Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОСЫ. 1. Перечислите важные черты экологического предпринимательства




 

1. Перечислите важные черты экологического предпринимательства.

2. Что является основным видом экологического предпринимательства?

3. В чем выражается эффективность экологического предпринимательства?


ТЕМА 10. Экологический менеджмент

В последнее время возрастает интерес к использованию менеджмента для решения природоохранных проблем.

Экологическая деятельность предпринимателей зависит от их способности и возможности добиться интегрированных целей – экологических и хозяйственных. Это возможно на основе выработки долгосрочной стратегии развития фирмы. Если предприятие не имеет своей целью экологическую ориентацию, то внедрение в него системы экоменеджмента теряет смысл.

В зависимости от побудительного мотива (цели) определяется вид экоменеджмента. Экологические цели могут выражать собственные интересы определенной группы сотрудников фирмы с целью обеспечения зеленого имиджа, снижения издержек, рисков и т. д. Внутренние стимулы проведения активной политики в области охраны окружающей среды могут быть как экономическими, так и неэкономическими. В зависимости от целей экологический менеджмент подразделяется на активный и пассивный (оборонительный). Активный (наступательный) экоменеджмент строится на ясной цели, охватывает различные функции и ориентирован на рынок. Напротив, пассивный (реактивный) экоменеджмент старается реагировать на требования законодательства, то есть охраной окружающей среды приходится заниматься по принуждению.

Существует несколько определений экологического менеджмента:

—это система, искусство управления в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций вконкретных рыночных ситуациях;

—анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль запроведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли и обеспечения экологически безопасногоразвития;

—система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности многих людей в области защиты окружающей среды.

Экоменеджмент является элементом системы менеджмента, ориентированным на вполне определенный объект (подобно кадровому, производственному или финансовому менеджменту). Целевым объектом здесь являются эффекты, оказываемые хозяйственной деятельностью предприятия на окружающую среду: предотвращение ущерба окружающей среде, энергосбережение и т.д. Причем экостратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия.

 

Менеджмент в условиях рыночной экономики строится на конкуренции и направлен на выигрыш. Поэтому главной его задачей становится знание основных «золотых» правил менеджмента:

1) Уметь определять возможность, очередность, последовательность выполняемых задач;

2) Не поручать другим самые существенные, «судьбоносные» вопросы, от решения которых зависит будущее фирмы;

3) Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности.

4) Действовать быстро и решительно в случаях, если промедление смерти подобно;

5) Быть хорошо информированным в своей области;

6) Не заниматься второстепенным;

7) Действовать только в рамках возможного и реального;

8) Уметь проигрывать, когда это неизбежно;

9) Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях;

10) Находить удовлетворение в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовлетворение.

Главная задача менеджмента: знать эти правила, их понимать и уметь применять.

Но в основе принятия любого решения лежит информация: мониторинг, нормативы, сведения о технологиях, маркетинговая информация и др. Необходима не просто любая информация, а именно нужная. Особенностью информации как ресурса является то, что она быстро устаревает. Кроме того возрастает и ценность опыта. Экоменеджмент формируется не мгновенно. Требуется определен­ное время для подготовки условий к внедрению инноваций.

В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

В задачу высшего менеджмента входит включение экологических целей в стратегическое планирование. При планировании обосновываются необходимые инвестиции, предусматриваются специальные маркетинговые стратегии. Основным элементом планирования служит бизнес-план. В структуре бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности содержатся следующие разделы:

1. Возможности эколого-экономических систем;

2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический потенциал, наличие базовых экологических ограничений;

3. Рынок сбыта продукции, полученный из отходов производства и услуг;

4. Конкуренция на рынке сбыта продукции и услуг по осуществлению природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

5. План маркетинга;

6. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

7. Организационный план по кооперации производств и объектов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта природоохраны и ресурсосбережения;

8. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

9. Социально-экономическая оценка риска для страхования субъектов и объектов от возможных экологических катастроф;

10. Финансовый план;

11. План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкции и стратегия финансирования.

Одним из основных элементов экоменеджмента является экологический маркетинг. В центре маркетинга находится потребитель, к потребностям которого необходимо приспосабливаться. Ядром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Экологический маркетинг, опираясь на концепцию рециклирования, показывает, что меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Имея информацию о рынке и определив маркетинговую стратегию, фирма для предпринимательского успеха должна использовать набор маркетинговых инструментов, модифицированных и дополненных с учетом экологических целей.

Реализация стратегических экологических целей высшего менеджмента предполагает вовлечение в процесс охраны окружающей среды также среднего и оперативного менеджмента. Появляется необходимость создания собственного подразделения, отвечающего за экологические вопросы и имеющего определенные полномочия и ресурсы. В задачи среднего менеджмента входит распределение экологических целей по отдельным операционным программам. Именно здесь возможно появление новых идей по обновлению, дополнению и модификации системы экологического менеджмента. Интегрированная система менеджмента охватывает весь операционный менеджмент, все системы функционирования предприятия с четким разграничением ответственности на всех уровнях.

Экологический менеджмент на основе создания экологического имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повышается мотивация к труду работников, и они получают удовлетворение от работы. На основе экологического имиджа фирма получает неосязаемый капитал («гудвилл»), что облегчает установление важных деловых контактов с администрациями государственной власти, научными кругами, а также дает возможность завоевать доверие со стороны экоорганизаций, клиентов и жителей. Такое предприятие является также привлекательным работодателем.

Отмечая положительные моменты экоменеджмента следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски (преувеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.