Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и древнейшие судьбы славян

В общей форме положения норманнистов сводятся к двум тезисам:во-первых, славянская государственность создана, по их мнению, не славянами,а европейцами-варягами, во-вторых, рождение славянской государственностипроисходило не на киевском лесостепном Юге, а на новгородском болотистом инеплодородном Севере. Ошибочность первого тезиса доказывается прежде всего анализомписьменных источников XI--XII веков и выявлением четко обозначеннойтенденциозности одного из направлений редакторской работы над "Повестьювременных лет" (А. А. Шахматов). Кроме того, проверка степени достоверностипроваряжской тенденции может быть произведена по всей сумме материалов,обрисовывающих тот длительный процесс развития славянской первобытности,который привел к созданию Киевской Руси. Второй тезис о более прогрессивном развитии Севера по сравнению с Югомлегко может быть проверен по той же самой сумме объективных материалов обэволюции хозяйства, социальных отношений, о соотношении темпа общественногоразвития в разных экологических условиях и, наконец, о конкретных связяхразных участков обширного славянского мира с другими народами игосударствами древности. Для той и для другой проверки нам в равной степени необходимо знать,какую территорию занимали славянские племена в догосударственное время, каки в какое время изменялась область славянского расселения. Определив это, мысможем привлечь обильные археологические материалы, которые обрисуют намобщие черты, локальные различия и уровень наиболее передовых районов, гдеранее всего должна была закономерно возникнуть (и возникала) славянскаягосударственность. Одним словом, первым вопросом, без решения которого мы не можемприступить к анализу процесса превращения первобытного общества в классовое,является вопрос о происхождении славян в его географическом, территориальномаспекте; где жили "первославяне", какие народы были их соседями, каковы былиприродные условия, какими путями шло дальнейшее расселение славянских племени в какие новые условия попадали славяне-колонисты? Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству,включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские),романские, греческие, кельтские, иранские, индийские ("арийские") и другие,раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантическогоокеана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря.Четыре-пять тысяч лет тому назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу ине заселили еще Индостан; приблизительным геометрическим центромпервоначального индоевропейского массива была северо-восточная частьБалканского полуострова и Малая Азия. Те племена, из которых путемпостепенной консолидации образовались праславяне, обитали почти на краюиндоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяетЮжную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востокеКарпатами. Когда мы говорим о происхождении того или иного народа, то сталкиваемсяс целым рядом предположений, легенд, гипотез. Отдаленный во временимедленный процесс протекал почти неуловимо для нас. Но некоторые вопросы всеже необходимо поставить: первый -- происходило ли формирование народа путемразмножения и расселения одного племени из какого-то незначительногопространства, или же народ формировался путем сближения родственных соседнихплемен? Второй вопрос: какие общие (в данном случае -- общеевропейские)события могли стимулировать обособление ряда племен от общеиндоевропейскогомассива и их консолидацию в больших масштабах? На первый вопрос следует ответить, что главной образующей силой быластихийная интеграция более или менее родственных племен. Но, разумеется,имело место и естественное размножение, филиация племен, и колонизация новыхпространств. Филиация племен уплотняла этнический массив, заполнялапромежутки между старыми "материнскими" племенами и, конечно, содействовалаупрочению этого массива, но не размножение одного-единственного племенисоздавало народ. С общеевропейскими событиями дело обстояло так: на рубеже III--IIтысячелетий до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра)усиливается скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникаетимущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становитсясимволом богатства (в старом русском языке "скотница" -- казна), а легкостьотчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и их вождей. Первобытноеравенство нарушилось. Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле, которая усилилавнутренние процессы дифференциации. Археологически эта эпоха обозначена"культурой шаровых амфор", резко отличающейся от предшествующих, болеепримитивных культур. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбищапривела к широчайшему расселению пастушеских племен ("культура шнуровойкерамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть доСредней Волги. Все это происходило с племенами, являвшимися предками балтов, славян игерманцев. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующимиплеменами. Об этом можно судить по необычайной пестроте и чересполосностискотоводческой терминологии в Восточной Европе. В момент расселения -- первая половина II тысячелетия -- еще не было ниславянской, ни германской, ни балтской общности; все племена перемешивалисьи меняли соседей в процессе медлительного движения. Примерно к XV веку до нашей эры расселение прекратилось. Вся зонаевропейских лиственных лесов и лесостепей была занята этими разными по меступрежнего жительства индоевропейскими племенами. Началась новая, уже оседлаяжизнь, и постепенно на первое место в хозяйстве стало выходить земледелие. Вновом географическом раскладе новые соседи стали налаживать связи,выравнивать особенности племенных диалектов и создавать впервые на большомпространстве новые, родственные друг другу языки: в западной частиполучивший название германского, в срединной части -- славянского, а всеверо-восточной -- латышско-литовского. Названия народов появились позднееи не связаны с этой эпохой первичной консолидации родственных племен вокругтрех разных центров: западного (германского), восточного (балтского) исрединного (славянского). В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежитлингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмежевание праславянскихплемен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно4000--3500 лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.Во-вторых, по данным языка лингвисты установили, что соседями славян изиндоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы,иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судяпо общим всем славянским народам обозначениям элементов ландшафта,праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны,озера, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но небыло высоких гор. Однако природные зоны, отвечающие этим лингвистическимопределениям, размещены в Европе шире, чем можно предполагать славянскуюпрародину; праславяне занимали лишь часть такого пространства, котороеотразилось в их древних наречиях. У ученых появилось два варианта определения прародины: одниисследователи полагали, что первичной областью праславян является лесостепьи леса Среднего Поднепровья с Киевом во главе, а другие считали, чтопрародина размещалась западнее, на Висле, и доходила до Одера; этот вариантусловно можно назвать висло-одерским. Оба варианта полностью удовлетворялитребованиям лингвистов. Нужно было искать дополнительные данные для выборамежду двумя предложенными гипотезами. | Польский археолог Стефан Носек, сторонник висло-одерского варианта("автохтонист", считавший, что славяне автохтонны на территории Польши),предложил обратиться к археологическим материалам топ) именно времени, когдапраславяне, по данным лингвистов, впервые отпочковались от индоевропейскихсоседей. Это было вполне разумное предложение. Внимание археологов былопривлечено так называемой тшинецкой культурой XV--XII веков до нашей эры.которая была хорошо известна на территории Польши между Вислой и Одером.Носек написал статью с громким названием "Триумф автохтонистов". Казалось, что выбор между двумя равноправными (по данным лингвистики)гипотезами сделан на основе такого объективного материала, какархеологический. Но вскоре выяснилось благодаря работам другого польскогоархеолога, Александра Гардавского, и работам ряда украинских археологов, чтотшинецкая культура вовсе не замыкается в границах только одного западного,висло-одерского, варианта, а распространяется и на пространство восточнееВислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег. Тем самымобращение к археологическим материалам, изученным в достаточной мере, решилоспор в пользу объединения обоих вариантов. Прародину славян в расцвет бронзового века следует размещать в широкойполосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяженностью с севера наюг около 400 километров, а с запада на восток около полутора тысячкилометров располагалась так: ее западная половина подпиралась с югаевропейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на севере доходилапочти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской землиограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга ибассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тшинецкая культура здесьохватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма. Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка.Хозяйство велось на основе четырех отраслей: земледелия, скотоводства,рыболовства и охоты. Орудия труда -- топоры, ножи, серпы -- делались еще изкамня. Бронза применялась главным образом для украшений, а из хозяйственногоинвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве. Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умершихпридавали позу эмбриона, как бы подготавливая покойника ко второму рождению.Социальные различия не прослеживаются. Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую,культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высокоценившейся в первобытную эпоху. Археологические памятникитшинецко-комаровской культуры образуют несколько отдельных скоплений,которые, возможно, являлись землями союзов соседствующих друг с другомславянских племен. Славянские союзы племен известны нам по Нестору; те "племена", которыеон упоминает в своей "Повести", как показали советские ученые (П.Н.Третьяков), являются не первичными племенами, а союзами несколькихбезымянных племен: поляне, радимичи, висляне и др. Необходимо отметить, что написание названий этих союзов племен резкоразличается по географическому принципу: все союзы племен в пределахочерченной выше прародины обозначены или именами типа "поляне", "мазовшане",или же архаичными именами вроде "хорваты", "север". Патронимических названийна территории прародины нет. Славяне еще на рубеже нашей эры (а может быть, и ранее?) началирасселение из прародины. И вот в новых, колонизированных славянами областяхвстречается уже иная, новая форма названий с патронимической основой:"радимичи" ("происходящие от Радима", "подвластные Радиму"), "вятичи","бодричи" и т. п. В колонизированных областях иногда встречается исконная форма на"...ане", "...яне", что может быть связано с именами мелких первичныхплемен, вовлеченных в процесс колонизации, но, как уже говорилось, на всейобширной территории славянской прародины (и только на ней!) патронимическойформы нет, что полностью подтверждает правильность отождествления прародиныс ареалом тшинецкой культуры XV--XII веков до нашей эры. На протяжении II--I тысячелетий до нашей эры этническая картина Европыменялась не только в связи с колонизацией славян или кельтов (двигавшихся сзапада на юго-восток), но и в связи с созданием новых центров притяжения.Применительно к массиву славянских племен (до колонизации на северо-восток)следует учесть образование двух центров притяжения: один из нихсоответствовал основной территории прежней "культуры шаровых амфор" иохватывал часть славянских, часть германских и часть кельтских племен, адругой находился вне славянской прародины, в скифском Причерноморье, ивовлекал в сферу своего влияния только юго-восточную часть славян,проживавших в плодородной лесостепи. Южнобалтийская по своему географическому положению новая разноплеменнаяобщность отражена археологически в так называемой лужицкой культуре. Ее ядросоставляли западные славянские племена (территории современной Польши), но внее входили и соседние кельты, являвшиеся, очевидно, гегемонами в этомбольшом соединении племен, и какая-то часть германских племен по Эльбе. Вполне возможно, что именно эта общность получила в то время название"венеты" или "венеды", которое первоначально обозначало конгломератразноязычных племен, живших интенсивной общей исторической жизнью, а вдальнейшем (примерно к рубежу нашей эры), когда кельтские и германскиеокраинные племена лужицкой культуры вошли в больший контакт со своимиосновными сородичами, наименование "венеты -- венеды" сохранилось зазападнославянскими племенами. У древних писателей (Плиния, Тацита) именемвенедов называются славянские племена. Присмотримся к тому, что происходило в восточной половине славянскогомира. Еще до появления скифов-иранцев в степях Восточной Европы здесь, накраю степи, в удобной для земледелия лесостепной зоне, защищенной отстепняков островами лесных массивов, на старой территории тшинецкойпраславянской культуры, местное славянское население прогрессивноразвивается. На рубеже И--I тысячелетий до.нашей эры появляется плужноеземледелие, резко поднявшее всю систему хозяйства и позволившее к VI--Vвекам до нашей эры перейти к систематическому экспорту хлеба в Грецию черезчерноморский порт Ольвию, который греки называли торжищем борисфенитов(днепрян). Археологическим соответствием среднеднепровскому славянству в эпохуэтого подъема является так называемая чернолесская культура рубежабронзового и железного веков. Ее славянский характер непреложно следует изработ известного советского лингвиста О. Н. Трубачева: составленнаяТрубачевым карта архаичных славянских названий рек во всех деталях совпадаетс областью чернолесской культуры. Вторым и чрезвычайно важным элементом прогресса было открытие железа.Если в бронзовом веке племена, не располагавшие залежами меди и олова,вынуждены были привозить металл издалека, то с открытием железа онинеобычайно обогатились, так как тогда использовалась болотная и озернаяруда, имевшаяся в изобилии во всех славянских землях с их многочисленнымиболотами, речками и озерами. По существу, славяне перешли в железный век изкаменного. Перелом был весьма значителен. Он отразился и в древнем славянскомэпосе о богатырях-кузнецах, кующих гигантский плуг в 40 пудов и побеждающихзловредного Змея, нападающего на славян. Под эпическим образом Змеяподразумевались кочевники-киммерийцы X--VIII веков до нашей эры, нападавшиена славянские области Среднего Поднепровья. Киммерийцы были воинственнымиплеменами, наводившими страх на различные народы и государства от БлижнегоВостока до низовий Дуная. Обороняясь от них, славяне приобщились к событияммировой истории. Вплоть до наших дней по берегам рек, впадающих в Днепр,сохранились как остатки древних огромных крепостей предскифского времени, вкоторых славяне со своим имуществом и стадами могли оборониться во времянаездов киммерийского "Змея", так и остатки древних валов, носящих до сихпор примечательное название "Змиевы валы". Датировка этих валов неясна; они могли достраиваться и возникать вновьво все то долгое время, когда пахарям приходилось обороняться отстепняков-кочевников и в глубокой древности, и в средние века. Об этих валах тоже сохранились эпические предания, весьма архаичные поформе: главным героем их является не богатырь-воин, как в позднейшем эпосе,а богатырь-кузнец, тот, что выковал сорокапудовый плуг и научил людей пахатьземлю плугом. Волшебный кузнец не разрубает Змея мечом, как средневековый богатырь, асвоими кузнечными клещами захватывает его, запрягает в сказочный плуг ипропахивает гигантские борозды -- "Змиевы валы", которые тянутся "аж доКиева". Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когдаславянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие,отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваютсяс враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этихоборонительных битв. Недаром именно к этому времени можно приурочитьсоздание первичных форм славянского героического эпоса, дожившего до началаXX века (последние подробные записи сделаны украинскими фольклористами в1927--1929 годах). Ко времени прихода скифов в южнорусские степи, к VII веку до нашей эры,славяне Среднего Поднепровья прошли уже большой исторический путь,отраженный как в археологических материалах, так и в мифах и в героическомэпосе. Мифы, сохранившиеся в русских, белорусских и украинских сказках (авпервые записанные "отцом истории" Геродотом в V веке до нашей эры),повествуют о трех царствах, из которых одно Золотое, о царе-Солнце (вспомнимВладимира Красное Солнышко), по имени которого назван весь народ, населяющийэти царства. Необычайно важны для нас сведения, сообщаемые Геродотом о Скифии. ПодСкифией этот внимательный писатель и путешественник понимал огромное и визвестной мере условное пространство в Восточной Европе, которое онопределял как квадрат, каждая сторона которого равнялась 20 дням пути(примерно 700x700 километров); южная сторона квадрата опиралась на Черноеморе. Это пространство заселено разными племенами, говорящими на разныхязыках, ведущими разное хозяйство и не подчиняющимися единому царю иликакому-либо племени-гегемону. Собственно скифы, давшие условное имя всемуквадрату, обрисованы Геродотом как степные скотоводы, кочующие в кибитках,чуждые земледелию, не знающие оседлых поселений. Им противопоставлены жителилесостепного Среднего Поднепровья -- земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию,празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людямбогом неба. По отношению к этим "днепровцам-борисфенитам" Геродот делаетдрагоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют кскифам, тогда как у них есть самоназвание -- "сколоты". Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи (все онив границах древней славянской прародины) хорошо соответствуют трем основнымгруппам, выявленным украинскими археологами среди древностей скифскоговремени. Археологические материалы объясняют нам ошибку греческих торговцев,перенесших на славян-сколотов общее имя скифов: в материальной культуреславян-земледельцев ("скифов-пахарей") прослеживается много скифских черт.Длительное соседство этой части славянства со скифо-сарматским иранскиммиром сказалось и на языке: в восточнославянских языках много слов скифскогопроисхождения: "топор" (при славянском "секира"), "собака" (при славянском"пес") и т. п. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет доКиевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят нетолько упоминания ско-лотских "царств" и "царей" Геродотом, но ивсаднические черты погребенных воинов и огромные "царские" курганы наКиевщине, и импортная роскошь славянской знати. По всей вероятности, славяне Среднего Поднепровья жили дружественно сцарскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торг с приморскимигородами и заимствовать ряд бытовых черт у скифов-кочевников. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира,Среднее Поднепровье, был описан Геродотом, по всей вероятности, по личнымвпечатлениям: он не только видел славян-борисфенитов в Ольвии, но знал точнопротяженность земли борисфенитов (11 дней плавания по Днепру), знал вкусводы в верховьях мелких рек, знал фауну лесостепи, записал те сказания отрех братьях и трех царствах, которые до наших дней уцелели в волшебныхбогатырских сказках. Он записал даже имена мифическихгероев-родоначальников, которые тоже сохранились в восточно-славянскомфольклоре. Славянство скифского времени не было единым, и для него нельзя найтикакой-либо единый "археологический мундир". Если лесостепные славянскиеплемена сколотов-днепрян получили много черт скифской культуры, то рядом сними, в лесной зоне на северной окраине славянской прародины, проживали пососедству с балтами (латышско-литовскими племенами) геродотовские "невры"(милоградская археологическая культура), которые во многом уступали своимюжным соседям "скифам-пахарям". Контраст между уровнем быта "смысленныхполян" и их лесных соседей, "живущих звериньским образом", отмеченныйНестором, зародился уже в скифское время. В III веке до нашей эры скифская держава в степях пала под натискомболее примитивных иранских же кочевых племен сарматов. Скифы оказалисьразрезанными надвое потоком новых кочевников: часть их ушла на юг, в Крым, ачасть отодвинулась к северу, в лесостепь, где была ассимилирована славянами(может быть, именно тогда и проникли скифские слова в славянский язык?). Новые хозяева степей -- сарматы -- вели себя совершенно иначе, чемскифы: если со скифами на протяжении 500 лет славяне более или менее мирнососедствовали и у нас нет данных о серьезных враждебных действиях, тосарматы вели себя агрессивно. Они перерезали торговые пути, громилигреческие города, нападали на славян и отодвинули зону земледельческихпоселков к северу. Археологически славяне сарматского временихарактеризуются так называемой зарубинецкой культурой III века до нашей эры,культурой довольно примитивной, вполне первобытной. Географически онаохватывает не только Среднее Поднепровье, но и более северные области влесной зоне, колонизированные славянами. К рубежу нашей эры сарматы свирепствовали на всем тысячеверстномпространстве причерноморских степей. Возможно, что сарматские набеги и уводв плен земледельческого населения стимулировались Римской империей, котораяв своем широчайшем завоевательном размахе (от Шотландии до Месопотамии)нуждалась в огромных контингентах рабов для самых разнообразных целей -- отпахарей до гребцов во флоте. "Женоуправляемые" сарматы, прозванные так из-за сильных пережитковматриархата у сарматской знати, тоже оставили свой след в славянскомфольклоре, как и киммерийцы: в волшебных сказках сохранились повествования оЗмеихе, о змеиных женах и сестрах, о Бабе Яге, жившей не в лесной избушке накурьих ножках, а в подземелье близ моря, в знойной приморской страневраждебного "Девичьего царства", где отрубленные "русские головушки торчатна тычинушках". Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привел к упадкуславянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону.Именно в это время на новых местах поселения стали появлятьсяпатронимические названия племен вроде радимичей или вятичей. Здесь, в густых лесах, защищенных от вторжений непроходимымипространствами болот, начинают возникать новые славянские племенные центры,оставившие многосотенные кладбища, где захоронения совершены по обрядусожжения, подробно описанному Нестором. Сразу за широкой полосой припятских и нижне-деснинских болот, севернееих, в полной недоступности от сарматского юга в земле древних невров мывидим большие новопостроенные крепости (вроде Горошкова на Днепре, междуустьями Сожа и Березины), которые могли быть племенными центрами дреговичей-- "болотников" ("дрыгва" -- болото). К первым векам нашей эры относятся наиболее ранние сведения античныхавторов о славянах-венедах. К сожалению, они очень мало дают нам сведений овосточных славянах, заслоненных от взгляда античных писателей сарматами,дошедшими уже до Среднего Дуная, и лесами, в которые попрятались славяне,расселившиеся из пределов древней прародины. Новый и очень яркий период в истории славянства связан как спостепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с новымисобытиями европейской истории в первые века нашей эры. Многое в историиСтарого Света связано в это время с возрастающим могуществом Римскойимперии. Рим оказал сильное влияние на германские племена и частьзападнославянских на Рейне, Эльбе и Одере. Римские легионы овладелигреческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынкизакупки местного хлеба и рыбы. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы приимператоре Марке Ульпии Траяне (98--117 годы нашей эры), когда римлянепокорили всю Дакию и заставили ее население говорить на "ромейском",латинском языке. Империя стала непосредственной соседкой славянских земель,где благодаря такому соседству вновь возродилось экспортное земледелие, ипритом в крупных масштабах. О размахе славянского экспорта II--IV веков мы можем судить, во-первых,по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянскойлесостепи. Приток римского серебра резко возрос именно при Траяне, и высокийуровень держался на протяжении нескольких веков. Недаром автор "Слова ополку Игореве", упоминая далекие времена благоденствия, назвал "векаТрояновы". Денежные сокровища славянской знати II--ГУ веков были полученнымот римлян эквивалентом местного хлеба, что доказывается заимствованиемславянами римской меры сыпучих тел: римский квадрантал ("четверть") подименем "четверик" для измерения зерна дожил в России до 1924 года. В "трояновы века" славяне Среднего Поднепровья (северная лесостепнаяполовина так называемой черняховской археологической культуры) пережилиновый и весьма ощутимый подъем. Развилось ремесло, появился гончарный круг,домницы для варки железа, ротационные жернова. Славянская знать широкопользовалась импортными предметами роскоши: лакированной столовой посудой,украшениями, различными предметами быта. Возрождалась ситуация, близкая ктой, которая существовала до сарматского нашествия, в эпоху расцветасоседней скифской державы. Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева. В связи с экспортным земледелием наладились вновь пути на юг, к Черномуморю. Римские дорожные карты упоминают венедов в низовьях Дуная, а всередине III века часто упоминаются и военные морские походы, в которыхнаряду с готами (южная приморская часть черняховской культуры) участвуют икакие-то "скифы", в которых, по всей вероятности, следует видетьюго-восточную часть славянства. В социальном отношении приднепровские славянские племена вновь достиглитого предгосударственного уровня, на котором они находились в скифскоевремя. Не исключена возможность, что во II--IV веках, до нашествия гуннов(около 375 года), у южной части восточных славян, занимавшей те же самыеплодородные лесостепные пространства, где были в свое время расположены"царства" сколотов-земледельцев, уже возникла государственность. В пользуэтого говорит и богатство славянской знати, основывавшееся на экспортномземледелии, и появление "огнищ" -- больших домов для челяди, инеукрепленность сел при наличии общегосударственной оборонительной линии, иначало дружинных походов далеко за пределы своей земли. Задолго до Киевской Руси в этой части славянского мира, наиболееблизкой к мировым культурным центрам, уровень социального развития дваждыдостигал рубежа первобытного и классового общества, а может быть, ипереходил через этот рубеж. В первый раз дальнейшее развитие было прерваносарматским нашествием III века до нашей эры, а во второй -- нашествиемтюрок-гуннов в конце IV века нашей эры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начало Руси | Происхождение Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.