Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности внимание младшего школьника

Возрастные особенности внимание младшего школьника. Причины невнимательности и предупреждение рассеянности.

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 

Как уже отмечалось, внимание в младшем школьном возрасте также перестраивается и становится произвольным и опосредованным. Проследить эту перестройку можно, опираясь на опыты, сделанные А.Н. Леонтьевым: ребёнку 8-9 лет предлагается игра «Чёрное и белое» (не произносить чёрный и белый цвет и дважды не называть один и тот же цвет). Эта игра требует постоянного напряжения внимания. Опыт показывает, что ребёнок не в состоянии решить эту задачу, не обращаясь к каким-нибудь вспомогательным приёмам. Он отвлекается и проигрывает игру. Эксперимент показал, что дисциплинированным путём, для того чтобы усилить его внимание, помочь ему овладеть своим поведением оказывается переход от непроизвольного внимания к опосредованному, пользующемуся на своего осуществления определёнными внешними приёмами. В данном случае это могут быть цветные карточки, которыми ребёнок может пользоваться как заметками, как внешними условиями для организации внимания. Ребёнку даётся определённый приём, и, как оказывается, ребёнок быстро осваивается с ним, достигает нужной ему степени организации внимания и с успехом выигрывает игру. Однако процесс на этом не останавливается и вскоре, после нескольких таких упражнений он из внешне опосредованного, становится внутренне опосредованным, т.е. ребёнку уже не нужно пользоваться внешними вспомогательными материалами, а он вырабатывает ряд внутренних вспомогательных приёмов (например, мысленно фиксирует запрещённые цвета). Но всё-таки произвольное внимание в младшем школьном возрасте отличается слабостью. Оно ещё требует «близкой» мотивации (получить «5», получить похвалу учителя и т.д.) и достаточно сильного волевого регулирования.

Воспитание младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить путём связывания друг с другом близких и всё более и более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (хорошо закончить школу) должна связываться с наиболее близким мотивом (успешно перейти в следующий класс), а этот в свою очередь, с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие - интересное, яркое, новое привлекает внимание учеников. И эту особенность внимания надо использовать учителю, подбирая к уроку наглядно, яркий материал. Однако иногда слишком яркие впечатления могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что затормозится всякая возможность понимать, анализировать и обобщать материал.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, особенно у учеников 1 и 2 классов. Это есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Дети не умеют длительно сосредоточиться на работе, и их внимание легко отвлекается. Поэтому они могут не выполнить задание в срок, потерять темы и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.

Внимание учащихся зависит и от темпа учебной работы. Исследование М.Н. Шердакова показало, что слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьник.

Исследования И.Ф. Добрынина показали, что уже учащиеся 3-4 классов, могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока. Но важно периодически менять виды работы школьников, тогда и большого утомления не наступит, а внимание будет устойчивым.

Объём внимания у младших школьников примерно 4±2. Для увеличения объёма внимания у детей рекомендуется учить их выделять в процессе наблюдения крупные комплексы, а не отдельные мелкие объекты. Например, при чтении выделять не каждую букву, а слоги и короткие слова целиком.

Распределение внимания развивается в такой сложной деятельности, в которой объединяются более простые и уже хорошо отработанные деятельности.

Переключения внимания можно добиться, развивая волю, быстроту реакций.

И.В. Страховым установлено, что у одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений, у других - устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться с отвлекающими факторами; у третьих - внимание может выступать в виде более или менее сформировавшихся привычек умственного труда. Им установлено следующие состояние внимательности: действительная внимательность; кажущаяся невнимательность; действительная внимательность; действительная невнимательность.

1. Действительная внимательность выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, в умственной активности его на протяжении всего урока в преодолении отвлекающих раздражителей, в любознательности. Внешние признаки действительной внимательности - деловая, рабочая поза, мимическая выразительность сосредоточения во время работы;

2. Кажущаяся невнимательность. Дети сосредоточенны на уроке; если их спрашивают, они с готовностью отвечают, их деятельность продуктивна, но внешне они пассивны, вялы, не поднимают руки по собственной инициативе. Как правило, это меланхолики и флегматики, застенчивые и несмелые;

3. Кажущаяся внимательность характеризуется не в соответствии внешней формы внимания рабочему состоянию. Внешне ученик кажется внимательным, но на вопрос учителя ответить не может;

4. Действительная невнимательность. Дети на уроке пассивны, постоянно отвлекаются от работы. Об их невнимательности свидетельствует мимика и поза. Делают много ошибок в работе, деятельность не продуктивна.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В младшем школьном возрасте. Особенности памяти в младшем школьном возрасте | Развитие воображения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.