Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип тактического анализа и проектирования




Основы развития систем управления (основы менеджмента).

Принципы тактического анализа и проектирования (профессионализма руководства, прибыльности и эффективности, централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий, организационного нормирования)

Концептуально-регулирующие принципы (информационной достаточности, материального и морального стимулирования, согласования по целям деятельности организации)

Ценностно-ориентированные принципы (управленческого риска, предпринимательского риска, организационного поведения, рефлективного поведения, конкурентного преимущества, свободного предпринимательства)

Основы развития систем управления (основы менеджмента)

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ

Студентам специальности МК до 2009 г. читали оба курса – Основы маркетинга и Маркетинг-менеджмент. С 2010 г. в БГТУ студентам специальности «Маркетинг» читается один курс – Маркетинг-менеджмент. Поэтому студентам надлежит ознакомиться с курсом «Основы менеджмента» при самостоятельной работе.

Здесь по основам менеджмента перечислим по требованиям образовательного стандарта специальности «Маркетинг» ряд понятий.

Эволюция менеджмента, базовые теории школ и концепции

Позиции менеджмента по отношению к внутренней и внешней среде

Методы менеджмента (управления).

Функции организации и общие функции менеджмента. Прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация. Учет, контроль и анализ.

Организационные процессы: объект управления. Пирамидальные и зонтичные структуры управления (субъект). Коммуникация. Власть и влияние. Процесс (техники) принятия решений.

Области менеджмента. Менеджмент персонала (кадровый, по адаптации человека к организации). Производственный менеджмент. Финансовый менеджмент. Инновационный (марочный, Брендовый) менеджмент. Управление конфликтами. Управление изменениями. Менеджмент качества. Стратегическое (антикризисное) управление. Менеджмент в группах формальных и неформальных. Рекламный менеджмент. И др.

Организационные структуры и эффективность менеджмента.

Успешная организация управления компаниями, опыт «7-С» компании «Маккинси»: стратегия, структура, состав работников, стиль управления, системы и процедуры, совокупность навыков, совместные ценности.

 

1. Принцип управленческого риска отмечает, что управленческая деятельность в конкретном рыночном пространстве включает риск как возможную опасность, действия на удачу при ограниченности информации, возможный убыток при изменчивости конъюнктуры и, как следствие, огромная роль руководителя, который должен оценить риск и принять ответственность для выбора решений, иначе идёт потеря времени и темпов развития.

Руководитель проводит оценку оправданности рисков и балансирует риски. Активная работа идёт не только для рынков сбыта продукции, но и на финансовых рынках. Ибо у каждой фирмы есть ценные бумаги и товары.

Руководитель должен оценивать оправданность рисков, которые встречаются в сфере торговли, в сфере экспорта и на финансовых рынках. В оценке рисков долна отражаться возможная порция конкурентов, стратегия конкурентов и их вероятные действия в будущем.

Принцип предпринимательского риска свидетельствует, что в прогнозе и оценке шагов конкурентов надо учитывать, что предпринимательский риск охватывает всю собственность фирмы и её долю на рынке. Надо уметь противостоять агрессивным конкурентам.

Для фирмы ключевыми факторами успеха являются факторы, зависящие от:

- организации технологии торговых процессов;

- процессов обслуживания и качества предъявляемых услуг;

- профессиональной квалификации, мастерства лиц, в т.ч. в сервисе;

- информационных возможностей.

Принцип организационного поведения. Функционирование фирмы в условиях риска и неопределённости во многом зависит от поведения фирмы и юридического её оформления. Фирма реализует определённые цели и принимает статус ОАО, РУП, ЧУП и т.д. Это позволяет заранее нормировать ресурсную базу, учитывать гибкость в принятии конкурентоспособных управленческих решений.

Принцип рефлективного поведения позволяет оценить среду, провести SWOT-анализ и уточнить оптимальность принимаемого решения с учётом уровня риска. Рефлективное, экспертно-аналитическое поведение позволяет сопоставить стратегические планы компании с поиском приоритетных путей развития с учётом сложившейся конъюнктуры.

Принцип рефлективного поведения требует, чтобы руководитель отслеживал в соответствие со стратегическими планами нынешнее поведение фирмы, обоснованность принимаемых решений в нынешний период времени. По нему руководитель определяет правила самокоррекции, должен правильно оценивать ситуацию, какой бы кризисной она не была.

Принцип конкурентного преимущества предполагает устойчивость фирмы к внешней среде за счёт последовательного отслеживания её изменений, что позволяет гибко реагировать на них за счёт внутреннеё реорганизации. Фирма, борясь за своего покупателя, должна быть способна сформировать конкурентные преимущества, ориентируясь на потребности клиента. При этом стратегическая оценка внешней конкурентной среды требует ответа на следующие вопросы:

- «Какие основные экономические показатели характеризуют рынок?»- размеры(ёмкость) рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (фирм-поставщиков) и их относительные размеры, слаженность вхождения в сферу обращения и выхода из неё, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы инновационных изменений товаров/услуг, экономия от скорости товарного обращения.

- «Какие конкурентные силы действуют на рынке и каково их влияние?»- Майкл Портер называл 5 сил, которые действуют на уровень конкуренции:

1) соперничество между продавцами внутри отрасли;

2) наличие привлекательных товаров/услуг и вхождение в данную сферу новых конкурентов;

3) влияние поставщиков и способность потребителя диктовать свои условия.

- «Какие компании имеют наиболее сильные (слабые) конкурентные позиции?»- ответ на этот вопрос получают при разработке карт стратегических групп.

 

Карта восприятия (авто) Карта стратегических групп

 

 

Когда рисуем стратегические группы, наибольшая степень конкуренции на практике проявляется среди рядом расположенных хозяйственных единиц.

Принцип свободного предпринимательства предполагает наличие у фирмы творческого начала, отсутствие стереотипов и направлен на поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий. Здесь даётся оценка сильных и слабых сторон компании и доуточняется принцип конкурентного преимущества. Организационная стратегия предпринимательской свободы имеет место, когда менеджеры выбирают ту стратегию, где инициатива и сильные стороны остаются за фирмой.

Секрет стратегического управления у профименеджеров‑ это превращение ноу-хау в области технологии управления маркетингом в ключевое достоинство фирмы, повышающее её конкурентоспособность (торговое мастерство, уникальная способность наладить удачные места для торговли и др.)

2. Концептуально- регулирующие принципы управления маркетингом определяют поведение фирмы в условиях риска и неопределённости. Компанией принимаются решения, опираясь на анализ сложных информационных потоков, зависящих от большого количества факторов. Принципы отражают закономерности по согласованию целей и общие правила получения экспертной оценки.

Принцип информационной достаточности. В рамках организационного анализа при выявлении несоответствия между физической структурой и процессом управления задаются напраления сбора информации, т.к. требуется локализовать основные источники проблем у фирмы. И этот принцип позволяет соотнести источники проблем и ресурсы по их выявлению в организационной структуре с внешней средой. Снижение потерь от риска в данном случае возможно:

1) через чёткую регламентацию состава функций и масштаба деятельности менеджеров;

2) путём выдачи команд управления, в т.ч. распоряжений, указаний;

3) за счёт использования нормирования режима работы в целом или через отдельные процессы установления порядка, последовательности. Большую роль играют вертикальные связи и сбалансированные бюджеты.

Принцип материального и морального стимулирования. Цель- установление соотношения материального и морального стимулирования для надлежащего исполнения функций и развития творческого начала внутри организации. Невозможно полностью оценить качество работы без данного принципа, что может породить безразличие к судьбе компании. Эффект достигается через распределение функций, передачу полномочий, определение прав и обязанностей, ответственности и установление порядка отношений внутри коллектива. Значительная роль в подборе кадров, в стимулировании кадров при бережном отношении к ресурсам. У конкретного работника должны вырабатываться навыки постоянного поиска путей решения проблемы, талант нахождения нестандартных решений, способности идти на научно-обоснованный риск в условиях непредсказуемости.

Принцип согласования по целям деятельности фирмы концептуально определяет цели управления маркетингом, требует их досогласования по отношению к стратегическим целям. Принцип согласования по целям реализуется через методы распорядительного воздействия. Эти методы в свою очередь зависят от организационной структуры фирмы, определяют стиль предписаний‑ правила, приказы, резолюции, указания, предписания. Правила требуют неукоснительного соблюдения, исполнения распоряжений, как письменных, так и устных. Распоряжения задают лишь рамки, придерживаясь которых исполнитель должен выполнить свою работу. Требования идут в границах того, что должно быть достигнуто, цель должна быть лишь обозначена с точки зрения её приоритетности и достижимости. Указания позволяют ежедневно реализовывать распорядительное воздействие через выдачу в устной форме ответственным исполнителям разъяснений по выполнению конкретных заданий с указанием о возможности получения благодарности или порицания. Предписание представляет собой способ воздействия, выработанный коллективом. В нем нормируются действия коллектива.

Во всех случаях значительная роль отводится обратной связи, ибо важно понять, насколько полно уяснено задание. Нужно вовремя применять правило конкурентного соперничества, уметь тестировать сильные/слабые стороны конкурентов, чётко выделять конкретные показатели, изучение которых значимо при оценке нынешних и потенциальных конкурентов, поэтому у руководителей должна быть высокая профессиональная подготовка, навыки жесткой формализации, и очерчивание рамок, в которых очерчивание рамок, в которых можно проявить творчество.

Это принципы, которые регулируют и определяют правила конкретного тактического поведения фирмы на рынке. Для современного и адекватного в рыночной среде корректирования своих планов работы и тактических приемов, что определяется степень готовности фирмы к рыночным изменениям и дает конкурентное преимущество.

Принцип профессионализма (компетентности) руководства.

Профессионализм-способность к непосредственным умозаключениям, помогающим руководителю в каждой конкретной рыночной ситуации думать глобально, а действовать локально. Стратегический управленческие решения учитывают данный принцип через систему освоения шаг за шагом сотрудниками, участников управленческой деятельности, и только при приобретении необходимых навыков на уровне низшего звена руководства появляются предпосылки перехода в высшие эшелоны власти. Этот принцип- основа кадровой политики всех японских компаний. Требуется постоянная работа по повышению профессионализма руководящих кадров, по формированию резерва на замещение руководящих должностей. А руководитель должен отслеживать и качество собственных управленческих решений, быть способным осуществить обратную связь с коллективом, для чего профессионализм в руководстве подразумевает навыки социально-психологической работы, т.е руководитель должен научится эффективно взаимодействовать с коллективом и извлекать из этого взаимодействия позитивный опыт. Необходимо руководителю выбирать адекватные способы воздействия на различных работников, уметь выбрать правильную тональность отношений, придать им нужную психологическую окраску, предвидеть и предвосхитить момент развития конфликта, по возможности мягко выйти из конфликта, если он возник.

Принцип прибыльности и эффективности.

Количество товара, которое фирма стремится продать на рынке, зависит от цен и эффективности использования ресурсов для производства, продвижения, позиционирования, рекламирования товара/услуги и т.д. Экономисты могут считать и бухгалтерскую прибыль, и экономическую. А службы маркетинга интересуют более тонкие моменты, например, в какую сумму обходится рекламная компания нового товара/услуги, какие издержки необходимо предусмотреть для внедрения новой линии продвижения товара, образование новой либо расширение действующей дистрибьюторской сети. Маркетолога, в соответствии с этим принципом, интересует получение чистой прибыли.

Целевая установка принципа для различных служб предприятия реализуется в разных требованиях. По кадровой политике - это стимулы работы коллектива, политика уважения не только по отношению к своим клиентам, но и к своим сотрудникам. Данный принцип предполагает поиск резервов минимизации издержек обращения, в том числе поиск оптимального соотношения аппарата управления и его задач.

Прибыльность и эффективность могут быть достигнуты благодаря тактическому анализу происходящих изменений и выбора либо ограниченного роста, либо стратегии удержания имеющихся позиций, либо, если необходимо в условиях изменчивости рыночной среды, сокращения деятельности.

Принцип централизации и децентрализации управления.

В управлении маркетингом данный принцип действует только в рамках тактического анализа деятельности фирмы в конкретных рыночных условиях. Для служб маркетинга соотношение централизации и децентрализации важно для принятия оперативных маркетинговых решений, например при уточнении хода рекламной компании, презентации или,например, при выборе принять или отказаться от уже готовой новой модели, изменить или нет ассортиментный портфель фирмы.

Необходимо в принципе централизации и децентрализации учитывать такой узел противоречий, как соотношений функций собрания акционеров и функций менеджмента самой компании. И если руководство фирмы с высоким профессионализмом, то проблемы решаются легко. Монополизация или централизация власти у не очень компетентного компетентного руководителя может привести к замедлению темпов роста фирмы или даже к её банкротству. Многие фирмы, предпочитая краткосрочный рост, получают взамен долгосрочное разорение. Внутренний рост компании происходит при расширении ассортимента товаров/услуг (в РБ преобладает). Внешний рост может быть вертикальным и горизонтальным, например, когда фирма поглощает другую, при слиянии, при образовании концернов, конгломератов и холдингов.

Принцип единоначалия и коллегиальности.

При нем важно учитывать, что в управлении маркетингом мудрый руководитель разрешает активную коллегиальную мыследеятельность по поводу новых рынков, новых маркетинговых технологий, их исследования и прогнозирования, оригинальных методов рекламных компаний (открытые дискуссии, метод Дельфи, метод «мозгового штурма» и т.д.). А затем руководитель за результаты коллективно принятого решения принимает на себя единоначальную ответственность. Трудность в данном случае - это психологическое неприятие руководителем фирмы стратегической альтернативы к его мнению, направленное на сокращение или свертывание деятельности в той или иной экономической области.

Принцип делегирования полномочий.

Данный принцип устанавливает правила распределения ответственности в зависимости от уровня управленческого риска между менеджерами и способности системы управления осуществлять оценку среды и саморегулирования при изменении рыночной среды. Многое зависит от уровня подготовленности менеджеров самостоятельно принимать управленческие решения с учетом класса решаемых задач. Если принцип не реализуется, то возникает угроза авторитарного управления, возрастает управленческий риск и снижаются конкурентные преимущества фирмы. При создании команды менеджеров, способных возглавить партнерские отношения фирмы, делать выбор ценовой и корпоративной политик, при этом важны: высокий профессионализм, широта и глубина мышления при оценке маркетинговых событий.

Принцип организационного нормирования.

Принцип устанавливает правила и нормы организационных шагов по поводу изменений позиций фирмы на рынке, по организационным операциям, по производству товаров и оказанию услуг, по нормированию отклонений от качества, отклонений от графика поставки, от условий и механизма платежей, т.е по всем вопросам товародвижения, снабжения и обслуживания.

 

*Все принципы управления маркетингом условно выделяемые Т.Данько взаимосвязаны между собой. Приведем несколько примеров использования принципов в разной последовательности.

Пример 1.

           
     
Принцип организа­ционного нормиро­вания
 

 

 


Прохождение определяется для фирмы тем, что плановая форма принципа организационного нормирования имеет звучание в зависимости от вариантности, от целевых установок, которые уточняются принципом свободного предпринимательства при определенном уровне управленческого риска.

Пример 2.

 

 
 

 


При прохождении подтверждается принцип жесткой диктатуры с определение конкретного управленческого риска в условиях четкого согласования по целям и авторитарного стиля руководства и лишь отдается особое предпочтение сочетанию единоначалии и коллегиальности.

Пример 3.

 


Этот проход заключается в том, что принцип управленческого риска сразу определяет необходимость согласования по целям деятельности фирмы, для выделения её приоритетных направлений. Затем через поиск внешних возможностей и опасностей, их соотнесения, задается особый вариант рассмотрения принципа организационного нормирования. А формы принятия управленческих решений (приказ, распоряжение) по причинам двойного согласования, т.е и от риска и от управленческого нормирования.

 

Известный экономист-маркетолог Р.А.Фахтудинов называет следующие научные подходы к управлению:

1) Структурный подход

2) Маркетинговый подход

3) Функциональный подход

4) Воспроизводственный подход

5) Нормативный подход

6) Комплексный подход

7) Интеграционный подход

8) Динамический подход

9) Процессный подход

10) Оптимизационный подход

11) Директивный подход

12) Поведенческий подход

13) Ситуационный подход

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.