Программа учебной практики «По приготовлению лекарственных форм» разработана преподавателями: преподавателем высшей квалификационной категории учреждения образования «Могилевское государственное медицинское училище» Миньковой Е.Н.;
преподавателем I квалификационной категории учреждения образования «Могилевское государственное медицинское училище
Бумагиной О.Н.,»;
преподавателем высшей квалификационной категории
учреждения образования «Могилевское государственное медицинское училище» Чабановой В.С.
Рецензенты:
Заведующая ФДП центральной аптеки № 3 РУП Могилевского отделения «Белорусская железная дорога», провизор 1 категории Прокопенко Н.Д.;
И.О. заведующего аптеки № 1 г. Могилева, провизор высшей категории Зуева И.Е.
Рекомендована к утверждению учебно-методическим советом государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (протокол №____от_____200___г)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика «По приготовлению лекарственных форм» по специальности 2-790108 «Фармация» проводится на III курсе в VI семестре в течение 45 дней в объеме 270 часов при шестидневной рабочей неделе. Учебная практика включает в себя практику по фармацевтической технологии (198 часов), по фармакологии (36 часов) и организации и экономики фармации (36 часов). Учебная практика проводится на базе производственных аптек Республики Беларусь. Аптеки-базы должны быть подобраны так, чтобы они обеспечивали прохождение учебной практики по всем разделам.
Цели и задачи:
1. Выработка у учащихся навыков соблюдения санитарно-гигиенического режима и фармацевтического порядка.
2. Закрепление и углубление теоретических знаний по фармацевтической технологии, фармакологии и организации и экономике фармации.
3. Отработка и совершенствование практических навыков и умений по изготовлению лекарственных средств, анализу и таксированию рецептов, углубление знаний по применению лекарственных средств, формам выпуска, способам применения.
4. Формирование профессиональной компетентности и ответственности.
5. Подготовка учащегося к выполнению профессиональных функций.
6. Деонтологическое воспитание учащихся.
На практику учащиеся прибывают с данной программой, направлением и санитарной книжкой, командировочным удостоверением, комплектом санитарной одежды и сменной обувью.
Учащиеся должны пройти практику в установленные учебным планом сроки и в полном объеме по всем разделам. Пропущенные дни практики независимо от причин отрабатываются по договоренности с руководителем аптеки и руководителем практики от УО «Могилевское государственное медицинское училище».
Перед началом работы учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с правилами внутреннего распорядка и строго соблюдают их. Учащиеся ведут табель учета рабочего времени по форме в соответствии с графиком непосредственного руководителя практики.
Форма табеля учета рабочего времени
Дата
Время прихода
Время ухода
Подпись
Примечание
Продолжительность рабочего дня при шестидневной неделе составляет 6 часов из них 1 час отводится на заполнение дневника. Учащиеся за время прохождения практики обязаны принимать активное участие в жизни коллектива и санитарно-просветительной работе (выпуск санбюллетеней, беседы на санитарно-просветительные темы и др).
Учащиеся должны ежедневно заполнять дневник практики по установленной форме. В дневнике описываются все виды выполненных работ. Дневник ежедневно проверяется руководителем практики, ставится дата и подпись. Дневник хранится в аптеке в период учебной практики и должен предъявляться руководителю практики от училища в любое время рабочего дня. В конце практики дневник подписывается и заверяется подписью и печатью руководителя. Записи в дневнике ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, без помарок.
Практика должна быть выполнена в полном объеме, по всем разделам. Учащемуся аптекой выдается характеристика заверенная подписью и печатью руководителя.
Итоговая отметка выставляется в учреждении образования по 10 –бальной системе на основании собеседования и с учетом характеристики и качества ведения дневника.
Обоснованные изменения в содержании программного материала и в распределении учебных часов по темам в пределах общего бюджета времени, отводимого, на изучение дисциплины вносятся предметной (цикловой) комиссией.
Учебная практика по фармацевтической технологии
Дневник по фармацевтической технологии заполняется по форме, в котором оформляется два рецепта ежедневно из числа приготовленных с подробным описанием приготовления и теоретическим обоснованием указанного способа изготовления. Рецепты должны записываться без сокращений, кроме общепринятых, на латинском языке. Лекарственные формы, описанные в дневнике обязательно оформляются этикетками.
Форма дневника
№
п\п
Содержание дисциплины
Расчеты
Свойства лекарственных веществ
Приготовление с теоретическим обоснованием
Учащийся должен знать:
- теоретические основы фармацевтической технологии;
- организацию рабочего места фармацевта-ассистента;
- функциональные обязанности фармацевта-ассистента;
- инструкцию по ТБ;
- инструкцию по санитарно - гигиеническому режиму;
- алгоритм действий при изготовлении лекарственных форм.
Учащийся должен уметь:
- организовывать рабочее место фармацевта-ассистента;
- работать с весами разных систем и гирями; - отмеривать жидкости мерными приборами;
- калибровать эмпирический каплемер;
- анализировать и производить расчеты по рецепту;
- проверять дозы лекарственных веществ списка «А» и «Б»;
- подбирать ступки для измельчения и смешивания порошков;
- измельчать и смешивать вещества;
- дозировать порошки;
- подбирать капсулы для упаковки порошков в зависимости от физико-
химических свойств;
- упаковывать порошки в капсулы; - растворять лекарственны вещества;
- доводить до объема;
- процеживать и фильтровать растворы;
- подбирать флаконы для отпуска, укупорочный материал;
- работать с инфундирным аппаратом; - отвешивать основу;
- вводить лекарственные вещества в мази, суппозитории;
- оценивать качество лекарственных форм;
- пользоваться справочной литературой.
Учебная практика по фармакологии:
Основной задачей практики является знакомство и изучение рецептуры аптеки, имеющихся лекарственных средств безрецептурного отпуска, углубление знаний по применению лекарственных средств, формам выпуска, способам применения.
Учебная практика проводится в отделе готовых лекарственных форм под руководством рецептара или заместителя заведующей аптекой.
Лекарственные средства изучаются и описываются в дневнике по плану:
-международное наименование
- синонимы
- формы выпуска
- фармакодинамика
- применение
Необходимо изучить и описать не менее 5 лекарственных средств каждой фармакологической группы.
Учебная практика по организации и экономике фармации
Во время практики учащиеся знакомятся с работой фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств (таксирование рецептов на жидкие лекарственные формы и порошки), с рецептурой аптеки, правилами хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента, обращая внимание на условия хранения готовых лекарственных средств, содержащих списка «А», «Б», наркотических, психотропных, термолабильных веществ, на раздельное хранение лекарств для внутреннего и наружного применения.
Учащиеся проверяют правильность оформления рецептов, дозировку лекарственных средств списка «А» и «Б», совместимость входящих ингредиентов, анализируют ошибки встречающиеся в рецептах и знакомятся с мерами применяемыми руководством аптеки в данном случае, таксируют рецепты на жидкие лекарственные формы и порошки, осваивают порядок выдачи изготовленных в аптеки лекарственных средств, принципы фармацевтической деонтологии в обращении с пациентами, врачами, сотрудниками аптеки.
Каждый рецепт должен быть протаксирован и проведена фармацевтическая экспертиза рецепта.
Учащиеся должны знать на уровне понимания:
- организацию работы, структуру, устройство и оборудование аптеки
- организацию работы фармацевта-рецептара,
- правила хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента в соответствии с действующими нормативными документами,
Учащиеся должны уметь:
- таксировать рецепты на жидкие лекарственные формы и порошки,
- хранить лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с требованиями нормативной документации.
Раздел, тема
Количество часов
Раздел 1 Фармацевтическая технология
1.1 Знакомство с производственными помещениями аптеки и организацией рабочего места фармацевта-ассистента, провизора-технолога, функциональными обязанностями. Инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиеническому режиму
1.2 Работа в качестве помощника провизора-технолога по приготовлению концентрированных растворов
1.3 Работа в качестве фармацевта-ассистента по приготовлению экстемпоральных лекарственных форм (порошков); жидких лекарственных форм (растворов водных и неводных, микстур, растворов высокомолекулярных соединений, коллоидных растворов, суспензий, эмульсий, капель, водных извлечений из лекарственного растительного сырья и экстрактов-концентратов, растворов стандартных фармакопейных растворов, ароматных вод); мягких лекарственных форм (мазей, паст, линиментов, суппозиториев
Раздел 2 Фармакология
2.1 Знакомство с рецептурой аптеки, прописью и оформлением рецептов. Работа с врачами
2.2 Знакомство с оформлением витрин, распределением препаратов по фармакотерапевтическим группам, хранением препаратов
2.3 Изучение препаратов, влияющих на периферическую нервную систему
2.4 Изучение препаратов, влияющих на центральную нервную систему
2.5 Изучение препаратов, влияющих на функции органов дыхания
Раздел 3 Организация и экономика фармации
3.1 Знакомство с организацией работы аптеки
3.2 Знакомство с работой фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств
3.3 Знакомство с рецептурой аптеки. Работа по приему рецептов
3.4 Знакомство с правилами хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения
3.5 Знакомство с работой фармацевта-рецептара по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления (таксирование рецептов на жидкие лекарственные формы, порошки)
Итого:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цели изучения
Содержание темы
Результат
Познакомить с производственными
Помещениями аптеки и организацией рабочего места фармацевта-ассистента.
Изучить функциональные обязан-ности фармацевта-ассис-тента, инструкции по технике безопасности, санитарному режиму
Раздел 1 Фармацевтическая технология
1.1 Знакомство с производственными помещениями аптеки и организацией рабочего места фармацевта-ассистента, провизора-технолога, функциональными обязанностями. Инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиеническому режиму
Учащиеся знакомятся с произ-водственными помещениями
аптеки и организацией рабочего
места фармацевта-ассистента по
приготовлению лекарственных форм, функциональными обязанностями. Проходят инструктаж по ТБ санитарно - гигиеническому режиму. В дневнике учащиеся описывают организацию рабочего места фармацевта-ассистента, чертят план аптеки.
Знает организацию работы
аптеки, устройство помещений, рабочего места фармацевта-ассистента, объем функциональных обязанностей, правила по технике безопасности, санитарно-гигиеническому режиму
Закрепить теоретические знания и практические навыки по изготовлению концентрированных растворов, внутриаптечных заготовок
1.2 Работа в качестве помощника провизора-технолога по приготовлению концентрированных растворов
Учащиеся работают в качестве помощника провизора-технолога по приготовлению концентрированных растворов, внутриаптечных заготовок, заполнению штангласов: учащиеся производят расчеты, растворяют лекарственные вещества, доводят до объема, фильтруют растворы, оформ-ляют этикетками, заполняют штангласы и др.
В дневнике учащиеся указывают перечень концентрированных растворов, описывают рабочее место провизора-технолога, основное оборудование необходимое для
изготовления концентрированных растворов и внутриаптечных заготовок
Умеет изготавливать концентрированные раст-воры, внутриаптечные заго-товки и оформлять их
Закрепить и углубить теоретические знания и умения по изготовлению твердых, жидких и мягких лекарственных форм
1.3 Работа в качестве фармацевта-ассистента по приготовлению экстемпораль-ных лекарственных форм (поро-шков); жидких лекарственных форм (растворов водных и неводных, микстур, растворов высокомолекулярных соединений, коллоидных растворов, суспензий, эмульсий, капель, водных извлечений из лекарственного растительного сырья и экстрактов-концентра-тов, растворов стандартных фармакопейных растворов, ароматных вод); мягких лекарственных форм (мазей, паст, линиментов, суппозиториев
Учащиеся изготавливают твердые лекарственные формы – порошки,жидкие лекарственные формы: водные и неводные растворы (спиртовые, масляные, глицери-новые), микстуры, стандартные фармакопейные растворы, аро-матные воды, растворы ВМС и коллоидные растворы, суспен-зии и эмульсии, капли водные и неводные, водные извлечения из лекарственного растительного сырья и экстрактов концентра-тов; мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, суппозитории.
В дневнике учащиеся описывают технологию изготовленных лекарственных форм с теоретическими обоснованиями (по форме)
Умеет изготовлять твердые лекарственные формы, жидкие лекарственные формы, мягкие лекарственные формы
Познакомить учащихся с рецептурой аптеки экстемпоральных и готовых лекарственных форм.
Познакомить учащихся с оформлением витрин, расположением лекарственных средств на стеллажах, способами хранения лекарственных средств.
Изучить лекарственные средства следующих фармакологических групп: влияющих на периферическую нервную систему, центральную нервную систему, на органы дыхания.
Раздел 2Фармакология
2.1 Знакомство с рецептурой аптеки, прописью и оформлением рецептов. Работа с врачами
Сначала учащиеся знакомятся с рецептурой аптеки, причем изучаются все рецепты, по которым отпускаются из аптеки готовые лекарственные средства и экстемпоральные, проводят их классификацию.
Обращают внимание на правильность прописи и оформления рецептов, при необходимости проводят работу с врачами по уточнению прописи, дозы лекарственных средств.
2.2 Знакомство с оформлением витрин, распределением лекарственных средств по фармакотерапевтическим группам, хранением лекарственных средств
Руководитель практики знакомит учащихся с оформлением витрин, расположением лекарственных средств, их распределением по фармакотерапевтическим группам. После этого необходимо обратить внимание на хранение лекарственных средств в условиях аптеки, познакомиться с особенностями хранения и учета лекарственных средств списка А, списка Б, наркотических, психотропных.
Работа в отделе готовых лекарственных средств предполагает изучение лекарственных средств, имеющихся в аптеке, по фармакологическим группам.
2.3 лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему (влияющие на афферентную иннервацию, холинергические средства, адренергические средства);
б) лекарственные средства, влияющие на ЦНС (снотворные, наркотические анальгетики, противосудорожные средства, нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты, ноотропы, общетонизирующие средства);
в) лекарственные средства, влияющие на органы дыхания (стимуляторы дыхания, отхаркивающие, муколитические, бронхолитические, комбинированные средства).
Лекарственные средства изучаются и описываются в дневнике по плану:
1)международное наименование
2) синонимы
3) формы выпуска
4) фармакодинамика
5) применение
Необходимо изучить и описать не менее 5 лекарственных средств каждой фармакологической группы.
По окончании практики учащиеся должны:
знать на уровне представления:
-классификацию лекарственных средств;
-фармакодинамику лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию, холинергических, адренергических;
знать на уровне понимания:
-показания к применению лекарственных средств, нежелательные эффекты, противопоказания;
-формы выпуска лекарственных средств, международные наименования и синонимы, особенности применения отдельных лекарственных средств;
-правила прописи и оформления рецептов;
учащиеся должны уметь:
-предложить лекарственное средство для лечения соответствующих заболеваний;
-предложить замену лекарственных средств аналогами;
-проводить фармацевтичес-кую и фармакологическую экспертизу рецептурных прописей;
-проводить информационную работу среди врачей по новым лекарственным средствам изученных фармакологических групп.
Учащиеся проводят фармацевтическую и фармакологическую экспертизу рецептов, определяют правильность прописи и оформления рецептов.
Правильно определяет фармакологическую группу лекарственных средств и классифицируют лекарственные средства.
Знает фармакодинамику, формы выпуска, применение лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию, холинергических, адренергических, снотворных, противосудорожных средств, наркотических анальгетиков, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов, седативных, общетонизирующих средств; средств, влияющих на органы дыхания (отхаркивающих, муколитических, бронхолитических).
Познакомиться с организацией работы аптеки.
Познакомиться
с работой фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств.
Познакомиться с рецептурой аптеки, с работой по приему рецептов.
Познакомиться с правилами хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Познакомиться с работой фармацевта-рецептара по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления (таксирование рецептов на жидкие лекарственные формы и порошки)
Раздел3 Организация и экономика фармации
3.1 Знакомство с организацией работы аптеки
3.2 Знакомство с работой фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств
3.3 Знакомство с рецептурой аптеки. Работа по приему рецептов
3.4 Знакомство с правилами хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения
3.5 Знакомство с работой фармацевта-рецептара по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления (таксирование рецептов на жидкие лекарственные формы и порошки)
Знает организационную структуру аптек, планировку, состав, характеристику помещений аптек.
Знает организацию рабочего места фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств, оборудование и рациональную организацию труда, права и обязанности фармацевта-рецептара.
Ознакомлен с рецептурой аптеки, знает правила оформления рецептов, дозировку лекарственных средств списка «А», «Б», совместимость входящих ингредиентов, анализирует ошибки, встречающиеся в рецептах и знакомится с мерами, применяемыми руководством аптеки в данном случае.
Знает порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, требования, предъявляемые к помещениям хранения, принципы хранения, хранения лекарственных средств в зависимости от физико-химических свойств, особенности хранения наркотических средств и психотропных веществ, лекарственных средств списка «А», огнеопасных и взрывоопасных веществ.
Знает права и обязанности фармацевта-рецептара по отпуску лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления (таксирование рецептов на жидкие лекарственные формы и порошки), знает рациональную организацию труда фармацевта рецептара, прием рецептов и контроль правильности их выписывания. Таксирует рецепты с учетом стоимости услуг за изготовленное лекарственное средство и стоимости воды очищенной, определяет итоговую стоимость
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление