Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

Читайте также:
  1. BANKISEL - Выбор банка для косвенной адресации
  2. F.12.2.2.2 Выбор
  3. H.3.2.2.1 Выбор
  4. I. Тесты с множественным выбором
  5. II. Тесты с множественным выбором.
  6. III. Выбор информационно-поисковой системы
  7. IV.4. Выбор сложности заданий
  8. J.14.2.3.1 Выбор
  9. PIC контроллеры используют несколько иную структуру. Они ориентированы по алгоритмам на преобразование протоколов следования входных сигналов.
  10. А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
  11. Абсолютная система единиц предусматривает выбор единиц измерения так, чтобы коэффициент пропорциональности А всегда был равен единице, т.е. для приведенного примера будем иметь
  12. Абсцесс легкого это гнойное расплавление легочной ткани, сопровождающееся образованием одной или нескольких гнойно-некротических полостей.

К началу 1920-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это – созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но одновременно это несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 году образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Таким образом, сложились предпосылки создания единого союзного государства:

1)Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между советскими республиками.

2)Однотипность государственного устройства и нахождение у власти в республиках единой политической партии: коммунистические партии советских республик входили в состав РКП (б).

3)Военный союз советских республик, сложившийся еще в годы Гражданской войны.



4)Стремление к единой системе внешней безопасности советских республик.

5)Популярность у населения идеи жить в едином сильном государстве.

Но сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Весной 1922 года высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал проект «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. Руководящие органы РСФСР должны были стать центральными союзными государственными органами, а полномочия автономных республик урезались.

Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него.

В.И. Ленин разработал проект «федерализации» (социалистическая федерация). Согласно этому проекту все советские республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик. Создаются новые центральные руководящие органы. Союзные республики сохраняют широкие равные полномочия.

В октябре – ноябре 1922 года после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

В декабре 1922 года во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

В январе 1924 года II Всесоюзным съездом Советов СССР была утверждена первая Конституция СССР.Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР.

Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств.

Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления.

Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей.

Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась президиуму ЦИК. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва.

В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 года, отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Значение образования СССР:

1)Созданы условия для решения задач по построению социализма.

2)Многие народы получили возможность экономического и культурного развития.

3)Сформированы предпосылки для сплочения советских людей.

4)Фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть концентрировалась в структурах коммунистической партии, жестко управляемой из центра.

Национально-государственное строительство. После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всею в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

Год Союзные республики, вошедшие в состав СССР
Узбекская, Туркменская (вместо Туркестанской республики, входившей в состав РСФСР)
Таджикская (ранее входила в состав Узбекистана)
Киргизская, Казахская и Азербайджан, Армения, Грузия (вместо распущенной ЗСФСР)
Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, создана Карело-Финская республика (в 1956 г. преобразована в Карельскую АССР)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы закона | Предмет психологии

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3001; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.