Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партийная система. Разновидности партийных систем

В дем-х общ-х действует, как правило, много пол-х партий. Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Политическая система – это совокупность всех политических партий, существующих в данном гос-ве. В пол-ой литературе различают 3 типа пол-их систем: Однопартийные (монопартизм), двухпартийные (бипартизм), многопартийные (мультипартизм) полит-е системы.

Однопартийная система характеризуется господством одной пол-ой партии, которая монополизирует гос-ю власть, хотя формально могут существовать и другие партии. Однопартийные системы устанавливаются, как правило, при автор-х и тоталит-х режимах. Одна партия устанавливает монополию на власть, на истину, политику, идеологию. + Она способна интегрировать соц-е группы, сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. – Но отсутствие оппозиции, конкуренции обрекает партию на застой.

Ныне однопартийные пол-е системы хар-ны для социалистических стран, где руководящая и направляющая роль в обществе закреплена за коммун-ой партией. К таким странам относятся Китай, Корея, Вьетнам, Куба. Одноп-е ПС существуют и в странах, которые относятся к развивающимся. Так, в некоторых из них (Алжир, Гвинея и др.) действует 1 партия, т.к. деятельность других запрещена. В др-х (Тунис) нет запрета, но фактически в них действует 1 партия.

Двухпартийная ПС – это ПС, где могут существовать несколько партий, но только 2 из них оказывают значительное воздействие на пол-ю жизнь страны. И эти 2сильные партии периодически приходят к власти. Остальные партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Как правило, двухпартийные системы устанавливаются в экон-ки развитых странах. При этом 1 из партий стремится к экон-му росту страны, а другая, ориентируется на решение социальных вопросов. Типичным примером двухпартийной ПС явл-ся – Великобритания, где к власти приходит, то лейбористская, то консервативная партии, но действуют и др.партии. Также США – республиканская и демократическая партии.

+Двухпартийная система обеспечивает создание стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства, где победившая на выборах партия обладает большинством депутатских мест в парламенте. Такое правит-во способно проводить глубокие преобразования в обществе. – Но двухпартийная система имеет недостатки – это смена политического курса на очередных выборах, в случае победы оппозиционной партии.

Многопартийная система характ-ся как систем, где в пол-ой жизни существует много политических партий, конкурирующих между собой. Ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Многопартийные системы формируются в развитых демократических обществах, где соблюдается большинство свобод граждан, высокий уровень экон-го развития, что ведёт к наличию мощного и большого среднего класса. Количество партий отражает и наличие большого количества различных соц-х интересов. Многопартийные системы существуют в странах Западной Европы, где религиозные, экономические, национальные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так в Италии насчитывается 14 партий, Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии –более-5, т.ж Польше, Литве, России.

Конечно, не существует единого стандарта в оценках эффек­тивности тех или иных партийных систем. В то же время важней­шим основанием сопоставления их деятельности является обес­печиваемая политической системой чуткость к социальным за­просам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа граждан, способность населения к демократическому контролю, за деятельностью правящих элит.

Связи и отношения пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными инсти­тутами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии, так или иначе, влияют на при­нятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

Партийные системы противостоят таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер, партия сливается с гос-й властью (как это было, например, в СССР, Алба­нии или происходит и сейчас на Кубе, в Северной Корее).

Собственно партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественному и количе­ственному критерию (составу). Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности, много-партийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином госу­дарстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя числен­ность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качест­венным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных сис­темах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.

Итальянский политолог Дж. Сартори дает более сложную клас­сификацию, основанную на идеологической дистанции («поляр­ности») между партиями. По его мнению, существуют семь типов партийных систем, размещающихся между полюсами: «однопартайной» (моноидеологической) системой и «атомизированной» (идейно разнородной). Промежуточные типы — системы с «пар­тией-гегемоном», «доминирующей партией», «двухпартийные», «ограниченного плюрализма» и «радикального плюрализма» — выражают степень развития и варианты идеологического плюра­лизма в деятельности одной или нескольких партий.

Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, действую­щее законодательство (и прежде всего избирательные законы), а также социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпо­сылки для создания системы с доминирующей партией. Если со­циальная структура общества пронизана полярными противоре­чиями тех или иных страт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность обще­ственных отношений. Если же социальные группы ориентируют­ся на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная сис­тема будет характеризоваться более мягкими формами межпар­тийных и партийно-государственных связей.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немного­численных партий, препятствуя допуску к выборам оппозицион­ных партий определенной направленности, разрешая насильст­венные действия по отношению к нелегальным партийным объ­единениям. Там, где действуют избирательные системы мажори­тарного типа (определяя одного победителя по большинству по­лученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропор­циональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политичес­ких сил, инициируют создание многопартийных систем и пар­тийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнооб­разием культур и языков, многочисленными каналами и инсти­тутами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для созда­ния многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Правда, ученые и практики расходятся в оценках, какая кон­кретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее. Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования госу­дарства. Опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран сви­детельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное раз­витие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых дру­гих государств говорит о пользе многопартийности без доминант­ной партии. Немало преимуществ и у установившейся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и других странах двухпар­тийной модели, которая предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, а обществу — стабиль­ность. Даже оппозиционные партии действуют здесь в русле од­них и тех же базовых ценностей. Впрочем, такая система тоже не идеальна, снижая возможности полноправного участия незави­симых кандидатов или же «третьих сил» в процессе принятия ре­шений. Там же, где «третья» партия все же может внести сущест­венные коррективы в установившийся порядок (т.е. отобрать зна­чительную часть голосов у партий, которым отдают предпочте­ние 70—80% избирателей), формируется так называемая «2,5 пар­тийная система» (ФРГ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Политические партии и партийные системы | Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.