Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, критерии и показатели эффективности управления




«Эффект» и «эффективность» - разные понятия.

Экономический эффект — это результат труда человека в процессе производства мате­риальных благ (количество выпущенной продукции на участке, заво­де, прирост вновь созданной стоимости в народном хозяйстве).

Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятель­ность человека. Для более полной ее характеристики важно знать, ка­кими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые затраты труда могут дать разный эффект, и наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затратами труда. Цель общественного производства — получение большего эффекта с наи­меньшими трудовыми, материальными и денежными затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затрата­ми, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину — эффект — с другой абсо­лютной величиной — затраты. Такое сопоставление дает относитель­ную величину — эффективность.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам чело­веческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произве­дена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, по­этому для измерения его эффективности часто применяются косвен­ные методы

Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

1. Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

2. Группа более частных локальных критериев:

1) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

2) наименьшие затраты материальных ресурсов;

3) наименьшие затраты финансовых ресурсов;

4) наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);

5) наименьшие издержки;

6) наивысшая рентабельность.

3. Группа качественных критериев:

а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);

б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;

в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;

г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;

д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

е) экологическая чистота.

Критерием эффективности управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

С точки зрения функционирования субъекта управления, т. е. самой управляющей системы критериями экономической эффективности могут быть:

- быстрый сбор необходимой информации для принятия управленческих решений;

- способность принимать оптимальное решение в кратчайший срок;

- оперативность доведения решений до исполнителей;

- обеспечение четкого выполнения решений;

- осуществление комплексного контроля за выполнением решений.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Для определения эффективности управления исполь­зуют такие критерии, как,

во-первых, собственно управленчес­кая эффективность;

во-вторых, экономическая эффективность;

в-третьих, социальная эффективность.

Рассмотрим их.

1. Итак, первым критерием эффективности управления явля­ется управленческая эффективность, то есть результатив­ность, понимаемая как достижение цели.

Организация существует для реализации определенных це­лей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.

Самый общий показатель управленческой эффективности определяется следующим образом:

Кроме того, эффективность управления определяется эффек­тивностью функционирования и использования каждого элемен­та системы управления — рациональностью структуры, приме­нением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией уп­равляющих кадров, их умением творчески подходить к реше­нию конкретных проблем управления.

2. Вторым критерием эффективности управления является эко­номическая эффективность, которая характеризует соотно­шение результатов с затратами, необходимыми для их дости­жения.

Показатели экономической эффективности:

Экономическая эффективность как показатель результатив­ности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку обусловливает ее множество факто­ров. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат — основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результатив­ности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эффективность управления отражает результативность обес­печения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигну­тых показателях результативности всей деятельности предпри­ятия.

Такой количественной характеристикой экономической эф­фективности является производительность. Производителъностъ — это отношение количества единиц на «выходе» к ко­личеству единицу на «входе».

Этот показатель экономической эффективности отражает ком­плексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организа­ции обычно называются: стабильность (производство, структу­ра, положение на рынке), рост (темпы роста производства, чис­ленности занятых, число нововведений), способность организа­ции приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимо­связь показателей внешней среды и деятельности организации). Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыду­щими периодами. Эффективность организации во многом зави­сит от ее способности планировать свою деятельность в долго­срочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это по­зволяет в определенной степени минимизировать риск в усло­виях нестабильной экономики.

Кроме того, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все дру­гие стороны деятельности организации также требуют эффек­тивного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное уп­равление по всем функциональным подразделениям (табл. 1).

Таблица 1 - Количественные и качественные критерии оценки эффективности управления

 

Рассматривая все эти показатели в динамике, то есть в срав­нении с предыдущим периодом, можно судить о повышении или понижении эффективности управления.

3. Третьим критерием эффективности управления является со­циальная эффективность, которая отражает степень дости­жения социальных параметров управления.

Социальная эффективность обеспечивается реализацией си­стемы мер, направленных на удовлетворение социально-эконо­мических ожиданий, потребностей и интересов работников пред­приятия. Социальная эффективность проявляется, во-первых, в развитии потенциала персонала; во-вторых, в возможности реализации этого потенциала.

Понятие социальной эффективности включает требование гар­моничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, фор­мирование благоприятного социального климата, усиление со­циальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни.

Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста произ­водительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управ­ления вообще, так нет и единого показателя социальной эф­фективности. Анализ социально-психологических аспек­тов проводится на основе критериев мотивации персонала, ха­рактеристик морального климата, количества и качества меж­личностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отноше­ний в организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 13467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.