Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ноябре 1982 года Брежнев умирает, его место на посту Генерального секретаря КПСС занимает Юрий Владимирович Андропов (1982 – 1984)

С 18 мая 1967 по 26 мая 1982 — руководитель КГБ. В этом статусе Андропов был утверждён кандидатом в члены Политбюро, а затем и членом Политбюро. За 15 лет его руководства органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Одним из направлений деятельности КГБ была борьба с диссидентским движением и русским националистическим движением. При Андропове проводились судебные процессы над правозащитниками, использовались различные методы подавления инакомыслия, практиковались различные формы внесудебного преследования (например, принудительное лечение в психиатрических больницах). Андропов получал специальные указания не отвечать на ходатайства об освобождении диссидентов. По инициативе Андропова началась высылка диссидентов. Так, в 1974 был выслан за границу и затем лишен гражданства писатель А. И. Солженицын. В 1980 академик А. Д. Сахаров был выслан в г. Горький, где он находился под постоянным контролем КГБ. Архивные документы также указывают на руководящую роль Андропова в преследованиях диссидентов.

В 1972 году после мюнхенских событий выступил с инициативой создания подразделения по борьбе с терроризмом, которое впоследствии получило название „Альфа“.

Особое внимание Андропов уделял контролю над работой органов госбезопасности стран социалистического лагеря. Андропов был сторонником самых решительных мер по отношению к тем странам социалистического лагеря, которые стремились проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В августе 1968 он оказал влияние на принятие решения о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В конце 1979 Андропов был одним из главных идеологов ввода советских войск в Афганистан, а в 1980 настаивал на проведении военной акции в Польше.

 

Жесткость нового генсека проявилась практически сразу. Основным лейтмоти­вом его требований был принцип : «Чтобы хорошо жить, надо больше и лучше работать!» Это стало ос­новой всей деятельности по наведению порядка. За 18 месяцев своей работы Ю. В. Андропов задал неви­данный темп ротации кадров. Было сменено 18 союз­ных министров и лиц их ранга, 37 секретарей ЦК Компартий союзных республик, обкомов и крайкомов. Мероприятия по наведению порядка на произ­водстве, сопровождавшиеся нарушением элементар­ных конституционных норм и принявших кампанейс­кий характер, дали некоторый экономический эф­фект, но он носил временный характер. Стратегичес­кие задачи народного хозяйства, проблемы НТП не решались. Бюджетные дыры латались средствами сбер­касс, то есть за счет населения и различными креди­тами. Однако высшее руководство страны скрывало реальную ситуацию, даже от многих членов Полит­бюро и Секретариата ЦК КПСС.

Меры, предпринятые Андроповым, не прекрати­ли коррупцию в высших эшелонах бюрократической элиты, более того, она росла.

В первые месяцы своего правления он провозгласил курс, направленный на социально-экономические преобразования. Однако все изменения во многом свелись к административным мерам, укреплению дисциплины среди работников партаппарата и на рабочих местах, разоблачению коррупции в близком окружении правящей верхушки. В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жёсткость которых в 1980-е годы населению показалась необычной. Например, в Ленинграде в рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых тотально проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. Твёрдость проверок была такова, что в некоторые из них попадали прогуливающие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из силовых органов, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий. За несколько недель Ленинград погрузился в ужас перед новым режимом, и прогульщики предпочитали сидеть дома, боясь показаться на улице.

В начале 1983 г. были повышены цены на многие товары, но на водку цена снизилась. После этого в народе слово "водка" было расшифровано как "Вот Он Добрый Какой Андропов".

Политическая и экономическая система оставалась неизменной. А идеологический контроль и репрессии против инакомыслящих ужесточились. Во внешней политике усилилась конфронтация с Западом. С июня 1983 Андропов совмещает должность генерального секретаря партии с постом главы государства — Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Но на высшем посту он оставался чуть больше года. Последние месяцы своей жизни Андропов был вынужден управлять страной из больничной палаты кремлёвской клиники.

Его политика не нашла своего завершения — Андропов умер 9 февраля 1984, его преемником стал представитель консервативного крыла советских коммунистов Константин Устинович Черненко (1984 – 1985).

С его избранием генсеком в феврале 1984 года консервато­ры могли отсчитывать время своей победы. Обладавший большой работоспособностью, неплохими чело­веческими качествами, но не имевший широкого го­сударственного мышления и даже систематического образования, К. У. Черненко пришел к власти поздно и для себя — преклонный возраст, и для системы — она переставала быть «продуктивной».

Политологи указывают на удивительный парадокс советской по­литической атмосферы: слабость генсека обеспечива­ла силу и устойчивость режима. Система в начале 80-х гг., чтобы существовать, уже могла довольство­ваться номинальным руководителем, но главное — лояльным к привилегиям партийной элиты. Инициативный и самостоятельный руководитель — этим на первых порах был опасен Ю. В. Андропов — грозил режиму расшатыванием устоев, кризисом. К. У. Чер­ненко же больше вписывался в систему в условиях ее деградации. В Политбюро К. У. Черненко твердого большинства не имел и вынужден был считаться с оппонентами. Не случайно он, проявив инициативу, в качестве второго лица в партийной иерархии опре­делил М. С. Горбачева.

Главным направлением работы стала подготовка к XXVI съезду КПСС, который должен был рассмот­реть вопрос переработки третьей Программы КПСС. На ее подготовке и пытался сосредоточить усилия Ге­неральный секретарь в то время, как маховик эконо­мического и социального кризиса раскручивался не­виданными темпами. В общественно-политическом плане два основных момента характеризовали 1984 г.: настроение безысходности, охватившее интеллекту­альные круги, партаппарат, да и всю страну, и актив­ные маневры по подготовке преемника.

Таким образом, вторая половина 60-х — начало 80-х гг. характеризуются консервацией власти, деко­ративностью всей системы Советов. Партия, которая в этой ситуации определяла общественное развитие,

Конституция СССР 1977 года

7 октября 1977 г. внеочередная VII сессия Верховного Совета СССР девятого созыва приняла Конституцию СССР (третью по счёту):

1) Дана характеристика «развитого социалистического общества». Её концепция:

· подтверждала вывод 1936 г. о построении в СССР основ социализма;

· не снимала формально лозунг программы партии (1961 г.) о построении комму­низма в ближайшие годы;

· позволял а отодвинуть обещанную коммунистическую перспективу на неопреде­лённое будущее.

2) СССР провозглашён социалистическим общенародным государством.

3) Дано новое определение политической основы СССР — Советы народных депу­татов.

4) Законодательно закреплена руководящая роль КПСС в обществе как ядра поли­тической системы (статья № 6) – фактическая подмена советских органов государственной власти партийным аппаратом.

5) Впервые наряду с общенародной (государственной), колхозно-кооперативной и личной собственностью была признана собственность общественных организаций.

6) Провозглашено расширение социальной базы советского строя: рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция.

7) Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлено общественным орга­низациям.

8) Расширен перечень провозглашаемых демократических прав и свобод (в част­ности, право на всеобщее среднее образование, на жилище, на отдых, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и др.) '.

9) Включены десять положений о принципах межгосударственных отношений (со­держались в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 1 августа 1975 г.).

10) Органы государственной власти и управления СССР (1989 г.).

 

Экономическая реформа 1965 года (автор А. Косыгин).

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управле­ния сельским хозяйством, которое пытались реформи­ровать на основе увеличения материальной заинтересо­ванности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышен­ным ценам. Снимались ограничения с личных подсоб­ных хозяйств, введенных при Н. С. Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной про­дукции. Вопреки решениям пленума планы регулярно корректировались и исправлялись.

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных поста­новлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промыш­ленностью», от 4 октября 1965 г. «О совершенствова­нии планирования и усилении экономического стиму­лирования промышленного производства».

Суть рефор­мы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организа­ции), усовершенствовать централизованное планирова­ние.

Предполагалось, в частности:

1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного пока­зателя объемом реализации;

2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;

3) перестройка системы ценообразова­ния, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающих работу предприятий на началах хозрас­чета (в 1966—1967 гг. была осуществлена реформа опто­вых цен в промышленности);

4) восстановление отрасле­вого принципа организационной структуры управления промышленностью.

Первоначально реформа была направлена на ослабле­ние централизации хозяйственного управления и усиление экономических (хозрасчетных) рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно плани­руемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь их оставалось пять: объем ре­ализации продукции, основная номенклатура, фонд за­работной платы, прибыль и рентабельность, взаимоот­ношения с бюджетом. При этом административная обя­зательность заданий для предприятий сохранялась.

Практика реализации реформы показала, что пробле­мы, связанные с природой экономических показателей и с «ведомственностью», оказались нерешенными. Уже в 1966 – 1967 гг. стали проявляться неудачи реформы, причинами которых были:

§ незыблемость основ экономического базиса советской системы;

§ отсутствие поддержки со стороны партийного руководства;

§ приоритет идеологии над экономикой;

§ противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий.

Фактически с самого начала проведения реформы применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Те администраторы, что пытались работать по новым методам, подвергались давлению и ставились в заведомо невыгодные условия.

Реформа 1965 года завершилась, так же как и начиналась, сельским хозяйством. Последним ее проявлением было принятие Примерного Устава колхозов в 1969 году. Новый устав незначительно расширил хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.

В 60-70-х годах продолжалось широкое индустри­альное строительство. Были построены Западно-Сибирский ме­таллургический комбинат, автозаводы в Тольятти (ВАЗ) и Набе­режных Челнах (КамАЗ), завод атомного машиностроения в Волгодонске (Атоммаш).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки | Хронологически во внешнеполитической деятель­ности СССР второй половины 60-х— начала 80-х гг. можно выделить два периода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.