Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплекс маркетинга в библиотеке

Маркетинг как концепция управления библиотекой.

Библиографический список

1. Гаскюэль Ж. Пространство для книги: руководство для всех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Ж. Гаскюэль. – М.: Рудомино, 1995. – 303 с.

2. Горев В. Г. Здание, интерьер и оборудование библиотек / В. Г. Горев // Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеева, В. А. Минкин. – Изд. 3-е, перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 449 – 479.

3. Лаврова К. Б. «Лица необщим выраженьем» или Закат эпохи дизайна Haute zavhoz / К. Б. Лаврова // Библ. дело. – СПб., 2007. – № 1. – С. 10 – 13.

4. Павлова И. А. Библиотечный интерьер: требования и
задачи / И. А. Павлова // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 7. –
С. 48 – 57.

(Лаврова К. Б.)

С 1950-х годов в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии организаций основанную на знании потребительского спроса.

В самой общей форме дает определение Американская маркетинговая ассоциация: «Маркетинг - это совокупность процессов планирования, создания, продвижения и распределения товаров и услуг».

Наиболее глубоко толкования концепции маркетинга отражены в трудах американского классика Ф. Котлера: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» или «Маркетинг - это социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают на основе обмена одних товаров и ценностей на другие».

Маркетинг может быть определен как филосо­фия управления, с помощью которой организация:

1) ведет активный контроль за потребностями своих покупателей (реальных и потенциальных);

2) приводит себя и свои товары или услуги в соответствие с выявленными потребнос­тями покупателя с целью их удовлетворения;

3) затем делает себя известной путем уста­новления контактов с покупателями;

4) наконец, определяет степень удовлетворенности потребителя с целью внесения необходимых дополнений в свою деятельность.

Из-за успеха коммерческого маркетинга в отраслях, приносящих доход, родилась идея перенести маркетинговую концепцию и на некоммерческие организации. По одной точке зрения считается, что некоммерческие организации по аналогии с коммерческими имеют потребность в организации процессов обмена, и маркетинг может внести вклад в их улучшение. Хотя цели некоммерческих организаций касаются не только и не столько экономических параметров, в какой-то форме они всегда присутствуют, поэтому некоммерческий маркетинг рассматривается в качестве техники, которая может применяться в любой области деятельности.

Вместо экономических методов, которые явно противоречили социальному статусу библиотеки, предлагался маркетинг, основой которого является механизм изучения и удовлетворения запросов и нужд пользователей. Библиотека выполняет важные общественные функции по удовлетворению потребностей самых широких слоев населения в получении информации, организации досуга, повышении квалификации. Уникальность системы библиотечного обслуживания заключается в бесплатности предоставления информационных ресурсов пользователям.

Первая задача маркетинга – достижение максимальной удовлетворенности пользователей. Реализация ее может привести к увеличению посещаемости библиотеки.

Некоммерческий маркетинг как вид проявляется в следующих направлениях деятельности:

1. изучение потребностей населения и ориентация всей деятельности любой организации на удовлетворение этих потребностей;

2. создание широкой системы общественных коммуникаций в форме паблик рилейшнз, паблисити, рекламы;

3. освоение инновационных форм и методов работы;

4. обеспечение высокого имиджа и репутации данной организации.

В своей маркетинговой деятельности библиотека как субъект некоммерческого маркетинга выполняет весь комплекс традиционных функций, которые обретают определенную специфику при реализации в библиотечной сфере.

Библиотечный маркетинг – это философия управления библиотекой, направленная на наиболее полное и рациональное удовлетворение потребностей населения в чтении и информации.

Библиотечный маркетинг – это технология управления, ориентированная на максимально полное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией библиотеки.

Существует пять основных элементов, которые сходятся в центре маркетингового управления.

ТОВАР первый элемент маркетингового комплекса. В сфере информации нам следует гово­рить, главным образом, об услугах, так как здесь результат работы, который приходит на рынок, обычно не имеет материального выражения. Это, например, справочное обслуживание, библиографическое обслуживание или предоставление ре­феративных материалов пользователям библиотек.

Второй элемент комплекса маркетинга вклю­чает все аспекты РАСПРОСТРАНЕНИЯ товара или ус­луги. Это довольно сложный элемент в контексте информационного обслуживания, охватывающий об­щий спектр мероприятий, благодаря которым услу­га становится доступной. Он включает часы работы организации, ее местоположение, правила вы­дачи документов и т.д.

Третий элемент ШТАТ СОТРУДНИКОВ, без которого трудно добиться удов­летворительных обменов с обществом. Вот почему сейчас специалисты в области маркетинга говорят о «внутрифирменном» маркетинге, подчеркивая, что сотрудники организации должны во что бы то ни стало чувствовать себя включенными в маркетин­говую стратегию организации.

ЦЕНА. – четвертый элемент комплекса марке­тинга. Как мы уже говорили, всегда существует цена, которая должна быть уплачена за библиотечные услуги, даже если это касается общест­венных организаций. Более того, в последнее вре­мя библиотеки, столкнувшись с финансовыми ограничения­ми, стали брать плату за некоторые свои услуги. На стадии разработки стратегии необходимо провести серьезную проверку набора уста­новленных цен и выбрать одну, которая будет наиболее приемлема для потенциальных пользователей.

МАРКЕТИНГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, главным образом, реклама, является последней составляющей комплекса маркетинга. Здесь должен быть выбран наилучший путь взаимодействия с рынком, то есть наилучшим образом организовать распрос­транение сведений о своих товарах и услугах, их специфических особенностях и, если нужно, об их цене.

Таким образом, стратегия маркетинга базируется на этих пяти принципах и на их вариативности. Руководители должны обеспечить правиль­ный баланс этих составляющих в свете требований рынка, учитывая, что все они взаимосвязаны. Даже если новый вид услуги хорошо изучен и в качестве ТОВАРА в полной мере отвечает запросам по­требителя,работа с ней может быть полностью парализована из-за некомпетентного решения о цене или из-за неудовлетворительных мер по ее РАСПРОСТРАНЕНИЮ или недостаточной квалификации персонала.

Разработанная общая стратегия послужит основой для планирования деятельности библиотеки; другими словами, это планирование должно быть осуществлено на базе страте­гических решений, идущих от комплекса маркетинга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиотечный дизайн: понятие, значение, средства | Лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности: общие требования, виды и назначение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.