КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая история развития ВСМК
ВВЕДЕНИЕ Участившиеся во второй половине 80-ых годов текущего столетия случаи возникновения крупномасштабных катастроф с массовыми поражениями населения, в том числе и Российской Федерации, неподготовленность здравоохранения к работе в ЧС мирного времени явились предпосылкой к созданию в 1990 году в составе Минздрава СССР государственной союзной службы экстренной медицинской помощи (СЭМП) в ЧС (постановление Совета Министров СССР №339 от 7.04.1990). В экстремальных ситуациях возрастание влияния негативных моментов было связано как с поведением подвергшихся стихии, так и с готовностью медработников к оказанию медицинской помощи. Анкетирование нескольких тысяч гражданских врачей показало, что каждый второй врач ране не встречался с необходимостью оказывать даже простейшую медицинскую помощь при механических травмах, ожогах, отравлениях. Все это доказывает, что медпомощь пострадавшим в катастрофах по организационным принципам и методам оказания помощи должна существенно отличаться от традиционной медицинской помощи, сложившейся в стране, включая и систему скорой помощи. Значит, нужна новая государственная система подготовки медкадров для работы в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Она должна быть хорошо укомплектована, оснащена, мобильна и автономна. Многообразие решаемых в данном направлении задач потребовало организации специального государственного координационного органа, и как следствие этого – создание службы медицины катастроф.
Проблема оказания медицинской помощи возникающему за короткий промежуток времени большому числу раненых и больных существовала еще в древние времена и была связана с войнами. В период мелких межплеменных столкновений медицинская помощь раненым сводилась к само- и взаимопомощи. С появлением централизованных государств с постоянными армиями возникла военная медицина. Медицинскую помощь пораженному населению в ходе различных военных действий оказывают как военные, так и гражданские медработники. Приобретение войнами маневренного характера с использованием большого количества техники, авиации, оружия большой разрушительной силы привело к возникновению проблемы защиты населения и народного хозяйства от воздействия нападения противника. Защита населения и народного хозяйства от ударов с воздуха стала осуществляться в первую мировую войну (1914-1918 г.г.). В 20-30-х годах во многих европейских государствах возникла местная противовоздушная оборона (МПВО) – система обороненных мероприятий, осуществляемых местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздействия средств нападения противника. В России для защиты населения на случай войны МПВО была создана в октябре 1932 г., в составе которой одной из ведущих явилась медико-санитарная служба. В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени. Как уже было сказано начало создания службы катастроф в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.1990 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось: § МЗ СССР – организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов; § организовать в областях и краях – областные и краевые центры экстренной медицинской помощи; § министерству обороны СССР – сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения; § осуществить в 1990-1991 г.г. на местных базах подготовку врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях. В развитие этих требований были определены организационные принципы создания СЭМП на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры ЭМП, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация). В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 № 192 «О создании службы экстренной помощи в ЧС» и приказом МЗ РСФР от 11.07.1990 № 115 «О создании СЭМП при чрезвычайных ситуациях». В феврале 1991 г. МЗ СССР утверждено «Положение о СЭМП в ЧС». В нем были определены: § организационная структура службы на различных уровнях; § организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; § снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование; § общие положения планирования и управления службой; § намечены основные направления научно-исследовательской деятельности. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС в период ликвидации их последствий. Опыт работы СЭМП в СССР в целом и в России в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организаций службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по ведомствам, нерешенность вопросов управления службой. Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию ЦЭМП, резерва различного имущества не были выполнены.Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В постановлении Правительства РФ от 03.05.1994 № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф МЗ России, МО России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о ВСМК, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 195, а в последствии вышел приказ МЗ РФ № 380 от 27.10.2000, об утверждении Положения о службе медицины катастроф МЗ РФ. В настоящее время в медицинской науке и системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС. Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных сил в РФ в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России. Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО. Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф – теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени. В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обуславливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются МЗ России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |