Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные инициативы в области безопасности полетов

 

Рамки Описание стратегии
  ГИБП-1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И ПЕРЕДОВОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
Внедрение в полном объеме применимых SARPS ИКАО 1. Государства обеспечивают, чтобы их полномочные регламентирующие органы были независимыми при осуществлении функций, связанных с безопасностью полетов, компетентными и надлежащим образом финансировались. 2. Государства создают надлежащие системы для обеспечения постоянной эффективности при осуществлении их регламентирующих функций.
  ГИБП-2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Каждое государство требует, чтобы авиа-ционная деятельность отвечала стандартам, призванным обеспечи-вать приемлемый уро-вень БП 1. Государства вносят законодательные изменения с целью поддержать "культуру беспристрастности", поощрять открытые системы представления данных и защищать информацию, собираемую исключительно для повышения уровня безопасности полетов. 2. ИКАО вводит практику рассмотрения деятельности государств на предмет выявления пробелов в их законодательных действиях u1089 с целью поощрять создание открытых систем представления информации. Разработка плана устранения пробелов. 3. Систематизация данных о безопасности полетов по регионам. 4. Создание международной системы обмена информацией/глобальной системы представления данных.
  ГИБП-3. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ОБ ОШИБКАХ И ИНЦИДЕНТАХ
Свободный поток данных, которые тре-буются для оценки на постоянной основе сос-тояния БП и при необходимости для устранения недостатков 1. Реализация государствами принципиальных положений Приложения 13 ИКАО и создание надлежащим образом финансируемого, профессионально подготовленного, независимого и беспристрастного органа по расследованию или обеспечение доступа к такому органу. 2. Создание государствами правовых рамок деятельности по защите связанной с безопасностью полетов информации, собираемой для предотвращения авиационных происшествий, а не для поиска виновных. 3. Осуществление международного сотрудничества и обмен информацией об авиационных происшествиях и инцидентах.
  (ГИБП-4) ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАССЛЕДОВАНИЯ ИНЦИДЕНТОВ И АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Расследование АП и инцидентов для изуче-ния причинных факторов и общих аспектов безопасности системы в целом 1. Создание новых и совершенствование существующих региональных механизмов в целях обеспечения последовательности. 2. Приоритизация действий по регионам на основе оценки рисков.
  (ГИБП-5) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Региональные разли-чия в подходах к реализации передовой практики на разных уровнях развития и обмен опытом между регионами 1. Отрасль обязуется следовать принципу "культуры непредвзятости", предполагающему, что задействованные стороны будут представлять информацию обо всех связанных с безопасностью полетов или потенциально влияющих на безопасность полетов проблемах, не опасаясь наказания. 2. Разработать и внедрить общую систему показателей и идентификаторов предшествующих событий, необходимых для принятия инициативного подхода к управлению рисками. 3. Создание и интеграция в масштабах отрасли баз данных коллективного пользования об инцидентах/ошибках. Демонстрация и пропаганда преимуществ транспарентности в представлении данных.
  (ГИБП-6) ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ ОБ ОШИБКАХ И ИНЦИДЕНТАХ В ОТРАСЛИ
Разработка и реали-зация концепции "куль-туры непредвзятости" как одно из основных средств, позволяющих отрасли выявлять нали-чие опасностей и рисков в организации 1. Обязательное использование СУБП во всех секторах и предприятиях отрасли. 2. Разработка плана введения СУБП в процессы проверок. 3. Разработка процессов проверки для оценки эффективности функции СУБП. 4. Введение практики рассмотрения СУБП в ходе проверок. 5. Определение точек соприкосновения отраслевых областей внимания и разработка плана интеграции программы СУБП по всем точкам сопряжения.
  (ГИБП-7) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ (СУБП)
Управление рисками, связанными с произ-водством полетов, наземными операциями на аэродроме, ОВД и ТоиР ВС как важнейшее условие достижения высоких уровней БП. 1. При полной поддержке со стороны руководства осуществление в масштабах отрасли независимой оценки и анализа разрывов в выполнении норм для выявления областей несоблюдения. 2. Проведение регулярных независимых проверок состояния безопасности полетов для оценки ситуации с соблюдением норм в масштабах отрасли.
  (ГИБП-8) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Безопасность систе-мы требует соблюдения отраслью национальных норм 1. Совершенствование структур (по линии руководства) сбора информации о передовой практике и выявления тенденций изменения передовой практики. 2. В условиях открытого обмена информацией в рамках отрасли о преимуществах передовой практики введение систем эталонного анализа и пропаганда последовательного распространения передового опыта.
  (ГИБП-9) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ ПЕРЕДОВОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
Передовая практика глобального масштаба своевременно прини-мается отдельными организациями   1. Создание механизма координации и обмена информацией о стратегиях обеспечения безопасности полетов. 2. Координация и обмен информацией о стратегиях обеспечения безопасности полетов в целях их согласования и во избежание дублирования.  
  (ГИБП-10) СОГЛАСОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ СТРАТЕГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Усилия всех заин-тересованных сторон будут более эффектив-ными, если они тща-тельно согласованы и основаны на общих целях и методике   1. Определение потребностей, связанных с поддержанием уровня безопасности полетов в условиях прогнозируемого роста объемов деятельности коммерческой авиации. 2. Введение планов развития людских ресурсов, нацеленных на подготовку требуемого числа квалифицированных специалистов. 3. Введение процессов проверки, позволяющих удостовериться в том, что планируемые меры по развитию ресурсов дадут требуемое количество специалистов.
  (ГИБП-11) ДОСТАТОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА
Отрасль и регламен-тирующие полномочные органы располагают до-статочным количеством квалифицированных со-трудников для проведе-ния их деятельности 1. Определение подтвержденных технологических разрывов. Совместные действия отраслевых структур по выявлению тех областей, в которых возможно достижение значительных результатов по повышению безопасности полетов за счет совершенствования технологий. 2. Внедрение апробированных технологий, разрабатываемых в целях повышения безопасности полетов. 3. Интеграция мер по ликвидации разрыва технологий.
  (ГИБП-12) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Внедрение передо-вых технологий, способ-ствующих значитель-ному повышению уровня БП 1. Определение подтвержденных технологических разрывов. Совместные действия отраслевых структур по выявлению тех областей, в которых возможно достижение значительных результатов по повышению безопасности полетов за счет совершенствования технологий. 2. Внедрение апробированных технологий, разрабатываемых в целях повышения безопасности полетов. 3. Интеграция мер по ликвидации разрыва технологий.

