Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целевые и когнитивные детерминанты

Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких пу­тей к цели, таит в себе что-то опасное, рискованное, подобное целям и по­знанию. И это, конечно, будет неприятно для трезвого мышления психо­лога наших дней.

И, тем не менее, по-видимому, другого пути нет. Поведение, рассмат­риваемое как молярное, является целевым и когнитивным. Цели и опо­знавательные моменты составляют его непосредственную основу и ткань. Несомненно, поведение зависит от лежащих в его основе многообразных физических и химически процессов, но в качестве основной его черты как поведения выступает его целевой и познавательный характер. Эти цели и познавательные моменты выступают с такой же очевидностью, как мы увидим это позднее, в поведении крысы, как и в поведении человека 1.

Необходимо специально остановиться на целях и познавательных процессах, которые имманентны 2 поведению как целому. Они определя­ются по своим характерным проявлениям, наблюдаемым в поведении. Мы наблюдаем за поведением крысы, кошки или человека и отмечаем такие его особенности как к чему-то направленному, осуществляющему­ся с помощью таких-то средств, для которого характерна определенная структура отношения между целью и объектами, используемыми в каче­стве средств для ее достижения. Мы, независимые нейтральные наблюда-

1 Мак-Дауголл в своей лекции под названием «Men or robots» (// Psychologies of
1925. Worcester, 1926) подразделяет всех бихевиористов на «строгих бихевиористов»,
«близких к бихевиоризму» и «целевых бихевиористов». Меня и проф. Перри он относит
к последней группе. В таком случае это относится и к Мак-Дауголлу, которому мы
обязаны термином «целевой бихевиоризм», в то время как Перри (см. ниже) мы обязаны
прежде всего представлениями о непосредственной направленности и о познавательном
характере поведения. Наконец, нужно отметить, что направленность и познавательный
характер являются, по-видимому, сопряженными характеристиками. Так что если мы
согласимся, что поведение носит намеренный характер, мы тем самым согласимся с тем,
что оно носит познавательный характер. Рассмотрение познавательного и целевого ас­
пектов поведения как дополняющих друг друга его особенностей подобно положениям,
которые подчеркивают Мак-Дауголл (Modern materialism and Emergent Evolution. N. Y.,
1929. Ch.3) и Перри, о том, что «нет цели без познания» (The cognitive interest and its
refinements // J. Philos. 1921. V. 18. P. 365—367) и что «все формы целевого поведения
зависят от веры в результат» (The independent variability of purpose and belief // J. Philos.
1921. V. 18. См. также: Perry R.B. The appeal to reason // Philos.Rev. 1921. V. 30).

2 Термин «имманентный» используется в чисто описательном смысле — для
обозначения того, что свойственно поведению.


Толмен Э. Поведение как молярный феномен 137

тели, открываем эти совершенно объективные характеристики как имма­нентные поведению, и случилось так, что мы избрали в качестве общих наименований для таких характеристик термины «цель» и «познание».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описательные свойства поведения как молярного феномена | Объективное определение целей поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.