КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СССР В 1945—1953 гг
Однако из-за активного вмешательства в сферу научного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Однако власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали режим и формировали в общественном сознании убежденность в необходимости кардинальных перемен. Культура СССР в 1964 – 1984 годах. С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходившие за рамки устоявшихся представлений и стереотипов. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии, а затем и государства. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты — все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, насколько СССР оторван от достижений западной цивилизации. Система образования. В 60—70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках социальной адаптации. Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технической революции вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 года) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983—1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодежи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. К 1987 г. она была уже свернута. Уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостеневшая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения. Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (в 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал. Тем не менее основные отрасли промышленности и сельского хозяйства испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой. Наука. За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика». Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых. Особенно значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина. Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки. Литература. Искусство. Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике неосталинизма в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период «оттепели». В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Такими «масштабными» произведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю. Озерова. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами так называемой производственной тематики, где герой — новатор производства открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы этого времени стали произведения так называемых деревенщиков — писателей В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева и др. В их творчестве правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, сумевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испытания, верность нравственным традициям и силу народного духа. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режиссеру В. Шукшину. Военной поре были посвящены правдивые книги Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Большой резонанс в обществе вызывали произведения Ю. Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравственная несостоятельность городской интеллигенции. В условиях жесткого цензурного контроля над печатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, накапливавшегося в среде оппозиционной интеллигенции. Наряду с «официальным» творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Солженицына, В. Аксенова, В. Войновича, поэтов – И. Бродского, А. Галича, В. Высоцкого, художников — О. Целкова, М. Шемякина, скульпторов — В. Сидура, Э. Неизвестного, кинорежиссеров — А. Тарковского, К. Муратову, А. Германа, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанова, а также многих других. Их судьба складывалась по-разному, но подавляющее большинство этих выдающихся деятелей культуры оказались в вынужденной или добровольной эмиграции, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе, но имели огромный успех на Западе. Нарастание кризисных явлений в советском обществе Политическая сфера: 1) Бесконтрольность, отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата. 2) Смыкание коррумпированных элементов управленческого аппарата с дельцами «теневой» экономики привело к складыванию «своей» мафии, влияющей на принятие руководством страны тех или иных решений. 3) Разрыв между пропагандой и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям, политическую апатию и цинизм. 4) Декларативность принимаемых законодательных актов обусловила распространение правового нигилизма. 5) Ужесточение репрессий против инакомыслящих (безосновательное принудительное психиатрическое лечение, задержание и проведение соответствующих бесед в КГБ, «проработка» на собраниях общественности, лишение советского гражданства, высылка в 1974 г. писателя А. И. Солженицына из СССР, ссылка в 1979 г. академика А. Д. Сахарова в г. Горький (Нижний Новгород) и др.). 6) Внешнеполитические проблемы (Афганистан: за 10 лет война унесла 17 тыс. жизней советских солдат и офицеров; в США «заморожена» ратификация (утверждение Сенатом) Договора ОСВ-2; урон авторитету СССР нанесли политика Китая, начавшего в 1979 г. военные действия против дружественного Советскому Союзу Вьетнама, а также возникновение в Польше в 1980—1981 гг. массового демократического рабочего движения, представители которого объединились вокруг независимого профсоюза «Солидарность») Экономическая сфера: 1) Преобладание экстенсивных форм экономического развития. 2) Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран: крайне слабое развитие наукоёмких отраслей производства (микроэлектроники, биотехнологий, информатики). 3) Формально-показной характер попыток модернизации существующих форм хозяйствования, не затрагивающей глубинных экономических отношений. 4) Ухудшение экологического состояния земель из-за обширной химизации и мелиорации. 5) Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (вывоз сырья и рост закупок продовольствия по импорту). 6) Постоянное ежегодное снижение темпов экономического развития. 7) Формирование «теневой» (т. е. преступной: приписки, взятки, валютные махинации, подпольные производства) экономики. 8) Товарный голод: расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и в количестве качественных товаров дефицит (нехватка) товаров Социальная сфера: 1) Сокращение финансирования социальной сферы: остаточный принцип выделения средств на социальные нужды. 2) Неблагоприятная демографическая ситуация, отток молодёжи из села. 3) Социальная дифференциация общества: § преобладание уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения; § особо привилегированное положение партийно-государственной номенклатуры (от лат. «перечень, роспись имён») (приблизительно 500 тыс. семей) при распределении материальных благ, которые тщательно маскировались: персональные дачи, машины, квартиры, заграничные поездки в составе разнообразных делегаций, продовольственные пайки, спецраспределители промышленных товаров, спецстоловые и т. д. 4) Прогрессирующее рассогласование интересов различных социальных групп в обществе. 5) Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, взяточничество, воровство, коррупция и др.) Духовная сфера: 1) Господство марксистско-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия; всё более открытое оправдание сталинизма. 2) Диктат атеизма и забвение религии. 3) Утрата обществом нравственных ориентиров: сомнения в «загнивающем капитализме», правильности исторического пути, выбранного старшим поколением. 4) Распространение иждивенческих настроений, привычка части населения страны жить по двойным стандартам
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |