Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема нахождения рациональных организационно-управленческих и экономических решений

По способам (технологии как последовательности действий) принятия решений можно выделить: интуитивные и рациональные решения

- Интуитивные решения. Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Шестое чувство – это интуиция, которая позволяет нам ориентироваться в мире событий, явлений, состояний

Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта. Например, принятие рутинных (утомительных и однообразных) решений при неизменности внутренней и внешней ситуации.

- Рациональные решения. Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой.

5 этапов принятия рациональных решений:

 

Рис. 1. Пять этапов принятия рациональных решений

 

Этап 1. Диагностика проблемы:

- Формулировка и осознание проблемы. Не является ли проблемы мнимой?

- Оценка степени новизны проблемной ситуации

- Сбор, анализ и отбор информации, относимой к проблеме, оценка степени полноты и достоверности информации

Этап 2. Формулировка критериев и ограничений:

- Критерии – показатели (количественные и качественные), по которым оцениваются альтернативы. Определяются целями, которые преследует ЛПР при принятии решения. Например, повышение производительности, рост прибыли и т.п.

- Ограничения – условия решения проблемы, обеспечивающие его реалистичность. Определяются внутренними и внешними факторами, которые необходимо учитывать при принятии решения. Например, ресурсные ограничения (ограничения на потребление материалов, трудовых или финансовых ресурсов и т.п.), правовые ограничения (хозяйственное и налоговое законодательство и т.п.).

В реальной ситуации критериев может быть несколько. В этом случае проблема является многокритериальной, а критерии могут являться противоречивыми. В частности, достижение наилучшего решения по одному из критериев, ведет к ухудшению других.

Этап 3. Определение альтернатив:

Альтернатива – любое допустимое решение проблемы, удовлетворяющее заданным ограничениям. Если нет альтернативы, то не существует проблемы, поскольку решение единственное. Поиск альтернатив для сложных управленческих проблем требует применения специальных методов. Например, метод мозгового штурма (мозговой атаки).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии управления конфликтами | Этап 5. Выбор наилучшей альтернативы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.