приобретенных экземпляров. Этот показатель корректируется на индекс роста цен.

Для оценки деятельности библиотеки (централизованной библиотечной системы) и эффективности расходования бюджетных ассигнований анализируется оборачиваемость книжного фонда, т. е. количество оборотов одного экземпляра книги в год, которое рассчитывается путем деления числа книговыдач на объем книжного фонда.

Расходы на укрепление материально-технической базы библиотек планируют с учетом возможностей бюджета.

 

Расходы на клубные учреждения

Сеть клубных учреждений представлена клубами, домами и дворцами культуры, а также новыми формированиями, которые появились в результате централизации клубной сети: клубными системами, культурно-спортивными и социально-культурными комплексами.

Объем деятельности клубных учреждений выражается множеством показателей: численностью участников кружков, коллективов самодеятельности; числом мест в зрительном зале; посещаемостью проводимых мероприятий и др.

Для определения группы по оплате труда руководящих работников эти показатели переводятся в условные единицы:

– 1 единицу за каждые 100 посетителей проводимых мероприятий (вечеров, концертов, лекций, докладов);

– 4 единицы за каждые 25 участников постоянно действующих в течение года кружков, самодеятельных коллективов;

– 1 единицу за каждые 10 мест в зрительном и лекционном залах;

– 10 единиц за каждый постоянно действующий народный самодеятельный коллектив и т. д.

Фонд заработной платы рассчитывают отдельно для следующих категорий работников: руководящих работников и специалистов, прочих работников.

Вторая категория работников постоянно тарифицируется. В результате определяются индивидуальные ставки заработной платы и средняя ставка, необходимая для планирования фонда заработной платы.

Ставка устанавливается руководителям кружков за 3 ч кружковой работы в день, а аккомпаниаторам – за 4 ч работы в день.

Заработная плата в месяц определяется исходя из фактически отработанного времени путем деления ставки на плановое количество рабочих часов в месяц и умножения на фактическое число рабочих часов.

Остальные расходы планируют аналогично другим бюджетным учреждениям.

 


Тема 11. Расходы на социальное обеспечение

 

11.1. Социальная защита населения, ее сущность и финансовый механизм

 

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Содержание понятия социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием социальной сферы в целом, в других – соотносится с помощью больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих – подразумевает обеспечение неработающих и т. д.

Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, комиссия Европейского сообщества условно разбила системы социальной защиты на две группы: систему Бисмарка (ее основоположник – немецкий канцлер О. Бисмарк) и систему Бевериджа (У. Г. Беверидж – английский экономист, государственный деятель).

По системе Бисмарка степень участия в общественном производстве (качество и длительность профессиональной деятельности гражданина) определяет уровень его социальной защиты. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален страховым взносам, которые человек уплачивал на протяжении своей активной жизни. Такой принцип социальной защиты носит накопительный характер. Но в системе Бисмарка действует и защита солидарного характера, означающая, что работающие содержат неработающих. Она распространяется на семьи с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности и реализуется в виде помощи, оказываемой через социальные муниципальные службы.

Социальная защита по системе Бевериджа дает право на минимальную защищенность любому человеку, по ряду причин потерявшему свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии (уровень отчислений от заработной платы в рамках минимального дохода в данном случае роли не играет). Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.

К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В литературе не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества, однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (старость, полная или частичная утрата трудоспособности, потеря кормильца, многодетность и т. д.). Социальное обеспечение – это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание – его формы.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. причем в одних странах страхование носит накопительный, в других – солидарный, в третьих – смешанный характер. в первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных.

Социальная помощь оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размера пособий по нуждаемости.

Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определенном историческом этапе. Всемирный банк рассматривает бедность в двух аспектах: как производную от недостаточности доходов; как отсутствие ряда основных возможностей (хорошо питаться и быть здоровым, вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания).

Для каждой страны специфичны показатели бедности по доходам и бедности по возможностям. Нет и единой методологии определения бедности. В мировой практике наиболее известны и применяемы следующие методы:

нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);

статистический (бедными считаются 10–15% граждан, находящихся на первой ступени по размерам получаемых душевых доходов);

стратификационный (к бедным относят людей, априори ограниченных в возможностях самообеспечения);

эвристический (исходя из общественного мнения или с позиции самого респондента определяется недостаточность управления жизнью);

экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).

Попечительство, в отличие от социальной помощи, ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание – это деятельность юридических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи; предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг; созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

В систему социального обслуживания входят государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т. п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов; специальных фондов; средств, получаемых от платы за предоставление социальных услуг; благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.

Схематично финансовый механизм социальной защиты населения показан на рисунке 11.1

 

 
 

 

 


Рисунок 11.1 – Организация социальной защиты населения

11.2. Государственное социальное страхование

 

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах – социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.).

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

– страховые взносы являются централизованными доходами государства (бюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

– страховые взносы представляют собой обязательные платежи: из фонда оплаты труда работодателей, заработной платы работников; суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

– страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

– страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам (в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты);

– привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

– временно свободные средства могут инвестировать для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на принципах всеобщности, универсальности, комплексности, самоуправления, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством, равенства граждан в праве на социальное страхование, дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и государственным фондом содействия занятости.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. № 2367-XII на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 1 июля 1993 г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 1 апреля 2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета, с 1 января 2010 г. ФСЗН является внебюджетным фондом.

В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 1 апреля 1995 г.

Главными задачами фонда являются:

– финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

– сбор страховых взносов;

– расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

– международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

– методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

– контроль за поступлением и расходованием средств, деятельностью структурных подразделений фонда;

– координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

– обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

– совершенствование государственного социального страхования;

– организация получения информации по всем категориям плательщиков;

– ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;

– определение совместно со всеми структурами, деятельность которых связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы. Тариф страхового взноса, составляющий 34%, включает 28% обязательных взносов на пенсионное страхование и 6% – на социальное. Такое деление обусловлено динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата названных взносов производится единым платежом в размере 34% плюс 1% с работающих граждан на пенсионное страхование.

Индивидуальные предприниматели вошли в состав обязательных плательщиков в ФСЗН с 1 августа 2002 г. в соответствии с Декретом президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 497. Они должны уплачивать не мене 35% величины утверждаемой в установленном порядке величины минимальной заработной платы.

Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:

– выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по потере кормильца, социальных пенсий;

– выплату пособий по беременности, рождению ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 18 лет, на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо этого, в соответствии с международными договорами из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики, а также финансируются расходы:

– на оздоровление трудящихся;

– на повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

– на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– на обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

 

11.3. Основные направления расходования средств на социальное обеспечение и

источники их финансирования

 

Основная доля расходов на социальное обеспечение финансируется за счет средств государственного бюджета и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Бюджетные средства расходуются следующим образом:

– на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, отделений социальной помощи на дому, территориальных центров и других учреждений социального обеспечения;

– на социальную помощь особо нуждающимся гражданам (оплату протезно-ортопедических изделий, средств передвижения для инвалидов; пособия семьям погибших военнослужащих);

– на пенсии и пособия работникам органов госбезопасности, прокуратуры, судов, правоохранительных органов и военнослужащим;

– на специальные социальные программы и мероприятия;

– на пособия гражданам и семьям, воспитывающим детей (в возрасте от 3 до 18 лет), приобретение комплекса вещей первой необходимости при рождении близнецов;

– на прочие мероприятия (создание информационной системы по социальному обеспечению, расходы на оплату бланков документации для выплаты пенсий и пособий).

За счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь оплачиваются различные виды пенсий, пособий по временной нетрудоспособности; пособия семьям, воспитывающим детей, и другие виды пособий и компенсаций.

Более 78% расходов ФСЗН приходится на выплату пенсий.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» гражданам могут назначаться приведенные ниже виды пенсий.

Трудовые пенсии назначаются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

На размер пенсии влияют два фактора: величина средней заработной платы рабочих и служащих в республике и индивидуальный коэффициент осовременивания заработка пенсионеров.

Индивидуальный коэффициент заработка рассчитывается в виде соотношения ежемесячного фактического заработка пенсионера за любые 9 лет из последних 19 лет работы и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах.

Далее осуществляется расчет откорректированного заработка пенсионера путем умножения средней заработной платы рабочих и служащих в республике на его индивидуальный коэффициент.

Для исчисления пенсии принимается откорректированный заработок в размере, не превышающем 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике. При этом необходимо его ограничить следующим образом: первые 10% от указанной величины (т. е. от 130% средней заработной платы рабочих и служащих) защитываются полностью в размере 100%, а каждые последующие 10% – соответственно в размерах 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10%.