 


 

 

 

Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов(Doc 9734-АN/959)

 

           
     


Пассивная система   Сбалансированная система   Жесткая система
   
       
У государства не остается иных оснований для оценки соблюдения отраслью норма-тивных актов кроме сведений, полученных случайно или в ходе расследования АП или инциден-та.   Сбалансированное распределение ответ-ственности за БП и распределение функций в комплексной системе СУБП между государ-ством и отраслью. Экономическая оправданность с точки зрения располагаемых ресурсов. Осуществление государством постоян-ного надзора за деятельностью авиапредприя-тий без создания для них чрезмерных помех, препятствующих эффективному руководству и контролю за своими собственными организа-циями. Налаживание и поддержание гармонич-ных отношений между государством и отраслью.   Отрасль лишена ответственности и самостоятельности в обеспечении, что может подорвать моральный дух пер-сонала отрасли и привести к сниже-нию стандартов безопасности.

 

 
 

 

 


 


 

РУКОВОДСТВО ПО ОБУЧЕНИЮ В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА (Фрагменты) Doc 9683-AN/950
Является отредактированной компиляцией материалов всех существующих циркуляров ИКАО по человеческому фактору. Предназначено для использования старшими руководителями учебных центров, а также сотрудниками авиапредприятий и нормативных органов, которые занимаются вопросами обеспечения безопасности полетов. Состоит их двух частей: Часть 1.Общие положения. В этой части раскрывается концепция человеческого фактора в авиации и приводятся материалы о системном и современном подходе к обеспечению безопасности полетов авиации, а также раскрываются основные принципы проектирования рабочих мест и рассматриваются фундаментальные аспекты человеческого фактора в различных областях авиации, включая управление воздушным движением и ТО воздушных судов. Часть 2.Программы обучения эксплуатационного персонала. В этой части идет речь о подготовке персонала в области человеческого фактора и приводятся образцы учебных программ для пилотов, диспетчеров УВД и специалистов по расследованию авиационных происшествий.
 
Часть 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Фундаментальные концепции человеческого фактора 1.2.Человеческий фактор: управленческие и организационные аспекты От индивидуумов к организациям Безопасные и небезопасные организации Выделение ресурсов Роль управленческого персонала в повышении БП 1.3.Аспекты человеческого фактора при разработке и внедрении систем связи, навигации и наблюдения/организации воздушного движения (CNS/ATM). Разработанная ИКАО концепция CNS/ATM Роль автоматизации в будущих авиационных системах Техника, ориентированная на человека Принципы ориентированной на человека автоматизации Характерные особенности ориентированной на человека автоматизации 1.4.Эргономика Основные сведения об эргономике Возможности человека Обработка информации человеком Размеры человека Дисплеи, органы управления и конструкция кабины экипажа Окружающая среда 1.5.Аспекты человеческого фактора при управлении воздушным движением Человеческий фактор в системах Автоматизация управления воздушным движением Отбор и обучение диспетчеров управления воздушным движением Характерные особенности человека 1.6.Человеческий фактор при техническом обслуживании и инспекции воздушных судов Человеческий фактор – ТО и инспекция воздушных судов Ошибка человека при техническом обслуживании и инспекции воздушных судов: организационные аспекты Аспекты человеческого фактора, влияющие на ТО воздушных судов Производственные бригады и организационные аспекты технического обслуживания ВС Автоматизация и новейшие технические системы Анализ стратегических путей предотвращения ошибок  

 


 

Программа ИАТА «Проверка эксплуатационной безопасности» (The IATA Operational Safety Audit (IOSA) Programme) является международно-признанной и применяемой на практике системой проверки систем эксплуатации и управления эксплуатантов воздушного транспорта

 

  Основные свойства программыIOSA
   
  Проверки в рамках IOSA дают возможность установить уровень соответствия эксплуатанта стандартам IOSA и позволяют эксплуатанту, который отвечает всем указанным стандартам, получить регистрацию ИАТА в качестве «эксплуатанта IOSA». Стандарты IOSA должны стать не только средством повышения уровня БП, но и инструментом борьбы за рынок (авиакомпания, прошедшая сертификацию по стандартам IOSA, получает ряд рыночных преимуществ, сокращая затраты на лизинг и страхование, получая пропуск в международные альянсы крупнейших авиакомпаний мира).
   
  Стандарты и Рекомендованные процедуры IOSA (IOSA Standards and Recommended Practices IOSA - ISARPs) представлены в Руководстве по стандартам IOSA – 2-е издание 2006 г., действующее с марта 2007 г. (1-е издание действовало с апреля 2003 года), и были изначально разработаны в период с 2001 по 2002 год усилиями семи специально созданных с этой целью комиссий (специальных экспертных групп) в рамках общего проекта разработки программы IOSA.
   
  Стандарты и Рекомендованные процедуры IOSA базируются на: - руководящих документах (требованиях) ИКАО, постулирующих тот минимальный уровень в области безопасности полетов, который обязуются внедрять и обеспечивать все авиационные администрации стран-членов ИКАО; - международных стандартах ИСО (ISO) серии 9000 версии 2000 г. на системы менеджмента качества; - более жёстких нормах, сформулированных в ряде национальных законодательств (например, Европа - JAA/EASA, США - FAA и др.), в том числе в их системах сертификации, аудита, проверок, лицензирования и т.д., составляющих национальные системы обеспечения безопасности деятельности авиационных организаций; - передовом опыте ведущих авиакомпаний и их альянсов, применяемом в отрасли.
   
  Одно из принципиальных отличий стандартов IOSA от предшествующих подходов заключается в его системности. Детальному анализу с точки зрения обеспечения безопасности полетов подвергается не только вся производственная деятельность авиакомпании (эксплуатанта), но и ее организационная структура, благодаря чему должный уровень безопасности достигается, в том числе, и за счет необходимых управленческих связей внутри авиакомпании в рамках ее системы менеджмента.
   
  Программа IOSA построена таким образом, чтобы минимизировать риски от влияния человеческого фактора. Действия каждого сотрудника авиакомпании прописаны до мельчайших подробностей, что позволяет говорить о технологии обеспечения безопасности производства полетов.
   
  Общий стандарт позволил создать международную систему независимого аудита(в настоящее время в мире работают восемь центров – компаний-аудиторов), результаты которого признаются всеми членами ИАТА, и предоставляются любой заинтересованной стороне с разрешения владельца – проверяемой авиакомпании.
   
  Программа IOSA является международною признанной и принятой системой проверки, предназначенной для оценки систем эксплуатационного управления и контроля эксплуатантов воздушного транспорта.

 

 

 

           
     


 

       
   

 


 

 

       
   

 


 

Раздел 1 > Организационная структура и система управления предприятия Organization and Management Systems (ORG)
Раздел 2 > Летная эксплуатация(производство полетов) Flight Operations (FLT)
Раздел 3 > Эксплуатационный контроль – управление воздушным движением Operational Control – Flight Dispatch (DSP)
Раздел 4 > Техническое обеспечение и обслуживание воздушных судов Aircraft Engineering and Maintenance (MNT)
Раздел 5 > Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна Cabin Operations (CAB)
Раздел 6 > Наземное обслуживание воздушных судов Aircraft Ground Handling (GRH)
Раздел 7 > Обработка грузов (грузовые операции) Cargo Operations (CGO)
Раздел 8 > Эксплуатационная безопасность Operations Security (SEC)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ГПБП) ИКАО | Нормативное правовое обеспечение безопасности полётов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.