Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методика подготовки в спортивных школах




Управление процессом тренировки

Процесс обучения свойствен всему живому миру. Этот про­цесс по-своему проявляется в жизни простейших живых организ­мов, усложняется в жизни животных и достигает наиболее выс­шей формы своего проявления в жизни человека. От приобретения опыта выживания до самосовершенствования - таков диапазон процесса обучения.

Являясь одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познава­тельная деятельность обучающихся (учение). Суть процесса обуче­ния - взаимодействие преподавателя и обучающегося с целью передачи знаний, умений, навыков первым и приобретения их вторым с последующим совершенствованием.

В области физического воспитания изучение и совершенство­вание двигательных действий являются ядром обучения, так как двигательная деятельность рассматривается здесь и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Можно выделить следующие формы обучения: самостоятель­ная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.

При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.

При контролируемой форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обуче­ния и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.

При самостоятельно-контролируемой форме обучения препо­даватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ ученика. Эта форма применяется в совершенствовании движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации.

Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:

1) бригадно-групповой (2 - 3 преподавателя обучают 25 - 30 уче­ников);

2) индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10 - 15 учеников);

3) индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1 - 3 учеников).

Общение преподавателя с учеником в процессе обучения про­ходит по трем блокам: «объяснение» — в период изучения нового материала происхо­дит повторное объяснение старого; «исправление» — в период изучения материала возникают ошиб­ки, которые преподаватель объясняет и устраняет;

«задание» — подключают обучающегося к самостоятельной ра­боте с целью закрепления изученного материала или с целью ис­правления каких-либо допущенных ошибок, а также для закреп­ления правильных действий с помощью домашних заданий.

Преподаватель - ведущий, управляющий элемент системы «преподаватель-ученик», ученик — ведомый, управляемый элемент этой системы. Для достижения оптимального результата необходимо, чтобы принципы, методы и способы управле­ния совпали с принципами, методами и способами восприятия На каждый контакт общения должна быть своя система управле­ния и тактика общения. Иными словами, система «преподаватель ученик» не единичное звено, единое для всех.

Изменение тактики общения будет зависеть в большей степени от ученика: если изменился ученик (например, повысился его уровень физического и психического развития), то должна меняться и тактика общения с ним. Нельзя в системе обучения рассматривать понятие «ученик» как общее для всех понятие (к сожалению, почти всегда в процессе обучения учителя ориентируются на сред него ученика). Ученика всегда надо рассматривать как личность, индивидуальность, учитывая его психические и физические возможности и способности, интересы и наклонности, перспективы его развития.

В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

1. Уметь различать психологические особенности каждого учащегося.

2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учетом психологических особенностей учащихся.

3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические особенности каждого обучающегося.

4. Уметь сформулировать задание так, чтобы учащиеся его по­няли и выполнили как можно точнее.

5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым уча­щимся с учетом их психологических особенностей.

Надо помнить, что в процессе обучения на первый план выс­тупают не знания преподавателя, а способности каждого обучаю­щегося.

Вся подготовка легкоатлетов должна развертываться как управляемая система. Можно сказать, что управление, по существу, включает в себя всю работу тренера, организующего и планирующего процесс тренировки, руководящего всей деятельностью спортсмена, направленной на решение многообразных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей, достижение спортивного мастерства.

Управление – многогранный процесс, который включает в себя следующие взаимосвязанные части:

1. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.

2. Установление цели и продолжительности пути ее достижения.

3. Установление конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.

4. Выбор средств и методов подготовки.

5. Контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок.

Указанные пять частей расположены здесь в последовательности практической реализации, однако в процессе подготовки приходится вновь и вновь возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, к установлению новых задач, к выбору более эффективных средств и методов и т. д.

В целом управление процессом подготовки состоит из разработки программы и ее выполнения.

Программа, или план, тренировки составляется, как указывалось ранее, на основании изучения индивидуальных особенностей спортсмена и условий его жизни. Следовательно, их глубокое изучение является первым, так сказать, подготовительным этапом управления. Чем объективнее учтены индивидуальные особенности легкоатлета, тем конкретнее можно поставить задачи, точнее подобрать средства, методы и объемы нагрузки, тем ближе подготовка к оптимальному плану, отсюда меньше будет несоответствий и отклонений в процессе подготовки и легче управление им.

Процесс тренировки спортсмена чрезвычайно подвижен во всех своих многообразных частях (объем, интенсивность, сложность, психическая напряженность, соотношение работы и отдыха и многое др). В принципе все эти изменения тренировочного процесса происходят в результате постепенного повышения требований к организму легкоатлета на протяжении месяцев и лет. Практически вся динамика тренировочных нагрузок изобилует подъемами различной крутизны, спадами, плато, волнообразностями, ступенчатостями и др. Все это предвидеть в полной мере невозможно, поэтому и необходимо постоянное сопоставление фактической двигательной деятельности спортсмена с реакцией на нее его органов и систем, на основе чего и осуществляется регулирование тренировочной нагрузки, обеспечивающее соответствие между требованиями к спортсмену и его возможностями. Поэтому нужно фиксировать фактическое выполнение и эффективность тренировочной работы (отмечая в месячном плане по дням, а затем суммировано перенося в годичный план), одновременно контролировать состояние спортсмена, переносимость им тренивочных и соревновательных нагрузок и в особенности восстановление после них. Такие показатели позволяют видеть в динамике весь ход тренировки, ее эффективность в целом и по частям, степень соответствия возможностям спортсмена. Эти показатели позволяют вовремя заметить отклонения (полезные и нежелательные) и сразу же вносить требуемые изменения в программу тренировки и отдыха.

Постоянное сбалансирование программы тренировки с состоянием и возможностями спортсмена и есть самая главная задача управления.

Корректировать воздействия и нагрузку можно изменением длительности упражнений и количества повторений, величин усилий, координационной сложности движений и психической напряженности спортсменов в двигательных действиях. Важно также определить оптимальные интервалы между отдельными тренировочными работами.

В настоящее время особо большое значение приобрела та часть управления, которая должна обеспечивать оптимальное соответствие между функциональными возможностями спортсмена и нагрузкой от одного тренировочного дня.

Ежедневная тренировка (нередко дважды и трижды в день) - основа подготовки спортсмена. В связи с этим чрезвычайно важную роль играет полное восстановление всех сил и возможностей спортсмена к очередному тренировочному дню с наибольшей нагрузкой. При облегченных нагрузках достичь этого легко. Но при значительных нагрузках нетрудно переоценить возможности организма к восприятию тренировочных требований, восстановлению затрат в требуемое время. В результате на протяжении дней и недель идет тренировка с перегрузкой, ухудшаются состояния и работоспособность легкоатлета, накапливается нервная усталость, приводящая вскоре к перетренировке.

Как указывалось ранее, с целью еще большего повышения тренировочных требований к организму спортсмена иногда несколько занятий подряд проводят при недовосстановленном состоянии. Однако и в этом случае надо в последующих занятиях облегчать нагрузку и обеспечивать полное восстановление перед новым микроциклом с занятиями повышенной нагрузки. Чтобы соразмерить дневную тренировочную нагрузку с возможностями спортсмена надо постоянно, изо дня в день, оценивать степень восстановления. Для этого имеются различные биохимические и медицинские методы. Пока тренеры и спортсмены не имеют портативных универсальных аппаратов, позволяющих ежедневно и быстро оценивать уровни восстановления и работоспособности, надо пользоваться более простыми и доступными для всех методами. В ряде случаев можно ежедневно оценивать степень восстановления по показателям выполнения упражнения (например, измерением тести по В.М. Абалакову, быстроте двигательной реакции гарте, длине тройного прыжка с места, дальности броска ядра двумя руками назад через голову к др). Обязательное условие, чтобы этот элементарный контроль спортсмена был ежедневным. О восетановлении сил и возможностях спортсмена можно судить до показателям состояния, наглядной динамике их изменений на протяжении длительного времени.

Рассмотрим основные части управления и самую главную его сторону - практическое выполнение плана и регулирование тренировочных и соревновательных нагрузок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.