Пенсии по возрасту назначают в размере 55% заработка для исчисления пенсии. Основной размер пенсии по возрасту повышается за счет надбавки в размере 1% за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, но не более чем на 20%.

В связи с ростом средней заработной платы рабочих в республике осуществляется перерасчет пенсий. Однако перерасчет производится только в том случае, если средняя заработная плата рабочих и служащих возросла более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке.

Пенсии по инвалидности назначают в случаях трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания, приведших к инвалидности. пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначают независимо от стажа работы. Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначают при наличии стажа работы на момент наступления инвалидности (таблица 11.1).

 

Таблица 11.1 – Данные для расчета пенсии по инвалидности

Возраст Стаж работы, лет
До 23 лет  
От 32 лет до 31 года  
От 26 до 36 лет  
От 31 года до 36 лет  
От 36 лет до 41 года  
От 41 до 51 года  
От 46 лет до 51 года  
От 51 года до 56 лет  
От 56 лет до 61 года  
От 61 года и старше  

 

Пении по инвалидности назначаются в следующем размерах: инвалидам I группы – 75%, инвалидам II группы – 65%, инвалидам III группы – 40% заработка для исчисления пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Пенсии назначают на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 30% заработка для исчисления пенсии.

Пенсии за выслугу лет устанавливают отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности. Пенсии за выслугу лет назначают работникам авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам следственного аппарата прокуратуры.

Пенсии за особые заслуги перед республикой устанавливаются специальной правительственной комиссией лицам, удостоенным почетных званий, наград; лауреатам Государственных премий Республики Беларусь; выдающимся спортсменам; народным депутатам; членам Правительства Республики Беларусь.

Значительные средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь расходуются на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения, карантина.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в установленном порядке.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают в размере 80% среднего заработка за первые 6 рабочих дней и в размере 100% среднего заработка за последующие дни нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают с первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднего заработка следующим категориям:

– инвалидам войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам;

– участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лицам, проживающим в зоне эвакуации, первоочередного и последующего отселения;

– воинам-интернационалистам;

– лицам, имеющим на иждивении 3 или более детей до 18 лет.

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за последние 2 месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность. В заработок для исчисления пособия включаются выплаты, на которые начисляются взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Для ограничения пособия по временной нетрудоспособности применяется сумма 2 средних заработных плат рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем месяцу начала нетрудоспособности.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» выплачивают следующие основные виды пособий:

– в связи с рождением ребенка;

– по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– на детей в возрасте от 3 до 18 лет (учащихся до 18 лет);

– одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 лет;

– по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и др.

 


Тема 12. Организация составления, утверждения и исполнения республиканского

бюджета

 

12.1. Содержание бюджетного процесса и его этапы

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную зако­ном и другими нормативными актами государственной власти и государст­венного управления деятельность по составлению, рассмотрению, утвержде­нию и исполнению бюджета. Такое толкование вытекает из приведенного ранее определения бюджета, где он рассматривается как основной финансо­вый план образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Составление и исполнение бюд­жетов является прерогативой органов исполнительной власти, а рассмотре­ние и утверждение - прерогативой законодательной власти.

Срок, в течение которого действует составленный и утвержденный бюджет, называется бюджетным периодом. В Республике Беларусь бюд­жетный период начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов, разли­чающихся спецификой выполняемых плановых расчетов и работ. На первом этапе соответствующие финансовые органы составляют проекты бюджетов: республиканского бюджета - Министерство финансов, областных бюджетов - областные финансовые управления. На втором этапе бюджеты рассмат­риваются соответствующими исполнительными органами: Советом Минист­ров - проект республиканского бюджета и исполкомами местного Совета -местные бюджеты. На третьем этапе проекты рассматриваются и утвер­ждаются законодательными органами государственной власти: парламент -республиканский бюджет и местные Советы депутатов - местные бюджеты. Четвертый этап бюджетного планирования связан с составлением соответ­ствующими финансовыми органами рабочих документов по контролю за ис­полнением бюджета - роспись доходов и расходов бюджета с поквартальным распределением. Заключительным этапом бюджетного планирования яв­ляется исполнение бюджета, в ходе которого обеспечиваются поступление предусмотренных доходов, бесперебойное финансирование плановых меро­приятий, экономное и рациональное использование государственных средств.

 

12.2. Составление проекта бюджета

 

Государственный бюджет обычно составляется на год. В Республике Беларусь бюджетный год совпадает с календарным. В мировой практике на­блюдаются случаи отклонения от такого порядка. Так, в США до 1977г. бюджетный год начинается с 1июля, а с 1977г. - с 1 октября. В Японии и ФРГ бюджетный год начинается 1 апреля, в Италии - с 1 июля и т.д.

Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала бюджетного года. Так, в США - по закону за 18 месяцев, во Франции - за 14, в Японии - за 7, в России и РБ - за 8 месяцев.

Совет Министров Республики Беларусь организует работу по состав­лению проекта бюджета в определяемые им сроки. Непосредственную рабо­ту по составлению проекта республиканского бюджета осуществляет Мини­стерство финансов Республики Беларусь.

Для составления проекта бюджета используется информация о:

- действующем на момент начала разработки проекта бюджета нало­говом законодательстве;

- нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;

- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;

- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджет­ной системы на другой;

- нормативах финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление проекта бюджета на очередной финансовый год готовится на основе следующих документов и материалов:

1) прогноза социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

2) основных направлений бюджетной и налоговой политики соответ­ствующей территории на очередной финансовый год;

3) прогноза сводного финансового баланса соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления про­екта бюджета являются объем ВВП на очередной финансовый год и темп его роста, уровень инфляции, а также фактические показатели предыдущих лет.

На основании этих данных Министерство финансов определяет размер доходов бюджетов и потребность в средствах для финансирования расходов на планируемый год. Далее прогнозные расчеты по доходам и расходам рес­публиканского бюджета и предложения по сбалансированности бюджетов представляются Минфином - Совету Министров республики. Исходя из фи­нансовых и материальных возможностей республики, принимаются решения о бюджетных доходах и расходах на планируемый год, в соответствии с ко­торыми осуществляется разработка проектов бюджетов по источникам дохо­дов и видам расходов. Разработанные проекты бюджета вносятся соответст­венно на рассмотрение Совету Министров республики. Республиканский бюджет, рассмотренный Советом Министров Республики Беларусь, пред­ставляется в парламент.

Проект республиканского бюджета на очередной финансовый (бюд­жетный) год и проекты нормативов отчислений в бюджеты от общереспуб­ликанских доходов и налогов представляются Советом Министров с расче­тами и обоснованиями в Палату представителей парламента Республики Бе­ларусь не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансово­му (бюджетному) году.

Республиканский бюджет и нормативы отчислений в местные бюдже­ты областей и города Минска от общереспубликанских налогов и доходов утверждаются парламентом до наступления очередного (бюджетного) года.

Если высший орган власти не смог утвердить по тем или иным причи­нам бюджет будущего года до его наступления (такое положение сложилось при утверждении бюджетов на 1992- 1993гг.), то Совет Министров республи­ки имеет право расходовать средства в размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигнований предыдущего года в течение каждого месяца до момента утверждения ассигнований парламентом республики.

При самой тщательной проработке бюджета вряд ли в настоящее время и в ближайшей перспективе возможно выдержать неизмененными все его показатели. В течение бюджетного периода законодательство предусматри­вает возможность внесения изменений в доходную и расходную часта бюд­жетов. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов бюджетов производится на основании постановлений парламента республики, а также Совета Министров и исполкомов местных Советов в пределах своих прав. Однако все вносимые изменения не должны приводить к возникновению де­фицита бюджета или его увеличению против ранее утвержденного размера.

 

12.3. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета

 

Совет Министров Республики Беларусь рассматривает проект респуб­ликанского бюджета и нормативы отчислений от общереспубликанских на­логов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска и представ­ляет в парламент Республики Беларусь:

- проект республиканского бюджета с выделением основных источ­ников доходов неосновных видов расходов;

- предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских доходов и налогов в местные бюджеты областей и города Минска и о разме­ре оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;

- расчетные (прогнозные) показатели по доходам и расходам бюджета Республики Беларусь на очередной год и пояснительную записку к ним.

Представленный Советом Министров Республики Беларусь в парла­мент Республики Беларусь проект республиканского бюджета и предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в ме­стные бюджеты областей и города Минска предварительно рассматриваются постоянными комиссиями Палаты представителей парламента Республики Беларусь.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии готовят и пред­ставляют в Палату представителей парламента заключение и предложения о принятии проекта республиканского бюджета или отклонении с учетом сле­дующих характеристик:

- верхний предел объем ассигнований (расходная часть бюджета) - всего и по его основным направлениям;

- нижний предел поступлений в бюджет доходов (доходная часть бюджета) - в целом и по отдельным доходным источникам;

- пределы несбалансированности республиканского бюджета (дефи­цит) или превышение доходов над расходами.

Палата представителей парламента Республики Беларусь по докладу Совета Министров республики и содокладу соответствующей постоянной комиссии рассматривает проект республиканского бюджета и проекты нор­мативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска, а также заключение постоянных комис­сий, предложения депутатов и после их обсуждения принимает республикан­ский бюджет и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска либо отклоняет предложенный проект бюджета и направляет его на доработку.

Принятый Палатой представителей республиканский бюджет проходит одобрение в Совете Республики парламента и подписывается Президентом Республики Беларусь.

В законе о бюджете Республики Беларусь отражаются:

- общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;

- размер основных источников доходов по республиканскому бюдже­ту;

- ассигнования по республиканскому бюджету на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, органов го­сударственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, ор­ганов прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

- размер резервного фонда и других целевых фондов, образуемых в соответствии с действующим законодательством;

- размер средств, направляемых на обслуживание и погашение госу­дарственного долга;

- предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, мест­ным бюджетам областей и города Минска;

- размер других расходов общереспубликанского характера;

- размер оборотной кассовой наличности;

- нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

Закон о бюджете Республики Беларусь публикуется для всеобщего све­дения.

В случае отклонения парламентом Республики Беларусь проекта бюд­жета постоянные комиссии вносят в парламент Республики Беларусь пред­ложения об увеличении доходов, сокращении расходов или изменении нало­гового законодательства.

 

12.4. Исполнение республиканского бюджета

 

Совет Министров Республики Беларусь организует исполнение республиканского бюджета. Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах, государственные налоговые инспекции, министерства, го­сударственные комитеты и ведомства, ассоциации, концерны, союзы, пред­приятия, объединения, организации и другие юридические лица, исполни­тельные комитеты местных Советов депутатов Республики Беларусь обеспе­чивают поступление всех предусмотренных по бюджету налогов и доходов и эффективное расходование бюджетных средств строго по целевому назначе­нию.

Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает:

осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;

распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;

возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;

осуществление операций по передаче средств в форме межбюд­жетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;

обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;

осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;

учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.

Исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает:

1. зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;

2. проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);

3. распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республи­канского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;

4. возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;

5. учет и отчетность по исполнению доходной части республи­канского бюджета;

6. анализ выполнения доходов.

Республиканский бюджет по расходам исполняется через автома­тизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

1. установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;

2. доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;

3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

4. подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;

5. осуществление платежей (расходование бюджетных средств);

6. использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государ­ственных программ.

Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.

Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.

Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законода­тельством.

Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью, которая утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная роспись республиканского бюджета составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, Комитетом Государственного контроля Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Опера­тивный контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерст­во финансов Республики Беларусь, финансовые органы и министерство по налогам и сборам.

В течение года ход исполнения республиканского бюджета рассматри­вается соответствующей постоянной комиссией парламента Республики Бе­ларусь. Выводы и предложения по исполнению доходной и расходной частей бюджета в необходимых случаях докладываются на заседании парламента Республики Беларусь.

Отчет об исполнении республиканского бюджета составляется Мини­стерством финансов Республики Беларусь и представляется Совету Минист­ров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 июня представ­ляет в парламент Республики Беларусь одобренный им отчет об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год.

Постоянные комиссии парламента Республики Беларусь рассматрива­ют представленный Советом Министров Республики Беларусь отчет об ис­полнении республиканского бюджета, составляют заключение по отчету и представляют его в парламент Республики Беларусь. Парламент Республики Беларусь по докладу Совета Министров Рес­публики Беларусь рассматривает и утверждает отчет об исполнении респуб­ликанского бюджета одновременно с утверждением республиканского бюд­жета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Отчет об исполнении республиканского бюджета публикуется в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета.


Тема 13. Местные бюджеты

13.1. Сущность и содержание местных бюджетов

Впоследние десятилетия во многих государствах наблюдается регио­нализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усили­вается, а сфера их применения расширяется.

Местные бюджеты, являющиеся финансовой базой местных Советов депутатов, представляют собой денежные отношения, возникающие в связи с распределением и перераспределением национального дохода и образовани­ем на этой основе фондов денежных средств и их использованием на эконо­мическое и социальное развитие территорий.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хо­зяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. Местные финансы основываются на принципах:

- самостоятельности;

- государственной финансовой поддержки;

- гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают бюджеты ад­министративно-территориальных образований в пределах имеющихся пол­номочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения бюджетов. Р оль местных бюджетов в социально-экономическом развитии заклю­чается в следующем:

1) сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позво­ляет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти;

2) формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона (обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учрежде­ний, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения);

3) с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются программы социально-экономического разви­тия, благоустройства сел и городов, развития сети дорог, содержания истори­ческих памятников и учреждений культуры и др.;

4) имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы ад­министративно-территориальных образований могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание бесплатных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

5) концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, ор­ганы исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Органам власти территорий необходимо выделять бюджетные сред­ства на инвестиции (реальные и финансовые);

6) местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздейст­вие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих за­трат и стимулирование эффективного использования материальных и трудо­вых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

13.2. Доходы местных бюджетов и их структура

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов местного самоуправления и образующих их финан­совые ресурсы. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган государственной (местной) власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. В Респуб­лике Беларусь доходная часть местных бюджетов составляется в соответст­вии с принятой Концепцией развития местных бюджетов, направленной на укрепление доходной базы местных бюджетов, сокращение потока перерас­пределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений доходов в бюджет, выравнивании расходов между бюджетами.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих поступ­лений:

- собственных местных налогов и сборов;

- закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов;

- регулирующих налогов, представляющих отчисления от общерес­публиканских налогов и доходов, а также отчисления от доходов вышестоящих местных бюджетов;

- других поступлений из вышестоящих бюджетов (дотаций, субвенций и т.д.);

- неналоговых доходов.

Собственные налоги и сборы - это доходы, полностью принадлежа­щие и на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, ми­нуя вышестоящий бюджет, а местные органы власти имеют право изменять ставки, порядок и сроки уплаты их в бюджет. Основу собственных доходов местных бюджетов составляет налог на прибыль предприятий, подведомст­венных местным органам, подоходный налог с физических лиц, плата за дре­весину основных лесных пород, отпускаемую на корню, и плата за пользова­ние лесами, налог на недвижимость, земельный налог, налог на добываемые из природной среды ресурсы.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вводят на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие собственные местные налоги и сборы:

1) налог за владение собаками

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.

Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:

до 40 сантиметров – в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

от 40 до 70 сантиметров – в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

70 и более сантиметров, а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, – в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.

Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.

Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание).

Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.

2) курортный сбор

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Сумма курортного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора.

Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

3) сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объек­ты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Закрепленные налоги и сборы - это доходы, полностью закрепленные за местными бюджетами и на долговременной основе, поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты, а их ставки, порядок и сроки уплаты их в бюджет устанавливаются вышестоящим органом. В состав закрепленных за местными бюджетами включаются экологи­ческий налог за переработку нефти и нефтепродуктов, налог при упрощенной системе налогообложения, средства от реализации бесхозяйственного иму­щества, акцизы по винам и пиву (кроме взимаемых при ввозе на территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных эконо­мических зон), полученных методом сбраживания.

Однако собственных доходов, как правило, не хватает для покрытия расходов, и поэтому для сбалансирования бюджетов используются регули­рующие доходы.

Регулирующие доходы - налоги и иные платежи вышестоящих бюдже­тов, по которым в соответствии с республиканскими законами и постановле­ниями местных Советов депутатов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год (в ряде случаев на долговременной основе - 3 года). С целью регулирования (сба­лансирования) их расходов и доходов они поступают в местные бюджеты в виде процентных отчислений от республиканских и других платежей, по ут­вержденным ежегодно нормативам (от акцизов, налога на добавленную стоимость и др.).

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются респуб­ликанскими органами власти в зависимости от общей суммы расходов мест­ного бюджета и объема их закрепленных доходов.

По экономическому значению (и объему) ведущее положение в дохо­дах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественно­го производства на подведомственной им территории.

 

13.3. Расходы местных бюджетов

 

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расхо­дов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и раз­витием экономики и социальной сферы административного района или горо­да.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование коммунальной собственности и управление ею;

- организацию, содержание и развитие учреждений непроизводствен­ной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации);

- содержание местных органов охраны общественного порядка;

- организацию, содержание и развитие местного жилищно-коммунального хозяйства;

организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

- содержание мест захоронения;

- организацию транспортного обслуживания населения;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрану окружающей природной среды;

- реализацию целевых программ, принимаемых организациями мест­ного самоуправления;

- обслуживание и погашение местного долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание архивов административно-территориальных образований;

- проведение местных выборов и референдумов;

- прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные финансы органы исполнительной власти мест­ного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предос­тавлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные мероприятия.

13.4. Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов

Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет базируясь на:

- собственных и закреплённых источников доходов;

- установленных парламентом Республики Беларусь и местными Сове­тами депутатов для соответствующих бюджетов нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов;

- дополнительных источниках, изыскиваемых местными Советами де­путатов;

- потребности в расходах на финансирование мероприятий по соци­ально-экономическому развитию соответствующей территории.

Порядок и сроки разработки местных бюджетов устанавливаются соот­ветствующими исполкомами местных Советов депутатов. Составление мест­ных бюджетов производится финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселковых, бюджетов и бюджетов сельсоветов - ис­полкомами соответствующих Советов депутатов). Разработанные проекты местных бюджетов вносятся финансовыми органами исполнительных коми­тетов соответствующих Советов депутатов. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов рассматривают проекты местных бюджетов (областного, районного, городского, районного в городе, поселкового бюджета и бюджета сельсовета) и нормативы отчисле­ний от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие ме­стные бюджеты и представляют соответствующим Советам депутатов:

- проект бюджета соответствующего Совета депутатов с выделением основных с выделением основных источников доходов и основных видов расходов;

- предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты и о размере обо­ротной кассовой наличности по бюджету, предоставляемому на рассмотрение;

- проект решения Совета депутатов о бюджете на очередной год;

- расчётные (прогнозные) показатели по доходам и расходам в целом по данной административно-территориальной единице.

Предоставленные Советам депутатов проекты местных бюджетов и предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты предварительно рас­сматриваются постоянными комиссиями местных Советов депутатов. По ре­зультатам рассмотрения постоянные комиссии готовят и представляют Сове­там депутатам заключение и предложения о принятии проекта соответст­вующего местного бюджета или отклонений с учётом следующих характери­стик:

- доходная часть местного бюджета;

- расходная часть местного бюджета;

- предел несбалансированности местного бюджета - дефицит или превышение доходов.

Совет депутатов по докладу исполкома рассматривает проект бюджета и нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и дохо­дов в нижестоящие бюджеты, а также заключение и содоклад постоянных комиссий и принимает решение об утверждении бюджета либо отклоняет предложенный вариант бюджета и отправляет его на доработку.

Утверждённый местный бюджет носит обязательный характер для вы­полнения исполнительным комитетом Совета депутатов, предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности и учреждениями, расположенными на территории Совета. В нём отражается:

- общий объём доходов и расходов, в том числе по основным источникам и направлениям;

- превышение доходов над расходами или расходов над доходами - профицит (дефицит) бюджета;

- размеры резервных, целевых и других фондов, а также оборотной кассовой наличности;

- нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие бюджеты;

- размер дефицита по бюджетам нижестоящего уровня в пределах уровня, утверждённого вышестоящим Советом.

 

13.5. Исполнение местных бюджетов

Исполнительные комитетов местных Советов депутатов, местные фи­нансовые органы, инспекции Министерства по налогам и сборам по облас­тям, городам и районам организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов, экономическое расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Местные бюджеты исполняются в соответствии с росписью доходов и расходов с поквартальным распределением, которая составляется финансо­выми учреждениями (отделами) исполнительных комитетов местных Сове­тов депутатов, а там, где отсутствуют финансовые управления (отделы), - со­ответствующими исполнительными комитетами местных Советов депутатов в соответствии с учрежденным бюджетом.

В процессе исполнения бюджета исполнительные комитетов местных Советов депутатов могут вносить изменения по доходам и расходам бюджета в пределах предоставленных им прав.

Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюдже­тов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в ре­зультате перевыполнения доходов или экономии расходов, полностью оста­ются в распоряжении Советов депутатов, изъятию не подлежат и использу­ются по их усмотрению.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответ­ствующими Советами депутатов через исполнительные комитеты и Комите­том государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный кон­троль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходова­нием средств по целевому назначению производится финансовыми органами и инспекциями Министерства по налогам и сборам.

Отчёт об исполнении областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется финансо­вым управлением (отделом) исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов. Отчёт об исполнении бюджета

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внебюджетные средства | Понятие роли экономического анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.