Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Модель информационной сферы




 

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с информацией, происходит в информационной сфере. Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

В информационной сфере происходят информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Помимо перечисленных в данном определении, данном законодателем, к информационным процессам необходимо также отнести процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, возникающие в информационной сфере при осуществлении информационных процессов, называются информационными отношениями. Деятельность по осуществлению информационных процессов называется информационной деятельностью.

Рассматривая информационные отношения, необходимо отметить, что несмотря на всю их разнообразность они происходят между составными частями информационной сферы. Схематично информационную сферу можно представить в виде пяти областей (рис. 2)[19].

Справа расположены три области, в которых и происходит обращение информации. Области, расположенные слева, являются вспомогательными и обеспечивают обращение информации. Все области тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому разделение между ними можно считать условным. Исходная информация создается на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе исходной информации и сведений из информационных ресурсов. Информационные ресурсы формируются на основе исходной и производной информации. В результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. В результате взаимодействия всех трех областей возникает оборот информации.

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает защиту информации в других областях. Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения осуществляет создание механизмов информационной безопасности и формирование информационных ресурсов, информационных продуктов, оказание информационных услуг.

 

Рис. 2. Модель информационной сферы

 

Субъектом разных областей может выступать одно и тоже лицо одновременно. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица. В отдельных случаях субъектом является государство и территориальные образования. Одна и та же организация может одновременно создавать новую информацию, разрабатывать информационные технологии и на их основе формировать из созданной информации информационный продукт, оказывать информационные услуги. В целом, процесс оборота информации в информационной сфере можно представить следующей схемой (рис. 2).

Область поиска, получения и потребления информации.

Данная область определяет потребность в информации, задает пути ее формирования, обеспечивает информацией потребителей.

Поиск информации происходит в информационных ресурсах или посредством информационных продуктов и информационных услуг. Получение информации может осуществляться посредством поиска или при ее тиражировании и распространении. После осуществления получения информации происходит ее потребление, которое может быть конечным пунктом оборота информации или источником для создания новой информации.

Субъектами данной области являются потребители, к которым относится все население страны, организации и государство. В отдельных случаях потребителями могут быть иностранные граждане, организации и государства. Каждый потребитель сам определяет цели поиска информации и порядок этого поиска. Поиск и получение информации может осуществляться как индивидуально, так и с помощью других субъектов, оказывающих информационные услуги.

Объектом данной области является любая информация, которая может быть получена из области создания и распространения исходной или производной информации или области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Полученная информация может быть представлена в виде текста, видео и аудио материалов, компьютерных файлов, информационных продуктов. Найденная информация может существовать в виде отдельных документов, тематических подборок, справок, массивов документов и т.д.

Область создания и распространения исходной и производной информации.

В данной области создается новая информация, которая потом используется в области поиска, получения и потребления информации и в области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Именно на основе вновь созданной или измененной информации создаются информационные ресурсы. Информация в этой области может создаваться как с конкретной целью, так и без таковой.

 

Рис. 3. Обращение информации в информационной сфере

Субъектами данной области являются производители информации, которыми могут быть физические лица, организации, государство и его территориальные подразделения.

Распространение информации может происходить или через средства массовой информации или по другим каналам. Пути распространения информации практически ничем не ограничены. Только в случае создания информации ограниченного доступа вступает в силу ограничение по ее распространению. Можно подразделить создаваемую исходную и производную информацию на следующие виды:[20]

· информация как результат творчества;

· обязательно представляемая информация;

· обязательные экземпляры документов;

· персональные данные;

· официальная документированная информация;

· массовая информация и реклама;

· информация о выборах и референдуме;

· иная создаваемая исходная и производная информация.

Информация, создаваемая в процессе творчества, - это научные и литературные произведения, патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, документы, содержащие секреты производства и науки.

Обязательно представляемая документированная информация - это обязательные контрольные экземпляры документов, учетная, статистическая, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Она создается юридическими и физическими лицами в порядке отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Обязательные экземпляры документов - это различные виды тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации. К ним относятся тексты, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенные для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Официальная документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Это законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера. Данный вид информации является открытым и распространяется свободно. Исключением являются секретные законодательные и нормативные акты (например, секретные статьи федерального бюджета или приказы министров силовых министерств) и информация, которая касается граждан (например, судебные решения).

Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Данная информация, созданная в области создания и распространения исходной и производной информации, концентрируется в виде информационных ресурсов. Подавляющее число информации содержится в информационных ресурсах, которые являются накопителем информации.

Информационные ресурсы являются основой знания, они аккумулируют в себе опыт человечества и определяют дальнейший вектор его развития. Посредством информационных ресурсов индивидуальные знания преобразуются в коллективные, что позволяет считать информационные ресурсы основой системы образования и науки, основой государства. Создаваемые на основе информационных ресурсов информационные продукты и услуги стали одним из основных товаров на современном рынке.

Информационные ресурсы – это массивы документов и документированной информации, массивы документов, электронных документов и документированной информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Для определения состава информационных ресурсов России целесообразно опереться на национальные доклады «Информационные ресурсы России», которые были подготовлены в 1994, 1999 и 2000 годах. В первом национальном докладе основным предметом рассмотрения были автоматизированные информационные ресурсы (базы и банки данных)[21]. Второй национальный доклад был посвящен описанию состава и особенностей формирования основных видов государственных информационных ресурсов России[22]. Третий национальный доклад «Информационные ресурсы России» посвящен организации использования информационных ресурсов, прежде всего государственных[23].

Первой составляющей информационных ресурсов России являются пять основных государственных информационных систем России, имеющие межведомственный универсальный характер. К данным системам относятся библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики, Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) и Государственная система правовой информации, включающая систему публичных центров правовой информации (ПЦПИ). Также необходимо отметить единую систему государственных кадастров и регистров Российской Федерации, создание которой практически завершено.

Второй составляющей информационных ресурсов России являются справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д.

Третьей составляющей информационных ресурсов России являются собственные информационные ресурсы органов государственной власти, организаций и предприятий. Данные информационные ресурсы создаются непосредственно в ходе их основной деятельности и используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач. Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих картотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов.

Обработка информации и формирование информационных ресурсов происходит с применением информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационные ресурсы преобразуются в информационные продукты. Полученные информационные продукты предоставляются потребителю в процессе оказания информационных услуг.

Информационные продукты (продукция) – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

К информационным продуктам относятся документы, данные, справки, аналитические обзоры, базы и банки данных, компьютерные игры, фильмы, книги и другие виды информационных продуктов.

Информационные продукты могут создаваться в соответствии с требованиями законодательства и по собственной инициативе. Практически любой документ, созданный в нашей стране можно считать информационным продуктом. Распространение информационных продуктов может осуществляться на платной или бесплатной основе. Большая часть информационных продуктов распространяется за плату. Наиболее распространенными в нашей стране являются информационные продукты в виде литературных произведений и компакт-дисков (видеокассет). Реже встречаются информационные продукты, подготовленные по мировым стандартам – оформленные в красочные обложки, с описанием, последующим сопровождением, обязательной регистрацией владельца через Интернет. Это связано с тем, что рынок подобных продуктов недостаточно развит, а население страны в основном удовлетворяет качество выпускаемых на сегодняшний день информационных продуктов и, самое главное, их низкая цена.

Информационные услуги – это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационные услуги могут оказываться двумя способами. Первый из них – это услуги по информационному обслуживанию. Этот способ более характерен для европейских стран и США. В нашей стране он применяется не так часто. В соответствии с данным способом информационная компания осуществляет для потребителя поиск, обработку, хранение и выдачу информации, как правило, в виде конечного продукта. Подобный способ удобен при глобальном поиске большого количества информации или длительном постоянном обслуживании. Услуги по информационному обслуживанию могут оказываться как сторонними организациями, на основе договора, так и структурными подразделениями в составе самой организации-заказчика.

Второй вид информационных услуг – предоставление доступа к базам данных, компьютерным сетям, в том числе Интернет. В этот же вид информационных услуг попадает сопровождение проданных ранее информационных ресурсов. Организации, оказывающие данный вид информационных услуг, как правило, только предоставляют доступ и взимают за это плату. Данные информационные услуги являются наиболее распространенными в нашей стране на настоящий момент.

Субъектами данной области являются собственники и владельцы информационных ресурсов, информационных продуктов, а также лица, оказывающие информационных услуги. В качестве таких субъектов могут выступать физические лица, организации и государственные органы. Как правило, создателями информационных ресурсов являются библиотеки, архивы, информационные центры и фонды, информационные агентства и государственные органы разного уровня. Однако в отдельных случаях информационные ресурсы могут создавать и физические лица.

Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Данная область является обеспечивающей для трех областей, рассмотренных выше. Особенно тесно она взаимодействует с областью формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [24].

Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютерной техники. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это информационные системы. Всеобщая компьютеризация придала информационным системам их современный облик и в несколько раз повысила эффективность и расширила сферу их применения.

Можно выделить следующие информационные системы:

· информационно-поисковые системы;

· информационно-справочные системы;

· автоматизированные системы управления;

· экспертные системы;

· информационно-обучающие системы;

· некоторые другие.

Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме. В зависимости от технической основы выполнения общих функций информационных систем выделяется три вида информационных систем: ручного обращения, документальные и фактографические.

Информационные системы ручного обращения - это библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др. Технической основой поиска в подобных системах являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам, адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручной картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ, управляемых с пульта или организации компьютерной базы данных, построенной по принципу каталога.

Документальные информационные системы – это системы, которые накапливают не только адреса хранимых документов, но и их содержимое, т.е. текстовую и графическую информацию, а также фото, аудио и видео материалы. Документальные информационные системы требуют большой объем памяти внешнего запоминающего устройства компьютера.

Фактографические информационные системы – это системы, в основу которых положен массив машиноориентированных первичных форм. Машиноориентированные первичные формы представляют собой подобие анкет, которые обрабатываются информационной системой. К данному классу информационных систем относятся все системы, содержащие персональные данные и многие информационные системы органов государственной власти. Построение фактографических информационных систем позволяет осуществлять сквозной поиск по любому из признаков (реквизитов), внесенных в систему. Более подробно информационные системы будут рассмотрены в главе 8 «Информационные технологии и средства их обеспечения».

Информационные системы создаются и функционируют на основе информационных технологий и средств их обеспечения. Законодательно понятие информационной технологии не закреплено. Однако можно сформулировать общее понятие информационной технологии, опираясь на определения технических наук.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [25].

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

К программным средствам относятся операционные системы, прикладные программы, программные средства связи и другие программные средства. Основными программными средствами являются средства для создания приложений, с помощью которых создается новое программное обеспечение.

К основным техническим средствам относятся средства компьютерной техники, средства связи и телекоммуникаций, средства управления и средства тиражирования. Они используются не только как средства обеспечения информационных систем, но и как техника для ежедневной жизни и работы.

К лингвистическим средствам относятся словари, тезаурусы, классификаторы, специальные редакторы текста, переводчики и т.п.

К организационно-правовым средствам относятся законодательные и нормативно-правовые акты, техническая документация, положения, уставы, должностные инструкции. Цель данной документации – обеспечить правовое регулирование информационных систем и их правильную эксплуатацию.

Субъектами в данной области являются разработчики и заказчики информационных систем. Разработчики организуют и осуществляют создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Кроме того, в их обязанности входит последующее обслуживание информационных систем. Разработчики - это компании, специализирующиеся на разработке информационных систем и нового программного обеспечения. В отдельных случая в качестве разработчиков могут выступать государственные организации или физические лица. Заказчики информационных систем определяют требования к ним, предоставляют необходимую информацию разработчику и осуществляют их дальнейшую эксплуатацию. Заказчиком информационной системы может быть государственная организация, физическое или юридическое лицо без ограничений.

Особенностью российского развития данной области информационной сферы является то, что заказчик и разработчик часто сливаются в одном лице. Это связано с тем, что компании и, особенно, государственные организации предпочитают создать постоянный отдел в своей структуре, который разрабатывал бы информационные системы, сам их эксплуатировал, обслуживал и модернизировал. Исключением из этой тенденции являются информационные системы специализированного характера: справочные правовые системы («Консультант Плюс»), системы бухгалтерского учета («1-С»), системы правоохранительных органов.

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Данная область является обеспечивающей для всех остальных областей и предназначена для создания инструментов обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [26].

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Наиболее тесно данная область взаимодействует с областью создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения, а также с областью формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг. В каждой области информационной сферы средства и механизмы информационной безопасности решают различные задачи.

Меры обеспечения информационной безопасности подразделяются на организационные, технические, экономические и правовые. Более подробно они будут рассмотрены в главе 11 «Информационная безопасность».

Субъектами данной области являются лица, обеспечивающие защиту, и лица, нуждающиеся в этой защите. Защита прав и интересов касается всех субъектов информационной сферы, упомянутых выше. Что же касается субъектов, обеспечивающих защиту, то они подразделяются на три вида: специализированные государственные организации, юридические лица, оказывающие данные услуги в соответствии с договором, и структурные подразделения в составе самой организации.

Специализированные государственные организации обеспечивают защиту государственной тайны и правовое регулирование в данной области информационной сферы. Данные организации защищают информационную безопасность государства и общества в целом. К ним относятся правоохранительные органы и федеральные органы власти.

Юридические лица, оказывающие договорные услуги по защите информации, обеспечивают защиту коммерческой и служебной тайн. Они также создают новое программное обеспечение и технические средства для защиты информации. Данные субъекты осуществляют свою деятельность на коммерческой основе и оказывают услуги всем остальным субъектам информационной сферы. Отдельно необходимо выделить субъектов, обеспечивающих защиту авторских и смежных прав в информационной сфере. К ним относятся издатели, компьютерные фирмы и другие субъекты, осуществляющие гражданский оборот информации.

Структурные подразделения в составе организаций обеспечивают защиту информации ограниченного доступа, закупают и используют специальное оборудование и программное обеспечение, осуществляют другие мероприятия. Именно структурные подразделения осуществляют большую часть действий по защите информации и обеспечивают информационную безопасность вместе с государственными органами.

Недостатком сложившейся системы необходимо признать незащищенность физических лиц в информационной сфере. Если физическое лицо не в состоянии осуществить самостоятельную защиту оно вынуждено обращаться в коммерческие организации, занимающиеся данными вопросами. Государственных органов, осуществляющих защиту граждан от недоброкачественной или ложной информации, в нашей стране пока не создано. В основном применяется судебный порядок защиты нарушенных прав, которым подавляющее большинство населения не пользуется.

 


Заключение

 

В ходе первой лекции по учебной дисциплине информационное право мы рассмотрели основные понятия информационного права и модель информационной сферы. Более подробно с указанными понятиями мы познакомимся на практических занятиях.

 

Использованная литература:

1. Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

2. Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. Белгород: БелЮИ МВД России, 2005.

3. Копылов В.А. Информационное право. Учебник. М.: Юристъ, 2004.

4. Доктрина информационной безопасности РФ: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. - 28.09.2000. - № 187.

5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 // СЗ РФ. - 04.02.2002. - № 5. - Ст. 531.

6. Информатика и математика: учебное пособие / Дрога А.А. и др. Белгород: БелЮИ МВД России, 2008.

7. Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита информации (Информационное право): учебное пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.

8. Лукьянов Д.Б., Прокопенко А.Н. Информатика и математика: Курс лекций. – Белгород. РИО БелЮИ МВД России. 2004.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.