Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация и незападные цивилизации СЛ. 23 самостоятельно

Процесс модернизации (переход к индустриальному обществу) для западной цивилизации носил эндогенный характер. Для других цивилизаций модернизационный импульс во многом исходил извне, что заставило (в ряде случаев заставляет и сейчас) приспосабливаться к ситуации, развиваться в "до-гоняющем" режиме, в сжатые по сравнению с западным опытом исторические сроки. Это сложная цивилизационная задача, связанная с необходимостью преодоления инерции, тысячелетиями складывавшихся культурных традиций, в ряде случаев была успешно разрешена, а в некоторых – привела к воз-никновению значительных социальных и экономических дисбалансов.

Реализация модели догоняющего развития в большинстве стран третьего мира не привела к запланированным результатам. Цель модернизации – ускоренное достижение жизненных стандартов развитых стран мира – оказалась недостижимой по целому ряду причин, связанных с институтами и ценностями отдельных цивилизаций.

Во-первых, главным субъектом модернизации выступает государство, которое в развивающихся странах представляет собой институт, находящийся в стадии формирования, с преобладающими деформированными представлениями реформаторов о функциях и задачах государственного регулирования. Поэтому в подавляющем большинстве развивающихся стран были созданы предпосылки для развития бюрократиизации, коррупции, местничества, гипертрофированного контроля за хозяйственными и общественными процессами, сужения свободного рыночного пространства, подавления предпринимательской инициативы.

Во-вторых, западная цивилизация, сумевшая создать условия для появления Галилея, Декарта, Ньютона, Канта, которые заложили основы нового типа знаний, базирующихся на обращении к самоанализу, осуществлении самокритики, внутренних преобразований, открыла дорогу к мощным сдвигам в технологии, хозяйственной жизни, социальности, культуре. Разграничение сферы теоретического и практического разума нашло выражение также в отделении церкви от государства, права от нравственности, публичного от частного и пр. Незападные общества до сих пор не вполне завершили подобное разделение, что ограничивает возможности эволюции, приводит к всплескам религиозного фундаментализма, национализма, популизма, вождизма [7].

В-третьих, идея отказа от свыше предписанного статуса человека, признание «достоинства, базирующегося на состязательном социальном процессе» с трудом воспринимается и сейчас в незападных цивилизациях. Исторически она находила отклик лишь в отдельных социально-культурных анклавах Юга (часть креольской верхушки Латинской Америки, калькуттский интеллектуальный круг, просвещенные бюрократы и представители христианских меньшинств Османской империи), ограничивалась элитарными проявлениями, встречая сопро-тивление со стороны традиционного корпоративизма и коллективизма [7].

Подобное «торможение» ограничивает возможности самореализации личности, снижает предпринимательскую активность, деформирует рыночную среду.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюция цивилизаций СЛ. 23 самостоятельно | Индийская цивилизация 27-29 КАРТИНКИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.