КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность профессионального самоопределения
Основные категории и понятия: самоопределение, профессиональное самоопределение, самоактуализация, самореализация, карьера, профессиональные планы, профессиональные перспективы. Профессиональное самоопределение личности и его этапы Лекция 6 О.В. Геселев
Вопросы: 1. Сущность профессионального самоопределения 2. Содержательно-процессуальные аспекты профессионального самоопределения 3. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности
Самоопределение, хочу-могу-имею-надо Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы. Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в психологии труда, психологии профессиональной деятельности и профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке. Однако, среди ученых наблюдается и согласованность во взглядах в той части исследований, которые касаются субъектности. Субъектность проявляется в самостоятельном и осознанном построении перспектив своего личностного и профессионального развития; развитие субъекта напрямую связано с развитием его способности самостоятельно осмысливать свою деятельность, самостоятельно находить смыслы этой деятельности и искать пути совершенствования себя в этой деятельности. Чтобы определить собственный взгляд на феномен профессионального самоопределения, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той или иной мере рассматривающих эту проблему. Развитие представлений о профессиональном самоопределений прослеживается в трудах С.Н.Чистяковой, Е.И.Головахи, А.А.Кроника, Е.А.Климова, В.Е.Гаврилова, И.Н.Назимова, Б.А.Федоришина, А.М.Голомштока, А.Д.Сазонова, Н.С.Пряжникова, П.Г.Щедровицкого и др. Пряжников Н.С. акцентирует внимание на сущности профессионального самоопределения, которая состоит в нахождении личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а так же нахождение смыслов в самом процессе самоопределения. А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Однако, первым весомым и значимым для личности моментом жизни, связанным с понятием «профессиональное самоопределение» становится момент выбора профессии, направления профессиональной подготовки, и этот момент приходится на этап старшего подростничества или ранней юности. В этом контексте весьма ценной является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь», то есть смысл конкретной деятельности для человека формируется в соответствии с контекстом всей его предшествующей жизни. У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к первому серьезному профессиональному самоопределению. Мотив выбора опирается на действие как внешних, так и внутренних факторов. Внешние: - Давление: рекомендации, советы, указания со стороны других людей, готовые примеры кино, литературных персонажей, требования объктивного характера (служба в армии, материальное положение семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (способности, состояние здоровья); - Притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей, эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки и т.п.); - Инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах), привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений и т.п.). Внутренние: - Собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда, процесс труда (привлекательный-непривлекательный; эстетические аспекты, разнообразие-однообразие деятельности, детерминированность-случайность успеха, уровень трудоемкости, индивидуальность-коллективность труда, возможности развития в труде, результативность труда; - Условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов…), организационные условия (самостоятельность, подчиненность, объективность-субъективность в оценке труда, социальные условия (трудность-легкость получения профессионального образования, возможность последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный-ограниченный режим, социальный микроклимат и др. - Возможности для реализации внепрофессиональных целей: возможности для общественной работы, для достижения желаемого общественного положения, для создания материального благополучия, для отдыха и развлечений, для сохранения и укрепления здоровья, для психического самосохранения и развития, для общения. Названные факторы не утрачивают своего значения после того, как человек сделал выбор будущей профессиональной деятельности, они продолжают влиять на ежедневный процесс нахождения и актуализации личностных смыслов, ведь процесс самоопределения в профессии продолжается всю жизнь. Обсуждаемая проблема как психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии исследуется в Институте профессионального самоопределения молодежи Российской академии образования. В предложенной специалистами института концепции профессиональное самоопределение анализируется во взаимосвязи различных сторон его проявления: - формирования профессиональной карьеры, - сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, области личностной самореализации, - действенного отношения личности к системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития. Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с самореализацией человека в других важных сферах жизни, пишет автор. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. При этом возникает парадоксальная ситуация – если феномен профессионального самоопределения связывать с поиском (выбором) профессии, то есть определенного вида труда, то возникает вопрос – каков же смысл самого труда? Он может быть разным: - реализация иных потребностей на основе получаемого вознаграждения (возможность для хобби, путешествий, спортивных занятий, пристрастий); - обеспечение «тылов»; - в самом процессе труда.
Таким образом, анализ научных подходов к феномену профессионального самоопределения личности позволяет выделить основные моменты этого процесса: 1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. 3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие, совершает личностные выборы и самоутверждается в профессии. 4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, изменения семейного положения, аттестация, увольнение с работы, случайная встреча и др. 5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |