КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности
Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ. Основные позиции подхода: • Психологическая зависимость от наркотиков является результатом её заместительного эффекта. • Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия.являются результатом изменения настроения или сознания личности. • Люди не прекращают использование ПАВ, улучшающих настроение и поведение, направленное на поиск удовольствия до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то другое. • Альтернативы наркотизации являются ещё и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к само разрушающему поведению. Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности. Выделяются 4 варианта программ: 1. Предложения специфической позитивной активности (например, путешествие с приключениями), предполагающие и сильные эмоции, и преодоление сильного рода препятствий. 2. Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью. 3. Поощрение участия во всех видах деятельности. 4. Создания групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, эффективны для групп повышенного риска, аддитивного и других форм отклоняющего поведения. Задача соц.работников, соц.педагогов, психологов: выработка положительных факторов влияющих на предупреждение наркомании. • Уверенность в себе. • Социальная активность • Знание о наркотиках и умение отказываться от них. • Опора в семье. • Знание и желание вести здоровый образ жизни.
Основные принципы построения профилактических программ
1. Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать “защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.
2. Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными (Слово “наркотик” обычно используется в качестве перевода английского термина “drug”, что не совсем верно: последний означает не только психоактивные или опьяняющие вещества, но и обычные лекарства. С другой стороны, в русском языке слово “наркотик” является юридическим термином (означая вещество, внесенное в список наркотиков). В дальнейшем в этом тексте под “наркотиками” имеются в виду все психоактивные вещества (в том числе ингалянты, табак и алкоголь)) веществами, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и летучих наркотических веществ.
3. Профилактические программы должны включать: - обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают; - меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков; - обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4. В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (Например – моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.
5. Профилактические программы должны включать модули для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях.
6. Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних к старшим классам.
7. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
8. Широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие как ограничение доступа к алкоголю, табаку или другим наркотикам), являются более эффективными, когда сопровождаются профилактической работой в школе и семьях.
9. Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную.
10. Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивных веществ (таких как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды).
11. Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данной общине.
12. Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться.
13. Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района.
14. Эффективные профилактические программы являются эффективными и по затратам. Каждый доллар, истраченный на профилактику употребления наркотиков, может сберечь для региона 4-5 долларов, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.
Требования к профилактической программе. Программа должна быть всеобъемлющей. Имеются ли в программе компоненты, ориентированные на отдельных людей, на семью, на школу, на средства массовой информации, на общественные организации, на учреждения здравоохранения? Сочетаются ли такие компоненты друг с другом по теме и содержанию? Могут ли они дополнять друг друга? Использует ли профилактическая программа средства массовой информации и общеобразовательные методы, чтобы улучшать информированность общества, привлекать общественную поддержку, расширять школьную программу для учащихся и родителей и держать общину в курсе успехов программы? Могут ли компоненты программы быть скоординированы с другими усилиями общины для увеличения эффективности профилактических мер (например, имеет ли обучение во всех компонентах программы согласованные цели и задачи)? Составлены ли программы вмешательства надлежащим образом, чтобы достичь различных слоев общества, находящихся в зоне риска, и достаточно ли они долгосрочны, чтобы принести результаты? Следует ли программа структурированному организационному плану, который предусматривает шаги от определения нужд и далее через планирование, применение и изучение ее эффективности вплоть до мер по усовершенствованию программы? Предусмотрено ли получение обратной связи от общества на всех стадиях программы? Являются ли цели и деятельность программы специфичными (направленными на профилактику наркомании), рассчитанными на конкретный период времени, осуществимыми (с использованием доступных средств) и интегрированными таким образом, чтобы они работали совместно во всех компонентах программы и могли бы быть использованы для оценки прогресса и результатов программы?
Принципы оценки школьных профилактических программ Рассчитана ли школьная программа на детей всех возрастов, начиная с детского сада и до старшей школы? Если нет, то рассчитаны ли они хотя бы на критический период средних и старших классов? Предполагает ли программа несколько лет влияния на детей (хотя бы весь период средних или старших классов)? Использованы ли в программе хорошо проверенные, стандартизированные методы с детальным планом уроков и обучающим материалом? Обучает ли программа сопротивлению наркотикам с помощью интерактивных методов (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика)? Воспитывает ли программа социально-позитивное отношение к школе и обществу? Обучает ли программа социальным знаниям (коммуникабельность, уверенность в себе, самоуважение) и способам сопротивления наркотикам с учетом культуральных особенностей и уровня развития детей? Способствует ли программа позитивному влиянию детей друг на друга? Прививает ли программы антинаркотические социальные нормы? Закрепляет ли программа знания тренировкой умений и навыков? Имеет ли программа адекватную “дозировку” (от 10 до 15 занятий в первый год и затем 10-15 закрепляющих занятий)? Предполагает ли программа периодическую оценку для определения ее эффективности?
Принципы оценки семейной профилактической программы Охватывает ли семейная программа семьи с детьми любого возраста? Развивает ли программа навыки родителей в следующих сферах: Снижение проблемного поведения у детей; Улучшение отношений между родителями и детьми, включая умение слушать, общаться и решать проблемы; Обеспечение сознательной дисциплины и подчинения правилам; Наблюдение за поведением и деятельностью детей в подростковый период. Включает ли программа для родителей образовательный компонент с информацией о наркотиках (согласованной с той, которую получают их дети)? Направлена ли программа на семьи, имеющие детей от детского сада до десятого класса с тем, чтобы усилить защитные факторы? Обеспечивает ли программа доступность консультативных служб для семей, принадлежащих к группе риска?
Программа по тренингу жизненных навыков
(по Botvin et al. 1990, 1995a,b).
Универсальная школьная программа по тренингу жизненных навыков нацелена на широкий спектр факторов риска и защитных факторов и реализуется путем обучения комбинации общих личностных и социальных умений, способности сопротивляться употреблению наркотиков и общеобразовательной программы обучения. Программа состоит из трехлетнего профилактического курса, направленного на учащихся средних и старших классов. Она предполагает 15 учебных сессий в течение первого года, 10 закрепляющих в течение второго года, и 5 – в течение третьего. Программа по тренингу жизненных навыков состоит из трех главных областей: умению сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, умению организовывать свою жизнь и общим социальным умениям.
Компонент по умению сопротивляться предложениям употреблять наркотики и рекламе наркотиков предоставляет информацию о провоцирующих употребление наркотиков социальных факторах. Он содержит материалы, разработанные для: улучшения распознавания побуждающего к употреблению наркотиков давления со стороны социального окружения; исправления неверного представления о “поголовном” употреблении психоактивных веществ в обществе; популяризации общественных антинаркотических норм; обучения знаниям о профилактике злоупотребления психоактивными веществами; обучения навыкам сопротивления наркотикам.
Компонент по умению организовывать свою жизнь обеспечивает обучение умению быть независимым и управлять своим состоянием и развивает чувство самоконтроля. Он включает в себя обучение навыкам преодоления трудностей и выработки решений, критическому мышлению для сопротивления влиянию сверстников и средств массовой информации, самоконтролю и самоуважению (что включает правильную самооценку, определение целей, навыки саморефлексии и самоподдержки), и адаптированные копинг-стратегии по умению справляться с гневом и стрессами.
Компонент по общим социальным навыкам увеличивает социальную компетентность учащихся наряду с общими социальными умениями (эффективно взаимодействовать, преодолевать стеснительность, знакомиться с новыми людьми и развивать здоровую дружбу). Обучение этим способностям проходит путем сочетания различных наставлений, наглядных примеров, обсуждения успехов и ошибок обучаемых, закрепления материала, ролевых игр и использования разнообразных домашних заданий.
Программа тренинга жизненных навыков широко изучается последние 16 лет. Результаты показывают, что этот подход в области профилактических мер может привести к 59-75% снижению уровня употребления табака, алкоголя и марихуаны относительно контрольных групп. Повторные закрепляющие курсы могут помочь эффекту внедрения программы. Данные долговременного наблюдения за выпускниками программы, собранные по различным источникам и охватывающие около 6.000 учащихся 56 школ, показали значительное снижение уровня курения, употребления алкоголя и марихуаны через 6 лет после ее внедрения. Курение табака, марихуаны и употребление алкоголя участвовавшими в программе учащимися было на 44% ниже, чем в контрольной группе, а регулярное (еженедельное) употребление различных психоактивных веществ было на 66% ниже.
Хотя ранние исследования по программе тренинга жизненных навыков проводились среди белого населения, несколько недавних работ показали, что она также эффективна для молодежи национальных меньшинств в городах. Данная программа также эффективна, если применяются различные учебные расписания и персонал проекта работает с разной интенсивностью. Наконец, результаты оценок показывают, что данная профилактическая программа работает независимо от того, внедряют ли программу взрослые или ее ведут подростки среди ровесников.
Проект “Семья”
(По Spoth, из источников в средствах массовой информации)
Проект “Семья” представляет собой серию взаимосвязанных экспериментов, имеющих следующие цели: (1) увеличение общей осведомленности семьи и молодежи, для чего производится обучение с последующей проверкой положительных изменений в семьях; (2) изучение факторов, влияющих на участие родителей в семейных программах; и (3) проведение широких исследований по определению потребностей семей и общин в штате Айова. Профилактической частью проекта “Семья” являются “Подготовка к годам без наркотиков” (PDFY), разработанная в университете штата Вашингтон, и “Программа укрепления семей штата Айова” (ISFP) – модернизированная программа укрепления семей университета штата Юта, которая будет рассмотрена ниже. Программа PDFY имеет пять учебных курсов для родителей; один из этих курсов родители и подростки посещают вместе. Программа ISFP состоит из семи курсов, все они предназначены для совместного изучения детьми и их родителями. Служба расширения совместной деятельности университета штата Айова оказывала помощь в применении и последующей оценке обеих программ; она также адаптировала для коренного населения Америки методы, используемые в проектах.
Сравнение обеих программ с контрольной группой семей показало их положительное влияние на родительские навыки воспитания детей (например, по воспитанию в повседневных условиях, по умению наблюдать за поведением ребенка, по привитию дисциплины) и на улучшение помощи родителей и детей друг другу. В дополнение к вышесказанному, недавняя оценка результатов программы ISFP через год после применения показывает усиление сопротивления молодежи побуждающему к употреблению алкоголя давлению сверстников, снижение контакта с асоциально ведущими себя сверстниками, и уменьшение проблемного поведения. Важно, что оценка результатов эксперимента демонстрирует непосредственную связь позитивных “родительских” результатов со снижением проблемного поведения детей. Результаты исследований помогают понять, что использование семейных программ в сочетании со школьными является более успешным, чем применение только школьных программ.
Вторая часть экспериментального проекта была посвящена изучению наиболее эффективных путей вовлечения семей в участие в программе. Результаты подчеркивают важность нескольких практических способов привлечения и удержания в программе, таких как гибкость расписания, максимально малое время занятий в начале программы, взаимодействие с родителями подростков и различные поощрения (например, развлечения, бесплатное питание и уход за маленькими детьми тех родителей, которые не могут оставить их на время занятий в программе).
Исследования в масштабах штата определили выраженность в тех или иных случаях факторов риска, защитных факторов и проблем, связанных с употреблением различных препаратов. Результаты были учтены для целей планирования здравоохранения.
Программа укрепления семей.
(по Kumpfer et al. 1996)
“Укрепление семей” является выборочной профилактической многокомпонентной программой, нацеленной на семью. Предполагается, что она должна обеспечить защиту детей от 6 до 10 лет от влияния людей, употребляющих наркотики. Программа начиналась как попытка помочь употребляющим наркотики родителям улучшить их родительские навыки и снизить факторы риска, влияющие на детей. Программа была адаптирована к культурным особенностям и оказалась эффективной (по независимым оценкам) в работе с афро-американскими, испанскими семьями и семьями жителей островов в Тихом Океане и в Азии.
Программа укрепления семей состоит из трех элементов: тренинга родителей, тренинга умений детей и тренинга семейных умений. В каждом из 14 еженедельных занятий первый час родители и дети занимаются отдельно. В течение второго часа родители и дети собираются вместе для тренинга семейных способностей. После этого семьи ужинают, смотрят фильм или развлекаются вместе.
Тренинг родителей направлен на улучшение родительских навыков и снижение употребления родителями психоактивных веществ. Тренинг умений детей через работу с психотерапевтом уменьшает негативное поведение детей и улучшает социально приемлемое поведение. Тренинг семейных умений улучшает семейную атмосферу, вовлекая оба поколения в обучение новым способам поведения и применение их на практике.
Данный подход к профилактике был оценен в различных ситуациях и в работе с различными расовыми и этническими группами. Основными результатами программы являются уменьшение семейных конфликтов, улучшение общения и умения вести семейные дела, а также снижение уровня неадекватного поведения, агрессивности и злоупотребления наркотиками у молодежи.
Программа “Семья – в центре внимания”.
(по Catalano et al., из данных прессы)
Являясь выборочной программой для находящихся на лечении метадоном родителей и их детей, она имеет основной целью снижение использования запрещенных законом препаратов путем обучения предупреждению и предотвращению рецидива употребления наркотиков. Также родителей обучают, как лучше вести семейные дела. Обучение родителей состоит из 5-часового занятия отдельно от семей и из 35 полуторачасовых совместных тренингов для родителей. Дети посещают 12 занятий в рамках курса развития соответствующих навыков вместе со своими родителями.
Темы курса включают укрепление семьи, профилактику рецидива употребления наркотиков, общение в семье, управление семейными делами, формирование четких семейных принципов относительно употребления алкоголя и других психоактивных веществ, обучение детей различным навыкам (как, например, преодоление трудностей и сопротивление предложениям употреблять наркотики), а также помощь детям в улучшении успеваемости.
Недавно полученные результаты показывают, что наблюдается значительное снижение употребления наркотиков родителями и улучшение родительских умений по сравнению с контрольными группами; воздействие программы на детей, однако, еще не было изучено.
“Разъединяющая молодежная программа”
(по Eggert et al. 1994, 1995)
Это школьная профилактическая программа по показаниям, нацеленная на учеников последних классов, имеющих плохую успеваемость и близких к исключению из школы. Они также могут иметь другие проблемы (злоупотребление психоактивными веществами, депрессии, суицидальные наклонности). Программа обучает способности сопротивляться факторам риска и удерживаться от наркотиков после первого употребления.
В программу принимаются ученики, которые плохо успевают в школе, часто прогуливают, уже пытались оставить школу или очень близки к этому.
Программа включает в себя социальную поддержку и тренинг жизненных навыков со следующими компонентами:
Класс Личностного Роста с ежедневными занятиями, разработанными таким образом, чтобы развить самоуважение, саморефлексию, навыки межличностного общения и умение преодолевать трудности. Продолжительность – один семестр.
Мероприятия по повышению социальной активности и укрепления связей со школой, направленные на развитие социальной активности и дружеских отношений без наркотиков, а также улучшение отношения подростка к школе;
План действий школы в ответ на кризисные ситуации, направленный на профилактику самоубийств.
Исследования показали, что эта программа улучшает активность в школе; повышает уверенность в себе, саморефлексию, связь со школой и социальную поддержку; уменьшает приобщение к употреблению наркотиков и связи с асоциальными сверстниками; помогает преодолевать депрессию, гнев, агрессию, чувство безнадежности, стресс и суицидальное поведение. Дальнейший анализ показывает, что обучение в Классе Личностного Роста вносит большой вклад в уменьшение увлеченности наркотиками и риска суицидального поведения.
Программа для переходного периода подросткового возраста.
(по Dishion et al., из материалов прессы)
Эта школьная программа сфокусирована на родительском воспитании и интегрирует универсальный подход, выборочный подход и подход по показаниям в широкой профилактической работе в средних и старших классах средней школы.
Универсальный уровень стратегии данной программы, направленный на родителей всех учащихся в школе, предполагает создание в школе “Комнаты семейных ресурсов”. Ее целями являются (при содействии учителей школы): вовлечение родителей в профилактическую деятельность, выработка родителями общих правил воспитания детей, распространение информации о риске, связанном с проблемным поведением и использованием психоактивных веществ. Видеокассета “Родительское воспитание в подростковом возрасте” помогает родителям определить внешне заметные факторы риска и концентрирует внимание на использовании навыков эффективного ведения семейных дел, включая позитивное подкрепление, наблюдение, установление ограничений и установление нормальных отношений для облегчения выяснения уровня и областей риска.
На выборочном уровне вмешательства программа “Проверка Семьи” предлагает осуществить оценку риска в семьях и их профессиональную поддержку с тем, чтобы понять, в каких из них высок риск проблемного поведения и употребления психоактивных веществ.
На уровне подхода по показаниям учебный курс “Родители – в центре внимания” обеспечивает прямую профессиональную поддержку родителям, чтобы они могли выполнить все действия, рекомендованные программой “Проверка Семьи”. Помощь может включать поведенческую семейную терапию, родительские группы и работу по непосредственной помощи клиентам. Следуя этой поэтапной стратегии, имеющая показания для вмешательства семья по идее должна сначала участвовать в программе “Проверка Семьи” и получить информацию из “Комнаты семейных ресурсов” о факторах риска на ранних этапах приобщения к наркотикам и о действиях родителей, направленных на снижение риска использования наркотиков их детьми.
Программа выполняется в виде серии профилактических экспериментов, которые задействуют курс “Родители – в центре внимания” и другие методы воздействия, включая работу с подростками с высоким уровнем риска (например, курс “Подростки – в центре внимания”) и узконаправленные методы, включая видеокассеты и листовки. Полученные в результате данных экспериментов выводы показали, что профилактическая работа с родителями подростков из групп риска нужна, чтобы снизить рост употребления наркотиков, а повторяющиеся закрепляющие курсы необходимы в течение всего опасного периода. Такой подход оказался чрезвычайно важным, поскольку было установлено, что подростков из групп риска не следует собирать вместе в одних группах. Это может только ухудшить их и без того проблемное поведение, включая неприемлемое поведение в школе и употребление наркотиков.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |