Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новгород Великий




История Новгорода -- это, во-первых, история одного из крупнейшихгородов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны,раскинувшейся от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда впоследствии,при Иване III, Новгородская земля влилась в состав Московскогоцентрализованного государства, то сразу удвоила его размеры. Истоки новгородской истории уводят нас в отдаленное время славянскойколонизации севера, когда славяне-земледельцы медленно осваивали всю зонулиственных лесов Восточной Европы. В своем расселении славяне долго не выходили за пределы этой пригоднойдля земледелия обширной области, доходившей до озер Чудского и Ильменя и докостромского Поволжья. Далее на север лежала зона безбрежной хвойной тайги,редко заселенной местным неславянским населением, жившим здесь со временнеолита и занимавшимся преимущественно охотой и рыболовством. Родовыепоселки славян не заходили в эту суровую зону. Вот именно здесь, на пограничье двух ландшафтных областей, где напротяжении сотен километров пришли в соприкосновение славянские иугро-финские племена, предки эстонцев, карелов, вепсов, коми, удмуртов, ивозникла цепь древних городков, окаймлявших самые северные земли, до которыхдобрались в эпоху родо-племенного строя славяне. Таковы Псков и Изборск близЧудского озера, Новгород на Ильмене, Белоозеро, Ростов. Одни возникли еще вдогосударственную пору и были центрами тех или иных племенных союзов, другиеже были поставлены как "новые города", как северные фактории Киевской Руси.Вероятно, к их числу и относился Новгород, возникший в IX веке. Сложениегосударственности на юге изменило судьбу этих порубежных городов. Русскиедружинники перешагнули в IX--X веках границу двух ландшафтных зон,удерживавшую пахарей, и углубились в тайгу, открывая неведомые земли,встречаясь с различными народами и привозя в Киев вещи, изготовленныекузнецами Урала. В поисках дани драгоценной пушниной русские доходили до Северной Двины,Белого моря, Мезени, Печоры и до самого Ледовитого океана. Меха редкостныхзверей, охотничьи соколы, моржовая кость ("дорог рыбий зуб") -- вот чтопривлекало русских землепроходцев в тайгу и заполярную тундру, где "путь былзол", где они "идоша непроходными месты, яко не видеша ни дний, ни нощи, новсегда -- тьма". В летописи помещен большой список различных племен и народов, издавнаплативших дань Руси; добрая половина их была связана с Новгородом иливходила впоследствии в состав его владений: Чудь, Норома, Ямь, ЧудьЗаволочская, Пермь, Печора, Югра. Отношения с этими племенами были, как ипри колонизации Ростово-Суздальской земли, сравнительно мирными. Конфликты,которые изредка возникали между новгородцами и местным населением, носиличастный характер и никогда не кончались жестокими массовыми расправами иистреблением народа, как это бывало в эпоху раннего и позднего средневековьяв других странах (от Европы до Америки включительно). Местная знатьвливалась в русское боярство (например, Чудин и его брат Тукы). О далеких северных связях Новгорода очень интересно рассказал летописцубоярин Гюрята Рогович в конце XI века: "Я послал своего отрока (дружинника.-- Б. Р.) в Печору -- это люди, дающие дань Новгороду, -- и оттуда он поехалв Югру, соседящую на севере с Самоедами. Югорцы рассказали моему отроку отом, что три года тому назад они обнаружили чудо на берегу океана: там, гдеогромные горы, возвышающиеся до небес, подходят к заливу океана ("в лукуморя"), был услышан говор и крик многих людей... Язык их был нам неизвестен,но они, указывая на наше железное оружие, жестами просили отдать его им. Иесли кто-нибудь давал им нож или топор, то они взамен давали ему меха. Путьк этим горам лежит через непроходимые пропасти, через снега и леса; поэтомумы не всегда доходили туда; кроме того, мы знаем, что есть люди и еще далеена север..." Если мы взглянем на карту побережья Ледовитого океана, то без трудаопределим места, о которых летописец беседовал с Гюрятой, -- высокие горыподступают к "луке моря" только в одном месте, у пролива Югорский Шар, ипоблизости -- у мыса Русский Заворот, где отрог Урала -- хребет Пай-Хойподходит к берегу залива. Земля, расположенная прямо на "полунощи" от этогорусско-югорского комплекса географических названий, -- это Новая Земля. Так,благодаря древним новгородцам мы узнаем о том, что далеко за Полярнымкругом, на Новой Земле, в конце XI века еще сохранялся неолитический обликхозяйства и именно новгородцы познакомили эти далекие племена с новойкультурой. Следами сухопутных дорог новгородцев в северовосточные земли являютсямногочисленные погосты, основанные ими для сбора дани; список их былсоставлен уже в 1137 году. Есть они на Северной Двине (погосты Ракунь,Усть-Емец, Усть-Вага, Тойма), и на ее притоке Ваге (Вель, Пуйте), и ещедалее на восток (погост Пинега и Помоздин погост на Вычегде, близ рекиИжмы), где до сих пор живут потомки древних новгородцев, сохранившие русскийкостюм и обряды, но в многовековом отрыве от своей родины утратившие свойязык, -- "ижемцы" говорят теперь на языке коми. Самой отдаленной колониейНовгорода была Вятская земля. Новгородцы принесли на север земледелие, и позднее на Двине и на Вагепоявилось много боярских вотчин и монастырей, двигавшихся вслед закрестьянской колонизацией из Новгородской и Ростовской земель. В своихтысячеверстных путях новгородцы часто ходили на ладьях и "ушкуях" по рекам иморям. К Югорскому Шару и Русскому Завороту они, вероятно, плавали накораблях по океану, делая в общей сложности путь в 5 тысяч километров,равный путешествию из Новгорода в Лондон и обратно. Летопись говорит о"кругосветном" плавании вокруг Европы через Киев и Новгород, Ла-Манш иГибралтар, называя балтийско-атлантический отрезок его путем "из Варяг вГреки". Сам Новгород был построен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей,важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы. Почтиполтысячелетия он был для Руси своеобразным "окном в Европу". Одна из древних былин так описывает пути, расходившиеся от Новгорода: Реки да озера к Нову-городу, А мхи да болота к Белу-озеру, Да чистое поле ко Пскову; Темные леса Смоленские... Широка мать-Волга под Казань шла, Подале того -- и под Астрахань... Из-под белого горючего из-под камешка Выбегала мать Днепра-река Да устьем впадала в море Черное... Из Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву легко былопопасть в Швецию, на Готланд или в земли балтийских славян. Из Новгородачерез Ильмень и Мету попадали на Волгу и шли в Болгарию, Хазарию и далекиеземли Востока. А третий путь -- "из Грек в Варяги" -- пролегал из Византии иКиева вверх по Днепру, через волоки, затем Ловатью в Ильмень и неизбежно велв Волхов через Новгород. В благоприятном положении Новгорода у истоков Волхова заключалисьпротиворечия его будущего: с одной стороны, Киев, "мать городов русских",всегда зорко следил за своим новым городом, и киевские князья посылали сюданаместниками старших сыновей, чтобы крепче держать эту международнуюпристань в своих руках. С другой стороны, удаленность от Киева, широчайшиесвязи с десятками могущественных и богатых стран и богатства собственнойземли давали Новгороду возможность роста, усиления, а следовательно, инезависимости. Та ранняя пора, когда городок на Волхове был далекой факторией Киева,отразилась частично в феодальном делении Новгородской земли. Обычно каждоерусское княжество составляло "тьму", то есть десять "тысяч", десятьвоенно-финансовых округов; каждая "тысяча" делилась на "сотни". Новгородскаяже земля составляла всего лишь одну "тысячу", делившуюся на "сотни",расположенные веером вокруг Новгорода радиусом в 200--300 километров.Значит, Киев не признавал Новгород равноправным другим частям Руси(например, Волыни или Смоленщине) и рассматривал его лишь как одну десятуючасть какого-то целого (может быть, самой "Киевской тьмы"?). Правда, городтоже составлял десять "сотен", то есть еще одну "тысячу", но все же дополного десятитысячного комплекта было далеко. Новгород расположен на берегах Волхова, недалеко от истока этой реки,вытекающей из Ильмень-озера. Древнейшее местоположение было, очевидно, налевом берегу, где стоит кремль и где в названии Волосова улица хранитсяпамять о языческом боге скота и богатства -- Волосе (Велесе). Почти у самогоозера, вне города, стоял идол Перуна, поставленный по приказу киевскогокнязя в конце X века. Вокруг Перуна, как гласит древнее предание, горелнеугасимый огонь; раскопки обнаружили вокруг идола восемь костров. Вплоть доXX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,нужно бросить в воду монету, как бы в жертву древнему богу. Левобережный древний комплекс был, по-видимому, связан с "русинами" изКиева, составлявшими гарнизон пограничной крепости. На правом берегу Волхованаходился Славенский холм, связанный в большей степени с местным племенемсловен. Бурный рост города быстро привел к плотному заселению обоих берегов,соединенных знаменитым Великим мостом через Волхов, игравшим важную роль вистории города: здесь сходились на бои враждующие стороны после шумноговеча, здесь бесчинствовал былинный Васька Буслаев, здесь приводились висполнение смертные приговоры -- осужденных сбрасывали с моста в волховскиеглубины. Новгород XI--XIII веков был большим, хорошо организованным городом. Егокремль, выросший вдвое, был укреплен каменной стеной и включал в себяСофийский собор (являвшийся также хранилищем государственных документов) иепископский двор. В южной части кремля другой новгородский былинный герой --богатый купец Садко Сатинич -- построил большую Борисоглебскую церковь. Напротив кремля находился торг, вечевая площадь, Ярославово дворище,дворы иноземных купцов и церкви купеческих корпораций (Иван на Опоках,Богородица на Торгу, Варяжская божница). Берега Волхова были поделены напристани и густо уставлены кораблями и лодками разных стран и городов. Судовбыло так много, что иногда во время пожара огонь по ним переходил с одногоберега на другой. По периферии города располагались монастыри. Юрьевский монастырь,построенный Мстиславом, возвышался, как башня, при въезде в город с юга, состороны Ильменя, а для плывших с севера такими воротами города являлсяАнтониев монастырь. Город был вымощен деревянными мостовыми, относительно которыхсуществовал даже специальный Устав о замощении улиц. Новгородские летописцы были более, чем их киевские собратья,внимательны к своему родному городу и постоянно сообщали читателям о жизниНовгорода. Мы знаем о городских пожарах, о грандиозных наводнениях, когдаводы Волхова затопляли город и жители сидели на крышах своих хором; знаем огодах засухи и неурожаев, когда приходилось покупать жито в Суздальскойземле. Очень много для понимания истории Новгорода, его культуры и быта далимноголетние раскопки экспедиции А. В. Арциховского. Выявлены жилые усадьбы,улицы, дома, мастерские, боярские терема. Найдено множество предметов -- отинструментов ремесленников до золотых печатей и тончайшего "узорочья". Особый интерес представляют знаменитые берестяные грамоты -- письмапростых горожан, написанные по самым различным поводам. То это короткаяпросьба дать взаймы гривну, то приглашение на похороны, записка к жене спросьбой прислать чистое белье, долговые расписки, челобитные, завещания,любовные письма, стихи или избирательные "жеребья" с единственным именем навсем листе. Ни один из средневековых городов Европы не может похвастатьсятаким разнообразным эпистолярным фондом, который создавался ремесленниками иторговцами, домашними хозяйками и боярами. В XII--XIII веках Новгород Великий был огромным городом, основноенаселение которого составляли ремесленники самых разнообразныхспециальностей. Здесь были и кузнецы, и гончары, и мастера золотых исеребряных дел, и множество мастеров, специализировавшихся на изготовленииопределенного вида изделий, -- щитники, лучники, седельники, гребенщики,гвоздочники и т. п. Порой имена ремесленников попадали в летопись, а инойраз мы узнаем о них по подписям на их изделиях. Так, известны двавеликолепных серебряных сосуда, изготовленных, возможно, для посадников; наних есть подписи: "Братило делал", "Коста делал". Новгородцы славились как искусные плотники, и в раскопках найдено многоостатков деревянных домов и резных украшений. Целый конец Новгороданазывался Плотницким, а многие улицы долго хранили память о селившихся кучноремесленниках: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная и др. Ремесло,существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII веке все большесвязывалось с рынком. По всей вероятности, наиболее богатые из мастеровторговали своей продукцией на главном торгу Новгорода, как это хорошоизвестно для более позднего времени. Важную роль в жизни города играла и внешняя торговля. Новгород былсвязан с Киевом и Византией, с Волжской Болгарией и прикаспийскими странами,с Готландом и всей Южной Прибалтикой. В самом Новгороде были иноземныеторговые дворы -- "Немецкий", "Готский", а новгородский двор был, например,в Киеве. На городском торгу можно было купить и изделия ремесленников этогогорода, и продукты, привезенные крестьянами из окрестных деревень, имножество разнообразных заморских товаров из стран Востока, Западной Европы,других русских княжеств, Византии. Выгодное географическое положение Новгорода способствовало развитиювнешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр, иновгородской церкви. Далекие торговые экспедиции, требовавшие оснащениякораблей и большой вооруженной охраны, сплачивали боярско-купеческие круги ивыдвигали их сразу на видное место. В новгородском былинном эпосе этидалекие плавания опоэтизированы: в 1070-е годы появилась былина о плавании кКорсуню (Херсону) в Крыму, былина о Садко, богатом госте, которая очень живорисует и быт самого Новгорода Великого в XII веке, и плавание 30 кораблей посинему морю. Несмотря на ремесленно-торговый характер основной массы населенияНовгорода, реальная власть в городе принадлежала боярам-землевладельцам,вотчины которых находились как в пределах новгородских "сотен", так и вдалеких колониях -- в Заволочье, на Двине и Ваге. В силу особенностейНовгородской земли боярство было прочно связано с внешней пушной торговлей,и это придавало ему большую экономическую силу и корпоративную сплоченность. Вплоть до начала XIII века, пока у рубежей Новгородской земли непоявились немецкие рыцарские ордена, Новгород не знал постоянной угрозывнешней опасности и военные резервы боярства могли расходоваться на охрануторговых караванов, тысячеверстных путей и отдаленных факторий -- погостов.Важными форпостами Новгорода были Псков и Ладога, боярство которых иногдапринимало участие в политической жизни своего "старшего брата", но иногдапроявляло и самостоятельность. В Новгороде Великом постоянно кипела классовая борьба "черных людей"против бояр, ростовщиков и монастырей и борьба различных групп боярствамежду собой; непрерывно возрастало сопротивление власти Киева. Особеннозаметно было это стремление к обособлению от Киева на ранних этапах. Оноприобретало характер общегородской борьбы всех слоев и групп, объединенныхобщими задачами. Наличие таких общих задач несколько отодвигало на заднийплан классовую борьбу, так как боярство демагогически использовато вечевыесобрания, предъявляло нелюбимым князьям обвинения в том, что они "не блюдутсмердов", и изображало свою борьбу за власть как общую борьбу зановгородские вольности. На протяжении XI века новгородское боярство много раз проявляло своюволю в отношении великих князей и князей-наместников, которых Киев посылал вНовгород. Мы помним, как гордилось новгородское боярство победоноснымпоходом на Киев при Ярославе Мудром и теми грамотами, которые закреплялиновгородские вольности в 1015 году. В последней четверти XI века существенно изменилась летописная формулаизвещения о начале княжения нового князя; ранее говорили: великий князькиевский "посади" князя в Новгороде. Теперь стали говорить: новгородцы"введоша" князя себе. Летопись запестрела такими фразами: "бежа князь",новгородцы "выгнаша князя", "показаша путь" князю. Первым изгнанникомоказался Глеб Святославич, выступивший против всего города в защиту епископаи, как мы помним, собственноручно зарубивший волхва. Новгородцы его "выгнашаиз города, и бежа за Волок, и убиша и Чудь". Это произошло в 1078 году. Появилась новая система "выкармливания" князя. Новгород приглашал ксебе юного княжича из семьи влиятельного князя и с ранних лет приучал его ксвоим боярским порядкам. А если великий князь пытался сменить такоговскормленника и заменить его по давней традиции своим сыном, то боярствогорой вставало за своего князя. Так было с Мстиславом Владимировичем, сыномМономаха, который с 12 лет княжил в Новгороде. По прошествии 14 лет, в 1102году, Святополк Киевский пытался заменить его своим сыном, но новгородскоепосольство вступило с великим князем в великую "прю" и довольно дерзкозаявило ему: "Если у твоего сына две головы, то посылай его к нам!" Мстислав остался в Новгороде и даже породнился с новгородскимбоярством, женившись вторым браком на дочери посадника. Новое значение в это время приобретает и важный пост посадника, таксказать премьер-министра в боярской республике. Ранее посадник былдоверенным лицом великого князя, посланным из Киева. В XII веке посадниковновгородцы выбирают сами из среды наиболее знатного боярства, а в XIII векеутверждается тезис, что "новгородцы в князьях и посадниках вольны". При Владимире Мономахе была сделана последняя попытка круто обойтись сновгородским боярством. Когда Мстислав был отозван отцом на юг, а вНовгороде остался его сын Всеволод, то боярство стало, очевидно, держатьсебя слишком независимо. Владимир и Мстислав совместно вызвали в 1118 годувсех новгородских бояр в Киев, заставили их присягнуть на верность, анекоторых, провинившихся в каких-то незаконных конфискациях, оставили встолице и заточили. Среди заточенных был новгородский сотник, боярин Ставр.О нем была сложена похожая на былину новелла, рисующая привольное житьебоярина в Новгороде: В Нове-городе живу да я хозяином, Я хозяином живу да управителем... У меня ли у Ставра у боярина Злата, серебра стоят кованы ларцы, Крупну жемчугу бурмицкому несть числа. Приехав по вызову князя Владимира в Киев (как и в летописи), бояринСтавр посмеивается над киевским боярством, да и над самим великим князем. ВНовгороде в эти годы строилась новая крепостная стена, заложенная ещеМстиславом в 1116 году, "более прежней", и вот новгородец ироническиотзывается об укреплениях Киева: Ой, глупые бояре, неразумные, Они хвалятся градом Киевом... А что это за ограда во Киеве У ласкова князя Владимира? У меня ли у Ставра широкий двор Не хуже будет города Киева! Далее былина рассказывает, что Владимир, разгневавшись на хвастливогоновгородца, посадил Ставра в "погребы глубокие". Летопись ничего не сообщает о его дальнейшей судьбе, а былина-новеллався посвящена ловким и смелым действиям Ставровой молодой жены, одурачившейкнязя и добившейся освобождения своего мужа. Однако расправа с новгородским боярством ради поддержания престижамолодого князя Всеволода Мстиславича не остановила сепаратистскихустремлений Новгорода. Всеволод (1118--1136) был последним князем, прикотором Киев вмешивался во внутренние дела Новгорода. Всеволод Мстиславич довольно долго выполнял различные военные порученияНовгорода, а в 1132 году, после смерти Мстислава, соблазнившись перспективойприобрести крупный удел на юге, он поскакал в Переяславль, но продержался вэтом городе лишь несколько часов -- к обеду его уже выгнал оттуда ЮрийДолгорукий, его дядя. Князь Всеволод вернулся в Новгород, рассчитывая, очевидно, на поддержкупосадника Петрилы Микульчича и архиепископа Нифонта. Но здесь он засталнеобычайное брожение как в городе, так и по всей земле новгородской:боярство, по всей вероятности, в свое время заключило с ним договор опожизненном княжении, чтобы еще раз не сталкиваться с тяжелой рукойМономаха, как это было на втором году (1118 год) княжения юного Всеволода.Теперь новгородцы, псковичи и ладожане, собравшись все вместе, припомнилиему его обещание ("хощу у вас умрети") и в наказание за легкомысленнуюпоездку в Переяславль "выгнаша князя Всеволода из города". Однако с полпутиего вернули. Новый конфликт созрел два года спустя, когда Всеволод снова пыталсяввязаться в южные дела. При обсуждении похода на Суздаль прения на вечеприняли острый характер. "Почаща молвите о суждальстеи воине новгородци иубиша муж свои и вергоша с мосту". Во время самого похода произошла смена посадников, и сторонникВсеволода Петрила был устранен. Поражение, понесенное новгородцами в битвена Ждане-горе в 1135 году, еще более обострило недовольство Всеволодом,втянувшим Новгород в эту невыгодную войну. К бурным 1135--1136 годам, которые иногда называли даже "новгородскойреволюцией", относятся два очень важных документа, посвященные деламкупеческих корпораций. Рассмотренные вместе с летописью, они могут отчастипомочь нам в выяснении княжеской политики в последние критические годысуществования княжеской власти в Новгороде. Оба документа подправлялись потомками в XIII--XIV веках, нопервоначальное ядро их предположительно можно выделить. В 1135 году при посаднике Мирославе князь Всеволод составил"Рукописание", посвященное льготам и привилегиям купеческого братства прицеркви Ивана на Опоках, построенной среди новгородского торга в 1127--1130годах. Издавая этот документ, князь, очевидно, рассчитывал на поддержкукупечества. "Рукописание" отчетливо утверждает и защищает права богатогокупечества, "пошлых купцов". При церкви Ивана на Опоках учреждался совет изтрех старост. Купцы выбирали двух старост, а от "житьих" и "черных людей"был только один, да и то не выборный, а официальное лицо, боярин тысяцкий.Ивановскому братству давались самоуправление и суд по торговым делам,независимые от посадника. Стать членом гильдии мог богатый купец (или сынбогатого купца), вносивший большой вклад -- 50 гривен. В пользу Ивановскогобратства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород со всехконцов Руси. Гильдия имела свой общинный праздник 11 сентября, когда из общей казнытратили (очевидно, на устройство пира) 25 гривен серебра, зажигали в церкви70 свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за этогривну серебра и сукно. Праздник братства Ивана на Опоках длился целых тридня. Такие совместные праздники членов купеческих гильдий или ремесленныхцехов были характерны для всех средневековых городов Европы и Востока. Тем временем в начавшейся феодальной раздробленности и распрях князейНовгород попытался сказать свое слово в общерусской политике. ПосадникМирослав Гюрятинич ездил в Южную Русь мирить киевлян с черниговцами. КнязьВсеволод, остававшийся в Новгороде, давал противоречивые рекомендацииотносительно того, с кем из соперников быть Новгороду в союзе. Недовольство князем со стороны новгородских бояр возрасталоодновременно с сознанием их собственного могущества. Кроме боярства икупечества в Новгороде были еще две силы, на которые мог бы положиться князьв поисках опоры для своего пошатнувшегося престола, -- церковь и "черныелюди". С "черными людьми" у Всеволода были враждебные отношения, что и былоему потом поставлено в вину. Оставалась церковь, являвшаяся в Новгородезначительной экономической и политической силой. И вот создается второйдокумент Всеволода Мстиславича, в котором он частично зачеркиваетпривилегии, только что данные купечеству. Это "Устав князя Всеволода оцерковных судех... и о мерилах торговых". "Устав" был обнародован таким образом: на заседание княжеского совета вприсутствии бояр, княгини и архиепископа были приглашены десять сотских,бирюч и два старосты; один из них -- иванский староста Васята. В "Уставе"очерчен круг людей, подвластных церкви, и состав тех преступлений, которыеподведомственны церковному суду (развод, умыкание, чародейство, волхвование,ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды,убийство внебрачных детей и др.). Но начинается "Устав" с того, что князь определяет, кому он вверяет суди мерила торговые: на первом месте оказывается церковь святой Богородицы наТоргу, далее Софийский собор и епископ и лишь на третьем месте "старостаИваньский". После уточнения некоторых экономических деталей (какие оброчныестатьи получают иванский поп и сторож) говорится, что старосты и торговцыдолжны управлять "домом святого Ивана", "докладывая владыке", то есть делакупеческой корпорации ставятся под контроль новгородского архиепископа. Церковь Богородицы на Торгу была заложена князем Всеволодом вместе свладыкой Нифонтом в 1135 году. Зимою Нифонт ездил в Киев -- "УставВсеволода", пожалуй, правильнее датировать началом 1136 года, когда ицерковь на торгу уже была построена, и владыка вернулся из своейдипломатической поездки. Новый документ (если только он верно понят нами)укреплял связи князя с церковью и ее влиятельным главой -- архиепископом, нодолжен был вызвать недовольство новгородского купечества, корпоративнаяцерковь которого -- Иван на Опоках -- оказалась на втором плане, а на первоеместо вышла новопостроенная Богородицкая церковь. Дальнейшие события показали, что князь просчитался: 28 мая 1136 года поприговору веча (с участием псковичей и ладожан) Всеволод был арестован ивместе с женой, детьми и тещей посажен в епископский дворец, где 30вооруженных воинов стерегли его (а заодно, может быть, и владыку?) двамесяца. В июле Всеволода выпустили из города, предъявив ему обвинения: 1)"Не блюдет смерд". 2) Зачем в 1132 году польстился на Переяславль? 3) Зачемпервым бежал с поля боя в 1135 году? 4) Зачем склонял к союзу с Черниговом,а потом велел разорвать этот союз? С этого времени вольнолюбивый Новгород Великий окончательно становитсябоярской феодальной республикой. Красочность записей 1136 года, сделанных влетописи, как предполагают, ученым, математиком Кириком, показывает события1136 года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярствак власти фактически совершился раньше. После изгнания Всеволода, нашедшего приют у "младшего брата" Новгорода,во Пскове, в Новгород был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова. Кипениестрастей в Новгороде продолжалось -- то новгородцы сбросят с моста какого-тобоярина, то архиепископ откажется венчать нового князя и запретит всемудуховенству идти на свадьбу, то какой-то доброхот изгнанного Всеволодапустит стрелу в Святослава, то какие-то мужи новгородские тайно пригласятВсеволода опять вернуться к ним. Когда же тайное стало явным, "мятеж бысть велик в Новгороде: невосхотеша людье Всеволода". Бояре -- друзья Всеволода -- или бежали к немуво Псков, и их имущество подвергалось конфискации, или платили огромнуюконтрибуцию. Очень важно отметить, что 1500 гривен, собранные с "приятелей"Всеволода, были розданы купцам, чтобы они могли снарядиться на войну сВсеволодом. Последние князья Новгорода являлись, по существу, наемнымивоеначальниками. Новгород Великий в XII--XIII веках, управляемый боярами,был ареной напряженной классовой борьбы. Обособление его от власти киевскогокнязя сказалось в том, что боярское правительство все чаще стало приниматьучастие в усобицах в других землях, а это сильно ухудшало положение икрестьян, и городского люда, на плечи которых ложилась вся тяжестьмеждоусобных войн, разорявших страну и затруднявших подвоз хлеба из болеехлебородных земель. Восстание 1136 года было далеко не единственным. В 1209 году вспыхнуловосстание против посадника Дмитра Мирошкинича. Его сокровища были разделенывосставшими "по зубу, по 3 гривне по всему граду". В 1229 году "простая чадь" Новгорода возмутилась против архиепископаАрсения и тысяцкого Вячеслава. "Възмятеся всь град", -- пишет летописец ирассказывает далее, как народ прямо с веча двинулся с оружием противбоярских и владычных дворов. Был поставлен другой архиепископ, и в числе егопомощников оказался оружейник Микифор Щитник. Богатый ремесленно-торговый город, столица огромной земли, границыкоторой терялись у берегов Ледовитого океана, Новгород на протяжении XII --начала XIII века быстро рос, развивался, расширял свои торговые связи,создавал своеобразную культуру. Наиболее близкой аналогией Новгороду в Западной Европе являетсяФлоренция, богатая торгово-аристократическая республика, внутренняя историякоторой тоже полна борьбой феодальных партий, борьбой бедных горожан сростовщиками и патрициями. История Новгорода не была так трагически прервана татарским нашествием,как это случилось с Киевом, Черниговом и другими городами. Новгород успешноотбился от немецких рыцарей и легче, чем другие земли, перенес утверждениетатарского ига, но и здесь тяжело сказывались первые десятилетия татарскоговладычества на Руси. Новгород Великий играл очень важную роль в истории Руси, ЗападнойЕвропы и далекого Северо-Востока, куда вместе с новгородской мирнойколонизацией проникало русское ремесло и русское земледелие. Этим былподготовлен путь дальнейшего продвижения в Сибирь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.