КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные модели антропо-, социо- и культурогенеза
Основные стратегии интерпретации человека в классической и постклассической философии. Философская антропология 1. Основные стратегии интерпретации человека в классической и постклассической философии. 2. Основные модели антропо-, социо- и культурогенеза. 3. Проблема смысла жизни человека. Человек – это предпосылка всякого философского познания, ибо он философствует для человека. Бердяев. В античности человек мыслился в совокупности с космосом. Средневековье, Просвещение, Новое время, Просвещение. Только в середине XIX в. происходит антропологический поворот. Появляется феномен философской антропологии. Многомерность человеческого бытия. Тело, душа, дух. Тело – это внешнее измерение человеческого бытия, изучение которого связано с двумя основными версиями в философии. Натуралистическая интерпретация тела. Тело – элемент природы. Изучается в физиологическом, генетическом, анатомическом аспектах. Социокультурный подход. Тело – результат культурного и социального развития, в процессе которого формируется образ тела (мода на тело). Душа - внутреннее измерение человеческого бытия, внутренняя оболочка тела. Душа как: особая жизненная энергия тела, индивидуальное «я», особая нематериальная субстанция, независимость от тела. Дух – высшее проявление человека, отражающее его способность выходить за пределы своего индивидуального бытия. Позволяет: прикоснуться к вечным ценностям. Дух мыслится в двух основных ипостасях: как разум и как социальность. 20.10.2012 Стратегии осмысления человека в классической философии. Источник тела – природа. Источник души – Бог. Дух – социальность и Разум. Натурализаторская стратегия. Человек как природное существо (часть природы). Представители: французский материализм (Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Дидро). Религиозная стратегия. Человек – наиболее совершенное творение Бога. Представители – средневековье: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Рационалистическая стратегия. Самая широко представленная стратегия в классике. Человек как носитель Разума. Разум определяет все многообразие человека. Рационализм: Аристотель, Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель. Социальная стратегия. Общество и культура – доминанта в определении человека. Социальная стратегия неярко выражена в классике. Индивид – это характеристика отдельно взятого представителя человеческого рода. Индивидуальность – совокупность индивидуальных черт, характеристик, которые отличают одного индивида от другого. Личность – устойчивая система социально значимых для индивида отношений. Стратегии интерпретации человека постклассики. Натурализаторская стратегия. Человек – часть природы. Стратегия проявляется в двух основных видах. 1) Человек – венец природы. Позитивизм, бихевиоризм, социо-биология. 2) Человек – тупик природы. Биологически несовершенное, неполноценное существо, несостоявшееся животное. Представители: Ницше, Фрейдизм. Ницше. Человек – лживое насекомое, нарыв на коже земли, несовершенное животное. Был частью природы. Базовый инстинкт – «воля к власти». Хищник. Чтобы избежать затхлости существования, надо вернуться в состояние животного. Преодолеть человека в человека – сверхчеловек. Человек придумывает себе преграды, чтобы не действовать согласно только своей воле: религия, мораль и т.д. Человек деградировать. Сверхчеловек призван разрушить преграды и постулировать смерть Бога. Фрейд. Человеком управляют два базовых инстинкта: эрос и танатос. Эрос – инстинкт жизни, энергия изнутри. Танатос – страх перед смертью. Человек пытается их контролировать. Если у него получается контролировать, у него возникают комплексы и др. Оно – это инстинкты. Сверх я – культура. Экзистенциально-персоналисткая стратегия. Рационалистическая стратегия. Меньше всего выражена. Социо-логизаторская стратегия. Человек – это существо социальное. Человек – продукт социальных отношений. Представители – марксизм, структурализм. «Человек есть совокупность всех его общественных отношений». Структуралисты рассматривают человека в лингвистических, политических и идеологических отношениях. Структуралисты провозглашают смерть человека и несостоятельность претензий на свободу. 02.11.2012 Структурализм и постструктурализм в рамках социологизаторской стратегии рассматривает человека в контексте лингвистических, политических, экономических, идеологических отношений. Экзистенциально-феноменологическая. Экзистенциальная: Хайдеггер, Камю, Сартр. Провозглашают тезис о том, что «существование человека предшествует его сущности». Человек в экзистенциализме – это «беспрерывная неустойчивость, проект самого себя, незавершенность, высшая степень индивидуальности, неповторимости». Человек имеет возможность выходить за пределы собственного существования. Присутствует проблематика свободы и выбора. Феноменология. Гуссерль. Интерпретация человека через сознание. Персонализм. Религиозная направленность. Философско-антропологическая стратегия – синтез. Целостная картинка человека на основе сочетания рациональных, индивидуально-личностных, социальных, религиозных, природных его характеристик. 20-е гг. XX вв. Шеллер, Плеснер. 2 основные версии: 1) креационизм (человека кто-то создал): мифологический, религиозный, философский. Весь мир был создан актом божественной воли. Человек был создан по образу и подобию Бога. 2) эволюционизм (естественное происхождение человека из природной среды). Дарвин. Выстроил серию биотических и абиотических предпосылок. 3) эволюционно-трудовая концепция. Энгельс. Фактор эволюции – труд, а не естественный отбор. Первое орудие труда – первый элемент культуры. Версии культурогенеза. · игровая. Хёйзинга. «Человек играющий». Культура формируется в процессе игровой деятельности. Игра – это творческая активность, избыточная по отношению к удовлетворению материальных потребностей. · психоаналитическая. Фрейд и Юнг. Фрейд. Культура возникает благодаря появлению в архаических обществах тотем и табу. В определенный момент разгорается Эдипова драма (восстание сыновей против отцов на почве любви к матери). · семиотическая. Структуралисты и пост структуралисты. Язык -> культура. Язык – онтологическая форма культуры. · уфологическая. Не признана наукой. 03.11.2012
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |