Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология

Социология - наука об обществе как о целостной социальной системе, исследующая реальные социальные процессы во всем их многообразии.

Термин «социология» - латинский и греческий корни - societas (общество) и logos (учение), впервые употреблен Контом и означает «науку об обществе», социальной жизни. П. Сорокин – наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных.

Типы познания социальной действительности:

· обыденное познание опирается на здравый смысл – фрагментарное знание социального мира. Формируется на основе житейского опыта и является побочным продуктом практической жизни. Обыденное познание ориентировано на постулирование, а не доказательство, поэтому оно частично мифологизировано.

· философское познание - систематизированное, концептуально –теоретическое осмысление действительности на основе логических процедур. Оно носит неоднозначный характер, предположения формулируются на основе теоретически допустимого и имеет оценочный характер - явления оцениваются с точки зрения желательного- нежелательного, положительного – отрицательного и т.д.

· опытно-рациональное познание - систематическое, целостно-концептуальное описание действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями. Оно исследует лишь то, что можно доказать фактами, стремится к идеологической нейтральности, дает знания, а не их оценку.

Все типы познания взаимосвязаны. Для социологии особо важно философское познание, поскольку она генетически с ним связана.

Социология в системе социальных наук (история, психология, философия)

 

Отличия связаны с предметами исследования, целями и задачами дисциплин, хотя они могут и пересекаться в пограничных областях:

Предметная область социологии:

1. Начиная с Конта, Зиммеля и Дюркгейма социологию толковали, как интегральную универсальную науку об обществе. Захватнические замашки молодой науки связаны с претензией на анализ глубинных основ социальной жизни. С другой стороны, неоправданное расширение предметной области означат утрату предмета исследований.

2. Социология изучает социальные общности (началось с К. Зиммеля), классы, группы, нации, социальную сферу. К перечисленным объектам добавляют- культуру, образование, материальное благосостояние и т.д. Социологию трактуют не предметно, а объектно, как науку о социальной среде.

3. М.Вебер (его немецкие предшественники К.Зиммель и Ф.Теннис, затем Т.Парсонс) формирует представление о социологии, которая не имеет не является всеохватывающей наукой об обществе, не изучает специфические, конкретные социальные явления. Она пытается постигнуть природу социальных связей между людьми, законов приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, из которых формируются все общественные строения.

 

В современной социологии часто применяется моделирование. Модель- наглядный аналог, в котором социальное явление представлено схематически, чтобы показать его основные свойства и взаимосвязи. Социолог может моделировать конкретное явление (пример - модель рекламы Инкомбанка или общую модель функционирования рекламы).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогическая психология —развивающаяся наука | Социология и история
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.