Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. 1. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря : учеб




1. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Г. А. Алтухова. – М.: Профиздат, 2000. – 103 с.

2. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: метод. пособие. – СПб., 1993. – 163 с.

3. Езова, С. А. Грани библиотечного общения: учеб. метод. пособие / С. А. Езова. – М.: Профиздат, 2002. – 157 с.

(Руссак З. В.)

11. Организация и методы обслуживания различных категорий читателей в условиях разного типа библиотек: содержание, методика, организация

Функционирование библиотек разных типов и видов основано на их приоритетном выполнении той или иной библиотечной функции, что напрямую связано с особенностями содержания фондов, категориями пользователей, использованием разных форм и методов их обслуживания. Универсальные библиотеки (научные, общедоступные публичные), как правило, в своей деятельности соответствуют широкому спектру информационных потребностей и запросов разных категорий пользователей как по профессионально-производственным параметрам, так и личностно-групповым. Соответственно, в их деятельности максимально используется весь репертуар форм библиотечно-библиографического обслуживания (наглядные, устные, комплексные и др.) по самым различным тематическим направлениям.

С учетом типологических особенностей библиотек, универсальные научные библиотеки преимущественно связывают свою работу с содействием научно-исследовательской, производственной и учебной деятельности пользователей, что провоцирует их склонность к формам работы, характерным для специальных библиотек (ИРИ, ДОР и т. п.).

Универсальные общедоступные библиотеки, исходя из своей приближенности к более повседневным информационным потребностям пользователей, ставят перед собой задачи по привлечению к чтению, установлению контактов с пользователями, организации межличностного общения в стенах библиотеки, по рекламированию услуг и возможностей предоставления информации и т. п. Для библиотек этого вида в большей степени характеры массовые формы обслуживания (диалоговые – интервью-беседа, встреча-диалог, вечер-портрет и др.; игровые – «Огоньки», «посиделки», КВН и др.; рекламно-информационные – премьеры книги, дни информации, бенефисы читателей и др.).

Деятельность специальных библиотек (учебных, отраслевых) направлена на обслуживание профессиональных потребностей научных работников, специалистов различных сфер деятельности и управления. Виды и формы подобного библиотечно-библиографического обслуживания носят выраженный тематический и целевой характер, как правило, основаны на знании степени профессиональной квалификации и точности профессиональных интересов пользователей.

Специфика обслуживания непрофессиональных (самообразовательных, любительских, семейно-бытовых, развлекательных и др.) потребностей читателей выражается в активном привлечении самих пользователей в эту деятельность. Формы работы в этом случае (клубы по интересам, любительские объединения и др.) предполагают активность читателей и как организаторов, и как действующих лиц. Начиная с конца 1980-х гг. широкое развитие получила практика создания библиотек семейного чтения, выполняющих важную роль в межличностной социализации читателей разных возрастов, организации чтения членов семей.

Библиотечное обслуживание людей, имеющих психофизиологические и физические ограничения жизнедеятельности, основано на учете их психолого-педагогических особенностей. В частности, широко используются методы библиотерапии, индивидуальной работы, книгоношество.

В практике российских библиотек традиционно дифференцированно развивается обслуживание детей, молодежи. В этом случае методика обслуживания строится на знании возрастной педагогики, психологии, учете факторов интеллектуального развития молодого читателя, его читательского опыта. Как правило, в деятельности именно детских и юношеских библиотек широко используется координация с другими учреждениями, занимающимися проблемами этих категорий населения.

Особенности библиотечного обслуживания в условиях информатизации и технической модернизации заключаются как в активном использовании технических средств как способе доведения информации до пользователя и в расширении спектра библиотечных услуг, так и в создании комфортной среды для организации библиотечного обслуживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.