Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурообразующие элементы цивилизации




Главная книга мусульман – Коран, в переводе означает "то, что читают". Она дополняется сборником рассказов о поступках и высказываниях Магомета - "сунной". Признающие ее священ-ной наряду с Кораном мусульмане получили название "сунн-ниты". Их около 90% общего количества верующих.

По мнению суннитов, верховная власть должна принадлежать избираемым всей общиной халифам. Другая мусульманская ветвь – шииты. Они считают, что власть халифов должна наследоваться только потомками двоюродного брата Магомета Али.

Истинный мусульманин должен заботиться о благосостоянии своей семьи; не искать в делах корысти; стремиться к добру и избегать зла; не прибегая к насилию; подчиняться законной власти, избранной общиной.

Мусульманство как из нормы исходит из соединения в одних руках (Магомета, затем халифов) и светской, и духовной власти. Поэтому непослушание властям рассматривается в качестве нарушения религиозного долга. Поэтому отличительной чертой ислама является попытка в комплексе решить все религиозные и светские проблемы, чего нет ни в одной мировой религии. По мнению правоверных мусульман, светская и религиозная власть должна быть сосредоточена в одних руках.

Комплекс принципов и правил поведения мусульман – шариат ("правильный путь") строжайшим образом регламентирует повседневную жизнь верующих, семейные отношения, а также правила торговли, наследственное право, нормы налогообложения, хозяйственное право и даже основы внешней политики. Исламское право основано на священном писании и объединяет проблемы публичного и гражданского права.

Поскольку безоговорочная покорность воле Аллаха является важнейшим принципом данного вероучения, то и безропотное подчинение мусульманскому государству, реализующему в повседневной жизни эту волю, представляется лояльным подданным чем-то естественным и само собою разумеющимся. Ислам декларирует, что человек - не собственник производственных ресурсов, а временный поверенный Аллаха по распоряжению ими. Значит, доверенные человеку ресурсы должны использоваться рачительно и обеспечивать реальное приращение товаров и услуг. Их нельзя использовать для ростовщичества, которое ислам отвергает. Поэтому мусульманские банки выработали совершенно необычную модель поведения. Они не берут ссудный процент, а становятся участниками в бизнесе своих клиентов и делят с ними общую прибыль. В мире сейчас насчитывается 200 исламских банковских учреждений с совокупными активами около 150 млрд. долл. (рентабельность капитала составляет 15-17%).

Основные положения ислама довольно близки по некоторым своим догматам, основным практическим рекомендациям христианству (монотеизм, трактовка религии как Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса и Девы Марии), но чрезвычайно далеки в социокультурном аспекте: на первом плане не особенности внутренней жизни личности (как в христианстве), а приверженность общине едино-верцев, "умме".

 

Особенностью кредитования по-исламски является запрет для кредитующего банка начислять проценты по ссуде. Но при этом банки, под­чиняющиеся исламским законам, занимаются все-таки бизнесом, а не благотворительностью, поэтому прибегают к специальным схемам. На-пример, Дубайский банк в соответствии с соглашениями Morabaha, регламентирующими финансирование коммерческих и торговых операций, передает деньги своему германскому агенту ССН Europe GMBH, a тот – российскому участнику внешнеторговой деятельности. В обратном направлении, после завершения клиентом внешнеторговых операций, деньги отправляются также через немецкого посредника. Но при этом заранее оговоренную часть прибыли от реализации закупленного на кредитные средства товара заемщик присоединит к основной сумме долга. Получение такой комиссии от продажи банкам ислам не запрещает.

Европейские банки уже давно и всерьез работают с коллегами из стран, расположенных на побережье Персидского залива. Кредитный потенциал финансистов этого региона оценивается в сотни миллионов долларов.

Эксперт, 2006

 

Основные положения ислама довольно близки по некоторым своим догматам, основным практическим рекомендациям христианству (монотеизм, трактовка религии как Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса и Девы Марии), но чрезвычайно далеки в социокультурном аспекте: на первом плане не особенности внутренней жизни личности (как в христианстве), а приверженность общине единоверцев, "умме".

Эта религия наиболее последовательно из мировых проводит единобожие. Считается, что было много пророков от Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы) до величайшего из них Магомеда, поведавшего миру о едином боге Аллахе.

Ислам часто называется "большим, чем религия", потому что мусульманине – это люди, имеющие единый образ жизни, унифицированное отношение к людям, обществу, миру, единое мировоззрение. Т.е это сообщество, при всем различии в исторической судьбе, культуре, менталитете и традициях осознают свою принадлежность к некоей единой общности, сущность которой не может быть сведена только к религии. «Мусульманская солидарность базируется не только на едином вероисповедании, но и на вытекающем из самих устоев ислама мироощущении» [23].

Ислам имеет особый свод Священного Писания и Предания (Коран, Хадисы, комментаторская, юридическая и богословская литература), особый священный язык – арабский, особые приемы построения общины верных, которая не знает столь характерного для христианства деления на священно-служителей и мирян.

Джихад считается, согласно Корану, религиозным долгом и одной из главных обязанностей мусульманской общины. Буквально это слово означает высшее, максимальное усилие.

Смысл джихада состоит в том, что верующий борется против зла и дьявольщины в самом себе, путем самодисциплины стремится следовать воле Бога, идти по указанному им прямому пути, быть добродетельным, совершенным мусульманином. Это - "большой джихад", а "малый джихад" – это борьба за распространение и защиту ислама. Но исламисты делают упор фактически именно на "малый джихад", и им есть на что сослаться, хотя бы на такие стихи Корана: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами... И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас... Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям... избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» [23].

Социальное поведение воспринимается исламом как в высокой степени значимое и для судеб мира, и для будущего самой личности.

Первоначальный ислам (как и большинство его последующих течений) с полным одобрением относится к активной производственной и посреднической деятельности. Причем поддерживается труд и земледельцев, и скотоводов, ремесленников и купцов.

Религия не осуждает богатство или предпринимательство как таковые, осуждению подлежит неправедно нажитое богатство, нечестное предпринимательство.

 

Выделяют следующие этапы развития исламской цивилизации:

«Первый период – период сложения и становления (VII-IX вв.).

Второй период – распад Аббасидского халифата; частичное разделение государственных и религиозных институтов, безусловное подключение деревни к общей динамике Исламской цивилизации, где до того господствовали военные, торговые и богословские группировки (Х-начало XIII вв.).

Третий период – превращение ислама в мировую религию (при османской доминанте); плюрализация форм исламского общества на просторах от Атлантики до Тихого океана; его экстенсивное развитие через инкорпорирование и частичную ассимиляцию местных культур (XIII - XVIII вв.).

Четвертый период – период сложной и противоречивой модернизации (конец XVIII-начало XX вв.).

Пятый период – период развития национальной государственности, а уж к концу XX столетия – обнаружившейся в этих условиях коллизии гло­бализации и исламизма и всего связанного с глобализацией потенциала конфликтов и ожесточения».

 

В основе институционального устройства мусульманских государств находится постулат о единстве социально-политического и религиозно-нравственного начал, что определяет свойственную исламской цивилизации слитность религии и политики, религии и власти, религии и власть имущих.

Административная организация проста. Отсутствуют замкнутые сословия с разными правовыми статусами.

Существует единое общество правоверных, живущее на основе единства светского и религиозного аспектов.

Модель государства признается статичной и вечной, зафиксированной в шариате [23].

Во второй половине ХХ века ярко проявилась тенденция к реисламизации государства.

Так, в измененной в 1979 г. статье конституции Египта говорилось: "Принципы исламского права являются основным источником законодательства".

В Ливии в 1969 г. ислам был объявлен государственной религией. Консти-туционные изменения, утверждавшие примат исламской системы правления, были осуществлены в Пакистане (1973 г.), Иране (1979 г.), Судане (1986 г.), Афганистане (1990 г.) и Йемене (1991 г.).

Данные процессы были инициированы – за исключением хомейнистского Ирана и талибанского Афганистана – самими правящими кругами мусульманских стран. Но теократия как таковая утвердилась лишь в Иране и – на время – в Афганистане; в остальных странах сохранились по существу секулярные системы» [23].

Институциональное развитие осуществляется под лозунгом неизбежной всеобщей исламизации.

Например, Движение Джема Исламийа ставит задачу создать в Юго-Восточной Азии мусульманский халифат, включающий все области перво-начального укоренения ислама (Малайзию, Индонезию, Бруней, Сингапур, Минданао, южные районы Таиланда).

Впоследствии, как предполагается, это образование вольется во всемирный халифат; ближайшая же задача многих исламских группировок и движений - поднять влияние ислама в ЮВА как минимум до уровня, которого оно достигало до прихода европейцев [29].

 

СЛ. 43-46 КАРИТИНКИ, КАРТА, ПЕРЕЧЕНЬ СТРАН, ПОКАЗАТЕЛИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.