КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема психологической готовности ребенка к обучению и адаптация к школе
Как уже отмечалось, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре ребенок осваивает действительность, в игре у него формируются основные психические новообразования. Однако вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает тенденция чему-то учиться. Например, он делает аппликацию и учиться вырезать кружочки, взрослый показывает ему, ребенок повторяет. Такое обучение элементарным приемам и действиям, выделяясь из продуктивной деятельности, еще не содержит системы, характерной для усвоения научных понятий, знаний. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек. Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте Умственное развитие. Произвольность психических процессов.
Следующим новообразованием возраста является начало произвольности психических процессов. Как показали исследования А.А. Венгера, в дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Эталоны – это достижения человеческой культуры, это “сетка” через которую мы смотрим на мир. Восприятие становиться осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем наблюдаются произвольные процессы – наблюдение, рассматривание, поиск. Усвоение общественно выработанных эталонов меняет характер детского мышления. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода – к словесно-логическому мышлению. В этом возрасте начинается процесс усвоения понятий (например, такое понятие, как “живое существо” и т.д.), а к концу возраста появляется тенденция к обобщению, усвоению связей, что немаловажно для развития интеллекта. В центре сознания в дошкольном возрасте, по мнению Л.С. Выготского, стоит память. Именно в этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний. Чрезвычайно важную роль в психической жизни дошкольника играет воображение. О начале воображения можно говорить уже в 2–3 года. Но подлинного своего рассвета оно достигает в дошкольном возрасте. Не случайно именно дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития воображения. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре, а затем переходит и на другие виды деятельности: рисование, конструирование, словотворчество и т.д.
Исследование проблемы готовности детей к обучению в школе. Физический аспект готовности к обучению в школе. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе. Адаптация к школьному обучению. Исследование проблемы готовности детей к обучению в школе.
Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Ей посвящено множество исследований таких психологов как В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Г.М. Иванова, Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова и др. Л.И. Божович дала такое определение школьной зрелости: “Это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности”. В настоящее время считается, что характеристика готовности ребенка к обучению в школе включает три аспекта: физический, социальный и психологический.
Физический аспект готовности к обучению в школе.
При поступлении ребенка в школу необходимо учитывать состояние здоровья детей. При оценки состояния здоровья детей принято учитывать четыре основных фактора: – уровень достигнутого физического и психического развития; – уровень функционирования основных систем организма; – наличие или отсутствие хронических заболеваний; – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (которая определяет восприимчивость к различным заболеваниям). Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь ¼ часть детей (20-25%). За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизилось с 61 до 45%. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30–50% выявляется функциональная незрелость. С практической точки зрения наиболее тревожной и сложной категорией для учителя будут дети, относящиеся к так называемой “группе риска”. Это дети практически здоровые, но имеющие функциональные отклонения, которые находятся на грани здоровья и болезни. Дети “группы риска” требуют почти такого же щадящего режима, такого же внимания и индивидуального подхода, как и дети с хроническими заболеваниями. Не учитывать это – значит привести ребенка к срыву. Здесь особенно велика роль и ответственность учителя. Учитель прежде всего замечает те подчас незначительные изменения, происходящие в ученике, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии здоровья. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития личностно-мотивационной, интеллектуальной сфер и сфер произвольности. Все аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностно–мотивационная готовность к школьному обучению включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как ученику. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (М.И. Лисина). Взрослый становиться непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки. Учитель – это первый взрослый, с которым ребенок вступает в общественные отношения, не сводимые к непосредственно-личным связям, а опосредованные ролевыми позициями (учитель-ученик). Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполнять учебные действия. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. В эксперименте Е.Е. Кравцовой можно проследить, на каком уровне дети могут взаимодействовать друг с другом. Двое 6-летних детей получили большую доску – игровую панель с лабиринтом, в противоположных концах которого стояли два игрушечных гаража. В каждом гараже находилась машинка, подходящая по цвету к другому гаражу, “принадлежащему” другому ребенку. Детям давалось задание провести свои машинки по лабиринту и поставить каждую в гараж одного с ней цвета. Эту задачу можно было решить только при согласованности действий участников игры. Дети вели себя по-разному в этой ситуации. Часть из них, забывая о задаче, просто играли – гудели, возили машинки по лабиринту, перескакивали через барьеры – и не обращали внимания на партнеров по игре. Другие дети обращали внимание на действия сверстника, например, как на образец для подражания, но подлинного взаимодействия у них не возникало. Некоторые пытались договориться друг с другом в трудные моменты; столкновение машинок в лабиринте вызывало просьбы и предложения такого типа: “Давай я сначала поеду, а потом ты”, “Подожди, не ставь свою машину в гараж, дай мне выехать из него!” – Взаимодействие здесь было, но эпизодическое. Для 6-летних детей с высоким уровнем психического развития наиболее характерно кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Они следуют общей цели, но видят друг в друге соперников, противников. (Ну да! Если я тебя пропущу, ты меня опять обгонишь, и я тогда проиграю!) Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной, как у дошкольников. В противном случае нельзя говорить о личностной готовности. В исследованиях Т.А. Нежновой изучалось формирование внутренней позиции школьника. Эта позиция, согласно Л.И. Божович, является главным новообразованием кризисного периода и представляет собой систему потребностей, связанных с новой деятельностью – учением. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу. Волевая готовность предполагает умение сосредоточиться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умение слушать учителя, не отвлекаться. Одни дети не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и сосредоточены. Причины такого невнимания различны. Это может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть и результатом собственно психологической неготовности – слабого развития произвольного внимания, недостаточного уровня волевой готовности. Такой ребенок может быть хорошо интеллектуально развитым, а работать не может. Распространенной ошибкой как родителей так и учителей может быть оценка готовности ребенка к школе только по уровню интеллектуального развития. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном волевой готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность, т.е. стремление ребенка узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Особое значение имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Психологи выделяют и специальный аспект к обучению в школе – это умение читать, писать, считать.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |