Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР В 1945—1953 гг

Однако из-за активного вмешательства в сферу науч­ного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ.

Однако власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали режим и формировали в общественном сознании убежденность в необходимости кардинальных перемен.

Культура СССР в 1964 – 1984 годах.

С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходившие за рам­ки устоявшихся представлений и стереотипов.

Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказыва­лись либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявля­лись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повы­шению авторитета» главы партии, а затем и государства.

Раз­витие постиндустриального общества на Западе, расши­рение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые средства массовой ин­формации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты — все это значительно расширило возможности доступа широ­ких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, на­сколько СССР оторван от достижений западной цивили­зации.

Система образования.

В 60—70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образователь­ного уровня населения. Был осуществлен переход к все­общему полному среднему образованию. В то же вре­мя учащихся средних школ готовили в основном для про­должения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения учреждений про­фессионально-технического образования (ПТУ и техни­кумов), а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социаль­ными ожиданиями выпускников средней школы и ре­алиями уровня развития производства в стране, тре­бовавшего большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной психологической проблемой в рамках соци­альной адаптации.

Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технической революции вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 года) курс начальной средней шко­лы был сокращен до трех лет. В 1983—1984 гг. была пред­принята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 г. специальным законом было предусмотрено пере­профилирование всеобщего среднего образования моло­дежи на нужды развития экономики. Однако неподготов­ленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от прове­дения школьной реформы. К 1987 г. она была уже свер­нута.

Уровень и качество обучения в основной массе совет­ских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили, которые творчески под­ходили к процессу преподавания, пытаясь преодолеть на­раставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Но их опыт фактиче­ски так и остался невостребованным. Закостеневшая сис­тема управления народным образованием не была рассчи­тана на внедрение новых методов обучения.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего обра­зования. Число вузов и университетов в стране постоян­но увеличивалось (в 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный по­тенциал. Тем не менее основ­ные отрасли промышленности и сельского хозяйства испытывали все возрастающую потребность в квалифи­цированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

Наука.

За счет массированного финансиро­вания государством целевых фундаментальных науч­но-исследовательских сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством.

Важнейшей из научно-технических задач в этот пери­од являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арк­тика». Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений За­падной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспорти­ровке полезных ископаемых.

Особенно значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной фи­зики (квантовая электроника и лазерная техника). Важ­ные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохо­рову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.

Широкий размах получили исследования в различ­ных областях химии и биологии. Успехом советских уче­ных стали работы по расшифровке структуры белка, по­лучению искусственных генов (генная инженерия), ла­зерная медицина.

Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись глав­ным направлением государственной политики в области науки.

Литература. Искусство.

Развитие советской культу­ры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике неосталинизма в обществе со­хранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период «оттепели».

В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Такими «масштабными» произ­ведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпо­пеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю. Озерова. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами так называемой производственной тематики, где ге­рой — новатор производства открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников.

Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы это­го времени стали произведения так называемых деревен­щиков — писателей В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафье­ва, П. Проскурина, Б. Можаева и др. В их творчестве правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, су­мевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испыта­ния, верность нравственным традициям и силу народно­го духа. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режис­серу В. Шукшину.

Военной поре были посвящены прав­дивые книги Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Большой резонанс в обществе вызывали произведе­ния Ю. Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравст­венная несостоятельность городской интеллигенции.

В условиях жесткого цензурного контроля над пе­чатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напря­жения, накапливавшегося в среде оппозиционной ин­теллигенции.

Наряду с «официальным» творчеством продолжали по­являться произведения литературы, музыкального искус­ства, живописи, скульптуры и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Сол­женицына, В. Аксенова, В. Войновича, поэтов – И. Бродского, А. Галича, В. Вы­соцкого, художников — О. Целкова, М. Шемякина, скульпторов — В. Сидура, Э. Неизвестного, кинорежис­серов — А. Тарковского, К. Муратову, А. Германа, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанова, а также мно­гих других. Их судьба складывалась по-разному, но по­давляющее большинство этих выдающихся деятелей куль­туры оказались в вынужденной или добровольной эми­грации, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе, но имели огромный успех на Западе.

Нарастание кризисных явлений в советском обществе

Политическая сфера:

1) Бесконтрольность, отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата.

2) Смыкание коррумпированных элементов управленческого аппарата с дельцами «те­невой» экономики привело к складыванию «своей» мафии, влияющей на принятие руководством страны тех или иных решений.

3) Разрыв между пропагандой и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям, политическую апатию и цинизм.

4) Декларативность принимаемых законодательных актов обусловила распространение правового нигилизма.

5) Ужесточение репрессий против инакомыслящих (безосновательное принудительное психиатрическое лечение, задержание и проведение соответствующих бесед в КГБ, «проработка» на собраниях общественности, лишение советского гражданства, вы­сылка в 1974 г. писателя А. И. Солженицына из СССР, ссылка в 1979 г. академика А. Д. Сахарова в г. Горький (Нижний Новгород) и др.).

6) Внешнеполитические проблемы (Афганистан: за 10 лет война унесла 17 тыс. жиз­ней советских солдат и офицеров; в США «заморожена» ратификация (утверждение Сенатом) Договора ОСВ-2; урон авторитету СССР нанесли политика Китая, начав­шего в 1979 г. военные действия против дружественного Советскому Союзу Вьетнама, а также возникновение в Польше в 1980—1981 гг. массового демократического рабоче­го движения, представители которого объединились вокруг независимого профсоюза «Солидарность»)

Экономическая сфера:

1) Преобладание экстенсивных форм экономического развития.

2) Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран: крайне сла­бое развитие наукоёмких отраслей производства (микроэлектроники, биотехнологий, информатики).

3) Формально-показной характер попыток модернизации существующих форм хозяйст­вования, не затрагивающей глубинных экономических отношений.

4) Ухудшение экологического состояния земель из-за обширной химизации и мелио­рации.

5) Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (вывоз сырья и рост закупок продовольствия по импорту).

6) Постоянное ежегодное снижение темпов экономического развития.

7) Формирование «теневой» (т. е. преступной: приписки, взятки, валютные махинации, подпольные производства) экономики.

8) Товарный голод: расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и в ко­личестве качественных товаров дефицит (нехватка) товаров

Социальная сфера:

1) Сокращение финансирования социальной сферы: остаточный принцип выделения средств на социальные нужды.

2) Неблагоприятная демографическая ситуация, отток молодёжи из села.

3) Социальная дифференциация общества:

§ преобладание уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения;

§ особо привилегированное положение партийно-государственной номенклатуры (от лат. «перечень, роспись имён») (приблизительно 500 тыс. семей) при распределении материальных благ, которые тщательно маскировались: персональные дачи, машины, квартиры, заграничные поездки в составе разнообразных делегаций, продовольствен­ные пайки, спецраспределители промышленных товаров, спецстоловые и т. д.

4) Прогрессирующее рассогласование интересов различных социальных групп в обще­стве.

5) Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, взяточничество, воровство, коррупция и др.)

Духовная сфера:

1) Господство марксистско-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия; всё более открытое оправдание сталинизма.

2) Диктат атеизма и забвение религии.

3) Утрата обществом нравственных ориентиров: сомнения в «загнивающем капитализ­ме», правильности исторического пути, выбранного старшим поколением.

4) Распространение иждивенческих настроений, привычка части населения страны жить по двойным стандартам

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В 1971 году — Договора о запрещении раз­мещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах, а также других видов массового поражения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.