Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Философская антропология

 

Философская антропология — это рассмотрение сущности человека. У человека есть биологическая форма и социальное содержание, которое имеет общественную деятельную сущность. Человек удваивает себя в сверхприродных предметах — продуктах труда. Люди создают в своей совместной деятельности внеприродные и в тоже время эволюционирующие формы общности. Удвоением является самопознание и самооценка человека и его деятельности в образных формах речи (искусство). Затем отражением мира явилась наука как объективное описание закономерностей мира. Потом отражением истории человечества явилась философия как рефлексия культуры. Таким образом, человеческая деятельность многократно удваивает мир материально и идеально. В результате возникает культура как процесс; культура — это все что создано человеком (материальное и духовное) в истории общества (цивилизация — преходящее техническое оснащение деятельности). Линия рефлексии культуры Платона, И.Канта, Г.Ф.В.Гегеля, К.Маркса в интерпретации Э.Ильенкова и Г.Батищева может быть представлена в следующей реконструкции применительно к философской антропологии путем онтологизации важнейшего свойства человека — деятельности (другие направления абсолютизируют сознание, речь, психологизм, знаковую логику).

Сферой жизни человека в первую очередь является общество, во вторую —живая природа, в третью — неживая природа, однако длительное время прогресс человечества связывался с подчинением и использованием неживой природы (о ней 90% всех научных публикаций). Сосуществование человека с природой сложный процесс, каждый выигрыш человечества в подчинении природы является его проигрышем для себя и последующих поколений. Очеловечивание (социализация) живой природы также имеет биологическую и философскую проблематику. Социальность человека выражается в совместном трудовом процессе, передаче научением опыта, общении. Эти процессы выработались в антропогенезе.

Деятельность можно подразделить на биологическую жизнедеятельность и деятельность. Деятельность производит культуру, которая, согласно Э.В.Ильенкову и Г.С.Батищеву, как общение, труд, является характерной сверхбиологической потребностью только для человека. Л.С.Выготский полагал, что все функции человека имеют свои зачатки в животном мире. К.Маркс писал, что анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны, и выявил отличия жизнедеятельности от деятельности. Человек есть общественное существо и относится к себе как универсальному свободному существу. Природа есть неорганическое тело человека, его жизненное средство и предмет деятельности, то есть сам человек есть часть природы. Человек наделен природными силами. Животное тождественно со своей жизнедеятельностью, человек же делает свою жизнедеятельность предметом воли и сознания. Сознательная деятельность отличает человека от жизнедеятельности. Животное производит то, в чем оно или его детеныш нуждаются, производит односторонне под властью физической потребности. Человек же производит универсально, работая с каждым предметом по его логике, а животное действует с предметом по своей логике (потребления). Человек же производит даже будучи свободным от физической потребности. Животное производит только самого себя, а человек воспроизводит всю природу. Продукт животного непосредственно связан с жизнедеятельностью его организма, человек свободно противостоит продукту своей деятельности. Животное формирует материю согласно мерке и потребности своего вида; человек же может производить по меркам любого вида и поэтому формирует материю и по законам красоты. Человек в своей деятельности удваивает себя и предмет идеально и в созданном им мире. Все потребности человека из животных стали человеческими, индивидуальный умственный труд и жизнедеятельность стали человеческими, социализированными, даже язык является тем, что человеку дает общество.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношении людей к природе, между собой и к самим себе. В конечном счете культура — это общее отличие социальной человеческой жизнедеятельности от биологической формы жизни. Культура — это понятие качественно своеобразное для определенных исторических эпох, локальных этнических, национальных и государственных образований, отдельных форм деятельности. Социализация человека, и прежде всего воспитание и образование, заключается в усвоении индивидуумом предшествующей культуры, что является основной частной собственностью человека (это внутреннее приобретение, а не вещественно внешнее).

Деятельность — это способ существования общественно–развитого человека, специфически человеческая форма активности, отношение к окружающему миру, составляющая его целесообразное изменение, это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется сознательной целью, определенной общественной значимостью. Человек выступает субъектом, а материал предметных или духовных изменений — объектом деятельности. Основная функция деятельности — обеспечение сохранности и непрерывного развития человеческого общества, поскольку последнее есть условие бытия самого человека. Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество как его часть.

Деятельность можно подразделить на материальную (предметную) и идеальную. Идеальное — это субъективный образ объективной реальности, отражение и моделирование внешнего мира в формах деятельности человека, его сознания и воли. По К.Марксу идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней; это специфически человеческое приобретение: даже наихудший архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что имеет план постройки в голове; в конце процесса получается результат, который имелся в представлении работника идеально. Потребление общественно значимого продукта полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение, как цель. Идеальное есть форма вещи вне вещи в виде формы активной деятельности человека. В природе вне человека идеального нет, форма выражения идеального — язык. Без идеального образа человек не может осуществлять свою предметную деятельность. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла, в продукте исчезло и само идеальное, оставив после себя, например, схемы в книгах. В отдельном индивидууме идеальное ограничено, но в целом в обществе есть весь реальный мир (природа, производство, общество) в идеальном виде. Ни одна форма деятельности (в отличие от жизнедеятельности) не наследуется и не имитируется (игра), а усваивается только в самой деятельности. Цель — идеальный результат, внутренне побуждающий мотив деятельности. Средство (предметное, знаковое) реализует цель в результат, выступая как предмет и действие.

Деятельность можно подразделить (по М.Когану) на преобразовательную, познавательную, ценностно–ориентационную, коммуникационную. Преобразовательная деятельность подразделяется на преобразование природы (труд), общества (политическая, правовая), человека (медицина, педагогика, бытовая), самодеятельность по преобразованию самого человека. В труде обнаруживается все природное, духовное и социальное различие индивидуальной деятельности. Преобразовательная деятельность может быть индивидуальная, социально–групповая, общества в целом. Предметная преобразовательная деятельность называется практикой.

Познавательная деятельность изменяет бытие идеально и выявляется на уровнях практическом, обыденном (бытовом здравом смысле), научном. Научное познание определяется абстрактно–логическим мышлением как формой психики, включает эмпирическое и теоретическое знание, направленное на познание единичного (история) или общих законов бытия; бывает индивидуальное или коллективное.

Ценностно–ориентационная деятельность духовна, определяется потребностями и интересами деятельности и жизнедеятельности, требует участия эмоционально–волевых механизмов психики, включает уровни обыденного сознания и идеологии, это этическое, эстетическое, религиозное, политико–правовое индивидуальное и общественное сознание. Эмоции отражают отношение и интерес по влиянию на жизнедеятельность и выживание, деятельность и сохранение общества. Воля отражает направленность, интенцию субъекта на объект деятельности и результат ее. Критическое отношение человека к себе и к другим, понимание, что массовая культура (и во многом реклама) является ответом на животные потребности человека, осоциализированные в цивилизации и связанные с онтогенетическими особенностями человека, дает понимание элитарной культуры.

Коммуникативная деятельность включает отношения между субъектами, причем не превращая их в объекты. Именно поэтому человек есть общественное животное. Каждый индивид смотрится, как в зеркало, в другого индивида и только, отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относится к себе как человеку. Поэтому общение требует активной обратной связи, носителем общения есть речь в разных знаковых формах. Поведение, когда действующее лицо не вступает само с собою в коммуникацию, является бессознательным. Общение духовно и создает новую информацию, в чистом виде коммуникация является транспортно–информационным процессом. Коммуникативное сообщение монологично, общение диалогично. Диалог — это столкновение умов, истин, культурных позиций в плане суггестии. Общение требует понимания, а последнее — знания; понимание (герменевтика как искусство толкования) в общении есть осмысление: перевод знака в значение и установление связей значений в смысл, то есть реконструкция смысла. В процессе общения изменяется “Я”, происходит интериоризация. Интериоризация по Л.Выготскому заключается в том, что внешняя социальная форма общения между людьми переводится из вне во внутрь, как в форму психики индивида.

Деятельность можно подразделить на творческую и репродуктивную. Репродуктивная деятельность воспроизводит уже существующие объекты. Творчество — это создание нового, ранее не существовавшего в идеальной и предметной деятельности. Сначала творчество выступает как деятельность по воспроизведению процессов и предметов согласно законам природы в формах, не существовавших в природе (создание машин, организмов), воссоздание человеком собственного существования и его условий. Затем в целом совокупная деятельность индивидов созидает и творит новое — объективные законы развития общества. Идеальная деятельность воссоздает предметно–природный мир и его логику идеально, что определяет логику преобразования мира. П.Симонов учитывает этологические условия (потребности, эмоции, инсайт — “озарение”), возможность выбора из непрогнозированных вариантов, надсознательную неосознанную рекомбинацию раннее накопленного опыта, что направляется доминирующей потребностью. Интуиция достраивает необходимые для целого части. Функциональная асимметрия мозга связывает аналитический и синтетический подходы.

Учитывая нейро–кибернетический аспект деятельности мозга по преобразованию знаковых сигналов, можно предполагать, что наследуется именно способность знаковых преобразований в мозгу. Эта способность может быть развита и реализована социальными условиями жизни, воспитанием и образованием и дифференцируется по типам знаков — языковый, математический, художественный. Талант, гений, творец различаются по степени критичности, оригинальности, самостоятельности постановки и решении проблемы.

Деятельность включает две противоположные стороны — опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание — это процесс перевода человеческих способностей в форму предмета, овладение, что делает предмет социально–культурным, человеческим, то есть продукт труда становится овеществленным, опредмеченным трудом. Овладение или освоение касается своих сил человека, природы, расширение объектов, вводимых в оборот деятельности. Распредмечивание — это процесс перевода формы, логики предмета (в том числе и прошлой культуры) в способности человека. Это, например, овладение и усвоение культуры в процессе образования и воспитания. Превращенной формой (особенность сложных систем, видимые эффекты, косвенно выражающие внутренние связи) распредмечивания является подчинение (природы, человеком друг друга).

Превращенной формой опредмечивания является отчуждение — овладение объектом субъекта, превращение труда (внешнего по цели, который выступает как средство удовлетворения потребности в физическом существовании, то есть сама жизнь выступает как средство жизни) и его результатов во враждебную силу, благодаря чему человек из активного субъекта превращается в объект общественного процесса. Отчуждение выражается в частной собственности, государстве, труде, религиозной идеологии, деньгах (как знаках общественных отношений). Отчуждение возникает с разделением труда и подразделяется на овеществление, объективацию, субъективацию, персонификацию, антропоморфизм, товарный фетишизм. Непрогнозируемость роли индивидуальных и совокупных деяний человечества (хитрость мирового разума по Гегелю) также есть форма отчуждения.

Сознание — это отношение к объекту со знанием. Осознание своего “Я” называется рефлексией (направленность познания на самое себя, поэтому философия является рефлексией культуры). Возникновение знания происходит в сложном процессе познания. Сначала чувственное восприятие или живое созерцание формирует наглядное образное конкретное представление. Затем мышление формирует абстрактное представление, которое проверяется (апробируется) конкретной практикой. Мышление оперирует понятием, представляющем единство знака, значения и смысла. Формами мышления является рассудок и разум. Рассудок оперирует со знаковыми системами по принципам формально–математической логики. Рассудок близок к здравому смыслу и имеет аналоги у высших животных. Разум оперирует с понятиями и образами согласно логике объекта, то есть по диалектической логике, выявляя и разрешая реальные противоречия.

В человеке социальное содержание (деятельная сущность, совокупность общественных отношений) находится под биологической (животной) формой. Форма и содержание образуют противоречие, снимаемое разрушением формы (гибелью). Специфически человеческие отличия от животных — разум, творчество, нравственность, искусство, предметная коммуникационная деятельность требуют самореализации и являются основой самоценности человека. Человеческие формы деятельности и коммуникативность испытывают влияния психологических и возрастных состояний, решающим являются влияние социально–экономических условий, культурного опыта. Биологическая форма и социальное содержание человека несовершенны из–за неравенства людей (по организму, способностям, психологии, специфики трудовой деятельности и социальному месту), но могут быть корректированы медициной и социализацией (воспитание моральное и правовое, образование общее и экологическое, психотерапия). В дальнейшей истории антропологии возможен синергетический подход к становлению человечества, который полагает объект как эволюционирующую системность, где детерминируемыми и стохастическими путями возникает самоорганизация и авторегуляция. Подобные исследования проведены в плане изучения возникновения и развития жизни. Познание человечества также неисчерпаемо, как и познание человека.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сегеда С. Основи антропології. Навчальний посібник. –К.: Либідь, 2009. -424 с. (Короткий зміст: Розділ 1. Історія антропологічних знань. Розділ 2.Програма й методика антропологічних досліджень. Розділ 3. Походження людини (антропогенез). Розділ 4. Антропологічна мінливість сучасних людей. Розділ 5. Сучасне людство:єдність і різноманітність. Розділ 6. Історична антропологія України. Розділ 7. Антропологічний склад українського народжу).2. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии. –Минск: ГУ, 1989.3. Харитонова В.М., Ожигов Д.А. Антропология. –М.: Владос, 2004.4. Хасанова Г.Б. Антропология. –М., 2004.5. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. –М.: МГУ, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

7. Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии. –1989. –N2.8. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. –Л.: ЛГУ, 1977. 9. Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. –М., 1964.10. Алексеев В.П. География человеческих рас. –М., 1974. 11. Алексеев В.П. Историческая антропология. –М., 1979.12. Алексеев В.П. Становление человечества. –М.: Политиздат, 1984.13. Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. –М.: Мысль, 1985.14. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. –М., 1989.15. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропометрических исследований. –М., 1964.16. Алексеева Л.В. Полицикличность размножения приматов и антропогенез. –М., 1977.17. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. –М., 1986. 18. Алексеенко И.Р., Кейсевич Л.В. Последняя цивилизация? Человек. Общество. Природа. –К.: Наукова думка, 1997.19. Альберони Ф. Дружба и любовь. –М., 1991.20. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. –М.: Наука, 1980.21. Баблоянц А. Молекулы, динамика, жизнь. Введение в самоорганизацию материи. –М,: Мир, 1990.22. Баландьє Ж. Політична антропологія. –К., 2002.23. Балановская Е.В., Рычков Ю.Г. Геногеография. –М., 1990. 24. Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены «предрасположенности». Ввведение в предикативную медицину. –СПб, 2000.25. Баронин А.С. Этническая психология. –К., 2000.26. Бассин Ф.В. Проблема "бессознательного". –М.: Медицина, 1968.27. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. –М.: Наука, 1969. –С.73–144.28. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. –СПб.: РХГИ, 1997.29. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. –М.: Высшая школа, 1991 (Флинта, 2002).30. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –М.: Художественная литература, 1990.31. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. –Пятигорск: ПГЛУ, 1995.32. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. –М., 2001. 33. Бериташвили И.С. Об образной психической деятельности животных // 3 Сеченовские чтения. –М., 1966.34. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –СПб., 1992.35. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. –М.: Индрик, 2002.36. Биологический энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия, 1989. 37. Биология человека. –М.: Мир, 1979. 38. Білик Б.І. Етнополітична історія України. –К., 2003.39. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М.: Аcademia, 2002.40. Бородай Ю. Эрос. Смерть. Табу. –М., 1998. 41. Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. –М.: Медицина, 1984. 42. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. –М.: Медицина, 1988.43. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. –М., 1973. 44. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. –М., 1982. 45. Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. –М., 1941. 46. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.47. Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные: основы онтогенетической персонологии и психопатологии. –Пермь: ПГМА, 1996.48. Вацуро Е.Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). –М., 1948.49. Вейденрейх Ф. Раса и строение тела. –М., 1929. 50. Вейнингер О. Пол и характер. –М., 1991.51. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. –М.: Наука, 1988.52. Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта. –М., 1949.53. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. –Ростов–на–Дону, 1994.54. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. –М.: Гардарики, 2000.55. Вольтман Л. Политическая антропология. –М.: Белые альвы, 2000.56. Воронин Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности. –М., 1977.57. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.–Л., 1934. 58. Гасюк А.П., Скрипніков П.М. Атлас одонтогліфіки людини. –Полтава, 2001.59. Герасимов М.М. Люди каменного века. –М., 1964.60. Гинзбург В.В. Элементы антропологии для медиков. –Л., 1963.61. Гладкова Т.С. Кожные узоры кисти и стогпы обезьян и человека. –М., 1966.62. Гладкова Т.Д. Дерматоглифический метод в антропологии, антропогенетике и криминалистике. –М.: ВИНИТИ, 1989.

63. Глосикова О. Онтологическая сущность коэволюции социокультурной реальности и природы. –М., 2004.

64. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. –М.: Одиссей. ОЛМА– ПРЕСС, 2001.

65. Горбенко С.О. Ярослав Осмомисл – реконструкція антропологічна та історична. –Львів–Винники, 1996.66. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.67. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990.68. Гумилев Л.Н. От Руси к России. –М.: ООО Издательство АСТ, 2002. 69. Гуревич П.С. Философская антропология. –М.: Вестник, 1997.70. Гуревич П.С. Культурология. –М., 2003.71. Гюнтер Г.Ф.К. Избранные работы по расологии. – М.: Белые Альвы, 2002. 72. Данилова Е.І., Сегеда С.П. Людина та її розвиток. –К.:Радянська школа, 1985.73. Дембовский Я.И. Психология обезьян. –И., 1963.74. Деникер И. Человеческие расы. –СПб., 1902.75. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. –Харьков: Университет, 2003.76. Джохастон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. –М., 1984. 77. Диденко Б.А. Сумма антропологии. –М., 1992.78. Диденко Б.А. Этическая антропология (видизм). –М.: ООО «ФЭРИ–В», 2003.79. Дильман В.М. Четыре модели медицины. –Л.: Медицина, 198780. Дружинин В.К. Психология общих способностей. –СПб., 1999 81. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. –М.: Соваминко, 1989.82. Дьюсберри Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. –М.: Мир, 1981.83. Дяченко В.Д. Антропологічний склад українського народу. –К., 1965.84. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. –Прага, 1982; –М.: Артия, 1985.85. Жаботинский А.М. Концентрационные автоколебания. –М.: Наука, 1974.86. Зайчик А.Ш., Чурилин Л.П. Основы общей патологии. –СПб.: ЭЛБИ, 1999.87. Заренков Н.А. Теоретическая биология. –М.: Наука, 1974.88. Зворыкин В.П. Элементы построения теории морфологических основ специфической одаренности // Успехи современной биологии. –1994. –Т.109, N2. –С.263–278.89. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М.: МГУ, 1976.90. Зеленин Д.Н. Восточнославянская этнография. –М.: Наука, 1991. 91. Зиневич Г.П. Очерки палеоантропологии Украины. –К., 1967.92. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. –К., 1988.93. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Э.И. Основы этологии и генетики поведения. –М.: МГУ, 1998. 94. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. –М., 2002.95. Зубов А.А. Одонтология. Методика антропологических исследований. –М., 1968.96. Зубов А.А. Этническая одонтология. –М., 1973.97. Игамбердиев А.У. Закономерности метаболических трансформаций и порождение пространственно–временной организации биосистем // Журнал общей биологии. –1992. –Т.53, N4. –С.521–541.98. Ильин Н.П. (Мальчевский). Трагедия русской философии. –СПб., 2003.99. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. –М., 1983.100. История первобытного общества. Эпоха первобытных родовых общин. –М., 1986.101. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. –Л.: ЛГУ, 1991.102. Кавешников В.Г., Никитюк Б.А. Медицинская антропология. –Киев: Здоров'я, 1992. 103. Каган М.С. Человеческая деятельность. –М.: Политиздат, 1974. 104. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. – Новосибирск: Наука, 1986. 105. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. – Новосибирск, 1993.106. Кант И. Антропология // Сочинения. –М.: Мысль, т. 6, 1976.107. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. –М.: Мысль, 1988. 108. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. –М., 1930.109. Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка. –М., 1977. 110. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта. –М.: Прогресс, 1983. 111. Климов Г.И. Князь мира сего. –Саратов: Приволжское книжное изд., 1993.112. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д. и др. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальности и одаренностию –М.: Новь, 1999.113. Кондратюк Л.В. Антропология преступлений. Микрокриминология. –М., 2001.114. Кондукторова Т.С. Антропология древнего населения Украины. –К., 1972.115. Кондукторова Т.С. Антропология населения Украины мезолита, неолита и эпохи бронзы. –М., 1973.116. Констебл Дж. Неандертальцы. –М., 1978.117. Кордюм В.А. Эволюция и биосфера. –К.: Наукова думка, 1982.118. Корнетов А.Н., Самохвалов В.П., Коробов А.А., Корнетов Н.А. Этология в психиатрии. –К.: Здоров'я, 1990.119. Коротяев А.И., Лищенко Н.Н. Молекулярная биология и медицина. –М.: Медицина, 1987.120. Кочеткова В.И. Палеоневрология. –М., 1973.121. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. –М.: МГУ, 1986.122. Крайг Г. Психология развития. –СПб.: Питер, 2000.123. Крысько В.Г. Этническая психология. –М., 2004.124. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология. –М.: ФОН, 1996. 125. Ладыгина–Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). –М., 1959.126. Ладыгина–Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьянами и детьми). –М.. 1965.127. Ларичев В.Е. Сад Эдема. –М., 1980.128. Леви–Строс К. Структурная антропология. –М., 1983. 129. Леви–Строс К. Первобытное мышление. –М.: Республика, 1994.130. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. –М., 1993.131. Лозко Г.С. Етнологія України. Філософсько–теоретичний аспект. –К., 2001.132. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство // Тайна интеллекта. –Харьков: Фортуна–Пресс, 1996. –С.5–270. 133. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). –М.: Прогресс, 1999.134. Лосев А.В., Проводнин Г.Г. Социальная экология. –М.: Владос, 1998. 135. Лурье С.В. Историческая этнология. –М.: Аспект–Пресс, 1998. 136. Льовочкін А.М. Етнопсихологія. –К.: МАУП, 2003.137. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. –М.: Наука, 1982.138. Мажора О.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного к очевидному. –К., 1989.139. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. Проблемы биологии человека. –К.: Наукова думка АН УРСР, 1980.140. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. –СПб.: Сентябрь, 2001.141. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. –М., 1956. 142. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1–50. 2 изд. –М., 1955–81. 143. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. –М.: МПСИ, 2002.144. Матрошин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. –М., 1986.145. Медников Б.М. Аксиомы биологии. –М.: Знание, 1982.146. Меерович М., Шрагина Л. Технология творческого мышления. Практическое пособие. –М.: АСТ, 2000.147. Меннинг О. Поведение животных. –М.: Мир, 1982. 148. Мечников И.И. Этюды о природе человека. –М., 1973.149. Мерлин В.С. Интегральная индивидуальность. –М.: Педагогика, 1986. 150. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. –М.: Молодая гвардия: 1990. 151. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. –М., 1994.152. Моссо А. Страхъ. –Полтава, 1887.153. Моторина Л.Е. Философская антропология. –М., 2003.154. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. –М.: МИА, 2003.155. Налчаджян А.Н. Этнопсихология. –М., 2003156. Народы мира. –М.–Л., 1954–1966. –Тт.1–13.157. Наркотики и яды. –Минск: Литература, 1995. 158. Нельга О.В. Теорія етносу. –К.: Тандем, 1997. 159. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. –М., 1970. 160. Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) // Итоги науки и техники. Антропология. Т.3. –М.: ВИНИТИ, 1989.161. Никитюк Б.А., Коган Б.И. Адаптация скелета спортсмена. –М.: Здоровье, 1989.162. Никитюк Б.А., Корнетов Н.А. Интегративная биомедицинская антропология. –Томск: ТГУ, 1998.163. Нордау М. Вырождение. Современные французы. –М.: Республика, 1995.164. Обушний М.. Етнос і нація. Проблеми ідентичності. –К.: Український центр духовної культури, 1998.165. Основные показатели физиологической нормы у человека / Под ред. И.И.Трахтенберга. –К.: Авиценна, 2001.166. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И.Александрова. –М.: ИНФРА–М, Питер–СПб., Харьков, Минск, 2001.167. О человеческом в человеке. –М., 1991.168. Очерки социальной антропологии. –СПб.: Петрополис, 1995.169. Панов Е.Н. Поведение животных и экологическая структура популяций. –М.: Наука, 1983.170. Першин А.К., Монгайт А.Л., Алексеев В.П.. История первобытного общества. –М., 1974. 171. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. –М.: Мысль, 1974.172. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. –М.: Дашков и К, 2005.173. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. –М.: Прогресс, 1975.174. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. –М.: Прогресс, 1986.175. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтес. –М., 2000.176. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред Д.В.Ушакова. –СПб., 2000.177. Равич–Щербо И.В. Психогенетика. –М., 2002.178. Расовый смысл русской идеи. Вып.1, изд. 2. –М.: Белые Альвы, 2000.179. Расогенетические процессы в этнической истории. –М., 1974.180. Расы и общество. –М., 1982.181. Ратнер В.А., Жарких А.А., Колчанов Н.А., Родин С.Н., Соловьёв В.В., Шамин В.В. Проблемы теории молекулярной эволюции. –Новосибирск: Наука, 1985.182. Раутиан А.С. О природе генотипа и наследственности // Журнал общей биологии. –1993. –N2. –С.131–148.183. Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. –М.: Мысль, 1966.184. Римаренко Ю.І. Етнодержавознавство. Теоретико–методологічні засади. –К., 2001.185. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. –М.: Высшая школа, 1977.186. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. –М.: Мысль, 1978.187. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. –М.: МПСИ, 2003.188. Роменець В. Психологія творчості. –К., 2001.189. Русский космизм. –М.: Педагогика–Пресс, 1993.190. Рыбалов К.А. Антропология. Хрестоматия. –М., 2000.191. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. –М., 1966.192. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. –Л., 1968.193. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. –М.: Наука, 1981.194. Симонов П.В. Мотивированный мозг. –М.: Наука, 1987.195. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. –М.: Наука, 1993.196. Скленарж К. За пещерным человеком. –М., 1978.197. Скрипніков А.М., Цебржинський О.І., Рудь В.О. Біохімічні аспекти алкогольної залежності та клініко–лабораторна експертиза. –Полтава, 2003.198. Сперанский В.С., Зайченко А.И. Форма и конструкция черепа. –М., 1980.199. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия. –СПб.: МД Питер, 2000.200. Старовойтова Р.А. Этническая география Украины. –К., 1979.201. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. –М.: Высшая школа, 1975.202. Степико М.Т. Буття етносу: витоки, сучасність. перспективи (філософсько–методологічний аналіз). –К., 1998.203. Столяренко В.Е. Антропология – системная наука о человеке. –М., 2004.204. Тетушкин Е.Я. Хронология эволюционной истории человека // Успехи современной биологии. –2000. –Т. 120, N 3. –С.227–239.205. Тимофеев–Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. –М,: Наука, 1969.206. Тимченко О.В. Друзья и враги человека: зоопсихология. –Х., 1999.207. Тот Т.А., Фирштейн Б.В. Антропологические данные к вопросу о великом переселении народов (авары и сарматы). –Л., 1970.208. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. –М., 1976.209. Федорина Д. Досвід людської особи. Нариси з філософської антропології. –К., 2001.210. Феллер В. Введение в историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории. –М., 2005.211. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности (Руководство по физиологии). –Л., 1986.212. Философская энциклопедия. –Т.1–5. –М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.213. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Тт. 1–3. –М.: Мир, 1990.214. Фрейд З. Психология бессознательного. –М.: Просвещение, 1989.215. Фрейд З. Толкование сновидений. –К.: Здоров'я, 1991.216. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. –М., 1978.217. Уголев А.М. Естественные технологии биологических систем. –Л.: Наука, 1987.218. Хайнд Р. Поведение животных. –М.: Мир, 1975.219. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. –М.: Мир, 1985.220. Хамитов Н. Философия человека. От метафизики к антропологии. –М., 2001.221. Хесин Р.Б. Непостоянство генома. –М.: Наука, 1984.222. Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР. –М., 1983.223. Холодная М. Психология творчества. –М., 1995.224. Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека. –М.,1978.225. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. –М.: МГУ, 1990.226. Цебржинський О.І. Творчість як філософська проблема // Обдаровані діти: виявлення, діагностика і розвиток. –Полтава, 1995. –С.52–54.227. Цебржинский О.И. и др. Пероксидация // 1 Международный конгресс по интегративной антропологии. –Тернополь, 1995. –С.336–338.228. Цебржинский О.И. Проблема аналогий стереотипов химических регуляций. Организменный и клеточный эколого–эволюционные уровни // Вісник проблем біології та медицини. –1998. –N4. –С.4–20.229. Цебржинский О.И. Роль изменений антиоксидантного статуса организма и окислительных повреждений ДНК в жизненном цикле клеток // Научный вестник Тюменского государственного университета. –1999. –N4.230. Цебржинський О.І. Проблема основ регуляцій на різних рівнях живого // Вісник Київського державного університету ім. Тараса Шевченко. Фізіологічна регуляція. –К.: КДУ, 2000. –Випуск 6. –С.61–64.231. Цебржинський О.І. Модифікація основ кисню в печінці при експериментальних інтоксикаціях // Медична хімія. –2000. –Т.2, N3. –С.33–36.232. Цебржинський О.І. До логіки дидактики // Сучасна хімія і вища школа. –Полтава, 2002. –С.183–186.233. Чайченко Г.М. Поведінка і психіка тварин. –К., 2001.234. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. –М., 1971.235. Человек и культура: критика антропоцентризма. –М., 1995.236. Чернов Г.Н. Законы теоретической биологии. –М.: Знание, 1990.237. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. –М., 2004.238. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. –М., 1992.239. Шилов Ю.А. Истоки славянской цивилизации. –К.: МАУП, 2004. 240. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. –М.: Физмат, 1973.241. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. –Л.: Наука, 1969.242. Шноль С.Э. Физико–химические факторы биологической эволюции. –М.: Наука, 1979.243. Шовен Р. Поведение животных. –М.: Мир, 1972.244. Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. –М.: Наука, 1993.245. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. –М., 2003.246. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: принципы самоорганизации молекул. –М.: Мир, 1982.247. Энгельгардт В.А. Проблема жизни в современном естествознании // Ленин и современное естествознание. –М.: Мысль, 1969. –С.250–286.248. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. –М.: Русский мир, 1998.249. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм). –М.: Высшая школа, 1989.250. Реферативный журнал "Общие проблемы биологии" –М.: ВИНИТИ, 1985– (издание продолжается).251. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. –М.: Индрик, 2002.252. Хомяков П.М. Свои и чужие: драма идей. –М,: Полиграфия, 2003.

253. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. –М.: МПСИ, 2003.

254. Налчаджян А.А. Этнопсихология. –М., 2004.

255. Лозко Г. Етнологія України. Філософсько–теоретичний аспект. К., 2001.

256. Хомутова А.Е. Антропология. –М., 2004.

257. Щербаков А.И. Основы демографии. –М., 2003.

258. Лысов В.Ф. Основы физиологии и этологии животных. –М., 2004.

259. Тегако Л.И. Практическая антропология. –М., 2005.

260. Тегака Л.И. Антропологія. –К., 2004.

261. Тагако Л.И. Антропология. –М.: Новое знание, 2004.

262. Хрисанфова Е.Ф., Перевозчиков И.В. Антропология. –М.: МГУ, 2005.

263. Рыбалов Л.Б., Россолимо Т.Е., Година Е.З. Антропология: Хрестоматия. –М., 2004.

264. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных. Основы когнитивной этологии. –М., 2005.

265. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. –М.: Наука, 2002.

266. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. –М.: Инст. об.н., 2002.

267. Моторина Л.Е. Философская антропология. –М.: Высшая школа,

268. Булатов М.О. Філософська антропологія в контексті сучасної епохи. –К.: Стилос, 2001.

269. Новоселова С.Л. Генетические ранние формы мышления. –М.: МПСИ, 2003.

270. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. –М.: Гардарики, 2005.Максакова В.И. Педагогическая антропология. –М.: Academia, 2004.

271. Харитонов В.М., Ожигов А.Н. Антропология. –М.: Владос, 2004.

272. Хасанова Г.Б. Антропология –М.: КноРус, 2004.

273. Столяренко В.Е. Антропология – системная наука о человеке. –М.: Феникс, 2004.

274. Хакен Г. Принцпы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. –М.: ПЕР–СЕ, 2001.

275. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. –М.: Университет, 2003.

276. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. –М.: Академическая книга, 2004.

277. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. –М.: Дашков и К, 2005.

278. Лебон Г. Психология народов и масс. Internet.

 

 

Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы (Краниологическое исследование). Москва, 1969.

Алексеева Т. И. Этногенез восточних славян по данным антропологии. Москва, 1973.

Великанова М. С. Палеоантропология Прутско-Днепровского междуречья. Москва, 1975.

Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек) // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. сер. 1955. Т. 28.

Гохман И. И. Население Украины в эпоху мезолита и неолита (Антропологический очерк). Москва, 1966.

Гохман И. И. Палеоантропология и доисторическая медицина //Антропология — медицине. Москва, 1989.

Давня історія України. Київ, 1997. Т. 1.

Данилова Е. И. Гематологическая типология и вопросы этногенеза украинского народа. Киев, 1971.

Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. сер. 1948. Т. 4.

Дяченко В. Д. Антропологічний склад українського народу. Київ, 1965.

Зиневич Г. П. Очерки палеоантропологии Украины. Киев, 1967.

Кондукторова Т. С. Антропология древнего населения Украины. Киев, 1972.

Кондукторова Т. С. Антропология населения Украины мезолита, неолита и эпохи бронзы. Москва, 1973.

Круц С. И. Население территории Украины эпохи медибронзы (по антропологическим данным). Киев, 1972.

Круц С. І., Кубишев А. І., Отрощенко В, В., Пустовалов С. Ж. Обличчя людини доби бронзи // Золото степу: Археологія України. Київ; Шлезвіг, 1991.

Мартынов А. Н., Алексеев В. П. История и Палеоантропология скифско-сибирского мира. Кемерово, 1986.

Сегеда С. П. Украинцы // Этническая одонтология СССР. Москва, 1979.

Старовойтова Р. А. Этническая геногеография Украины. Киев, 1979.

Tom Т. А., Фирштейн Б. В. Антропологические данные к вопросу о великом переселений народов (авары и сарматы). Ленинград, 1970.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 Размеры долей коры больших полушарий (по Поршневу и Кочетковой)  
Размеры долей Шимпанзе Австралопитек Археантропы Палеоантропы Неоантропы Люди современные
Лобная
верхний D продольный 81,3 92,2 110,0 128,7 135,3 129,4
максимальный широтный D 69,3 89,0 108,1 108,0 104,4
Теменная
верхняя
продольный D 31,3 35,0 48,0 57,5 67,9 65,8
высотный D 48,0 54,7 66,0 77,7 76,6 85,9
нижняя
продольный D 40,3 49,0 67,7 82,3 95,1 88,1
поперечный D 71,0 103,3 118,9 116,5 124,1
Височная
продольный D 62,6 66,0 73,5 86,6 92,5 90,4
поперечный D 88,0 123,3 136,3 136,3 132,2
Затылочная
продольный D 38,6 38,0 42,3 44,9 42,9 38,0
высотный D 25,0 37,0 44,0 50,9 50,6 47,9

Таблица 2СХЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА (по Тетушкину) Обезьяны Время(лет назад) Узконосые (Евразия) Широконосые (Америка) 35 млн.Парапитек+ Рамапитек+
 
 

Дриопитек+ Проплиопитек+ 14 млн.
           
     
 
 

Горилла гиббон 5–7млн.Австралопитек шимпанзе орангутан 3–4 млн. (афарский)+ Т австралопитек Р (африканский)+ массивный 2,2 млн. О Люди Г Homo habilis (умелый)+ 1,7 млн. Л (питекантроп, синантроп, О гельдербергский человек, Д древнейший человек, археантроп) ИТ Homo erectus (прямостоячий)+ 1,8–0,25 млн. Ы (синантроп, питекантроп, древнейший человек, палеоантроп)
Homo sapiens (разумный с речью), неандерталец + 500–55 тыс. (кроманьонец, неоантроп, (африканский родезийский, современный) азиатский) 100 тыс. Образование рас 40–25 тыс. Образование культуры, государства 10 тыс.
Таблица 3 Особенности животно-человеческого духа (по Диденко)
Нехищные люди Хищные гоминиды Межвидовые гибриды
Агрессивность
Самооборона, защита близких, месть, ревность, пьяные подвиги Убийства, пытки, моральное издевательство, злоупотребление властью, уголовная и финансовая преступность Деяния безумных маньяков, фанатиков, святых грешников, пассионариев
Сексуальность
Гетеросексуальность Некрофилия, садомазохизм, бисексуализм, педофилия, инцест, скотоложство Переверзии и девиации
Креативность
Творчество, поиск истины, изобретательство, честный созидательный труд, трудоголизм Паразитарная и конъюнктурная деятельность, фальсификация, обман, плагиат, угодничество вкусам власти, шарлатанство, магия, гадание Неадекватное творчество: декаданс, андерграунд, эпатаж как самоцель (хиппи, панки), контактерство, пророчество
Психопатии
Норма, пунктики Садизм Шизофрения, паранойя, аутизм, психопатии, резонёрство, мазохизм, бытовая неадекватность
Вырождение

Таблица 4ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ТИПОВ ЭТОЛОГИИ(по Диденко) IQ Пр великие тираны, великие ученые гении, истинно и авторитеты систематизаторы великие люди, м мыслители, гуманисты а т догматики, жесткие НЕОАНТРОПЫ умники с политики упрямцы о з н СУПЕРАНИМАЛЫ а н и Наемники: киллеры, ДИФФУЗНЫЕ ЛЮДИ философы я Солдаты удачи Дураки чудаки генераторы идей Дебилы имбецилы артисты гибкие фантасты Ж Политики и в ОЛИГОФРЕНЫ юродивые СУГГЕСТОРЫ о Плотоядные т Всеядные поэты н о с т ь человечность





O. Tsebrzhinsky. Selected lectures in anthropology.

Selected lectures in anthropology have been written on basis of the lecturing the course of anthropology at the higher educational establishments for the students of such specialities as: “Psychology”, “Social work”.

 

O.Tsebrzhinsky. SELECTED LECTURES IN ANTHROPOLOGY

 

Contens

 

LECTURE 1. An Introduction to anthropology

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Расология и этнология | LECTURE 2. Features of Human Biology
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.