КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Серия основана в 2001 году. Е издание, стереотипное
О75 Минск Е издание, стереотипное Часть II Курс лекций Основы идеологии Система открытого образования
белорусского государства
УДК 321 (476) ББК 66
Авторcкий коллектив: доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.), доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие; доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С. (гл. 2), доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В. (гл. 13), доктор политических наук, профессор Бущик В.В. (гл.3 §1, 2, 3), доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е. (гл. 18), доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б. (гл. 17), доктор социологических наук, профессор Котляров И.В. (гл. 11), доктор философских наук Криштапович Л.Е. (гл. 4), доктор философских наук, профессор Адуло Т.И. (гл. 6 §1, 2, 3, 4), доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С. (гл. 16), доктор экономических наук, профессор Козик Л.П. (гл. 3, §4; гл. 8), доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А. (гл. 5), кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М. (гл. 20), кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А. (гл. 12), кандидат политических наук Паречина С.Г. (гл.10), кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А. (гл. 15), кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И. (гл. 7), кандидат философских наук, доцент Гречнева Е.Ф. (гл. 19), кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П. (гл. 9), кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В. (гл. 4), кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В. (гл. 1), кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б. (гл. 14), кандидат юридических наук Петрик И.Л. (гл. 6 §5) Вартанова Л.В. (гл. 13).
Научные рецензенты: кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка; профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. О75 Основы идеологии белорусского государства [Текст]: курс лекций. Ч.2/ под общ.ред.
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".
УДК 321 (476) ББК 66
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 7 Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства 7 Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества 7 Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь 13 Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления 16 Функции президентской власти 18 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства 20 Контрольные вопросы 28 Литература 28 Лекция 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства 30 Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь 30 Структура и функции Парламента 38 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь 50 Контрольные вопросы 75 Литература 75 Лекция 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства 77 Идеология деятельности исполнительной власти 77 Идеология экономической политики Правительства 83 Основные приоритеты в работе Правительства 91 Аграрная политика 92 Жилищное строительство 96 Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции 98 Социальная сфера как объект идеологической деятельности 101 Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики 110 Контрольные вопросы 114 Литература 114 Лекция 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах 117 Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления 117 Система и главные направления идеологической работы на местном уровне 125 Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления 134 Контрольные вопросы 139 Литература 140 ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 141 Лекция 14. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства 141 Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией 142 Экономические платформы современных идеологических течений 147 Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 151 Условия формирования белорусской экономической модели 158 Экономическая политика Республики Беларусь 163 Контрольные вопросы 171 Литература 171 Лекция 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства 173 Интегративная идея и национальные интересы государства 173 Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы 189 Проблема стабильности и изменчивости политической системы 195 Контрольные вопросы 201 Литература 202 Лекция 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства 204 Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции 208 Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности» 213 «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм 217 Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития 234 Контрольные вопросы 244 Литература 245 Лекция 17. Идеологическая политика в социальной сфере 246 Сущность и содержание социальной политики 246 Приоритеты в сфере образования 249 Приоритеты в сфере здравоохранения 254 Приоритеты в сфере социальной защиты населения 257 Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма 266 Контрольные вопросы 284 Литература 285 Лекция 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства 287 Религия в современной Беларуси 287 Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства 295 Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях 301 Контрольные вопросы 310 Литература 310 Лекция 19. Идеологическая политика в молодежной среде 313 Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи 313 Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики 320 Основные направления молодежной политики на современном этапе 328 Контрольные вопросы 334 Литература 335 Лекция 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь 338 Внешняя политика и идеология государства 338 Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики 348 Приоритеты внешней политики Республики Беларусь 357 Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства 366 Контрольные вопросы 383 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 384 Литература 387
Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства Основные понятия: президент; институт президентства; республиканский референдум; глава государства; Конституция; ветви власти; исполнительная вертикаль; декреты; полномочия Президента; функции президентской власти; идеологическая роль Президента. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях[1]. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США. Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства[2]. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире. В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института. Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства. Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений. В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства. Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент. К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений. Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |