Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизационные установки СЛ.67




Цивилизационная модель СЛ.66

· реализуется архаическая цивилизационная парадигма,

· преобладают групповые интересы над индивидуальными,

· предполагает сохранение статичности общества, обладающего незначительными способностями к саморазвитию и неразвитым адаптационным потенциалом, ориентированным на физическое выживание.

Цивилизационные установки не соответствуют современному этапу развития мирового хозяйства, ценности и институты цивилизации крайне медленно трансформируются, социокультурная среда не способна создавать инновации и даже их использовать, что не позволяет осуществить устойчивую модернизацию.

Определенное содействие экономическому развитию оказывает сохранение высокой значимости родственных, общинных и этнических уз, что стимулирует развитие взаимоотношений между современным и традиционным хозяйственными секторами, создает условия для их активного взаи-модействия и поддержки.

Проблемы Тропической Африки связаны как с внешними, так и внутренними факторами.

Реформы 80-90- х. годов были неадекватны объективным условиям Тропической Африки: чрезмерный акцент на финансовый аспект, упор на сугубо рыночные механизмы в условиях крайне отсталой и слабо диверсифицированной экономики и разбалансированного рынка, высокая скорость преобразований привели к стагнации, содействовали деградации традиционных эко-систем, спровоцировали гражданские войны, этнические кон-фликты.

Низкое качество человеческих ресурсов, перенасыщенность рынка дешевой рабочей силой, резкое отставание от других периферийных регионов в области науки ослабляет востребованность новых технологий. В сочетании с неэффективным функционированием формального сектора и государства, отсутствием доверия населения к государству, разрушением и мутацией основных социальных структур – общины, рода, большой семьи, снижает возможности решения социально-экономических проблем.

Основные цивилизационные характеристики Тропической Африки вступают в прямое противоречие с задачами развития в период глобализации:

· архаичный тип сакральности (восприятие власти как санкционированной потусторонними силами) замыкается на локальных формах общности, а не обществе в целом. Легитимность государства осознанно либо неосознанно не признается массами и значительной частью политической и интеллектуальной элиты, что создает специфическую политическую культуру африканцев, приводящую к социокультурной дезинтеграции местных политико-государст-венных сообществ [5];

· активно реализуются архаические нормы дарения, развивается "экономика привязанности", что стимулирует коррупцию;

· наложение табу на места строительства промышленных предприятий и инфраструктурных объектов снижают эффективность производственной деятельности и ухудшают ин-вестиционный климат;

·, что связано с «отсутствием общей доколониальной истории, общей системы символов, единого языка у конгломератов племен, произвольно объединенных колонизаторами в единое государство; доминированием архаического сознания в "низах" местных обществ при ярко выраженной конгломеративности элитной политической субкультуры; неопатримониальным характером государства» [5]. Результатом отсутствия чувства национальной идентичности выступают нескончаемые конфликты, сопровождающиеся по большей части разрушением экономики, политических институтов, социальной инфраструктуры, огромными потоками мигрантов;

· цивилизационные ценности, как культ вождя, социальная иерархия, патримониализм получили новое развитие: авторитет правителей перерос в авторитаризм, патримониализм вождей трансформировался в неопатримониализм государства, что приводит к деформации политкультуры и не позволяет поддержать демократическую систему.

Особо пагубное значение для стран Тропической Африки имело масштабное встраивание архаичных социокультурных норм в современную (по форме) систему управления (экономика привязанности – коррупция). Основным результатом этого процесса стала деформация института государства. По мнению профессора Антверпенского университета С. Марисса: «Это уже не традиционное общество, а его извращенное подобие; ведь прошлое не может быть воссоздано в своем первоначальном виде» [5]. Рынок не способен самостоятельно решить задачи экономической модернизации, а коррумпированность и криминализированность государства не позволяет ему решить экономические проблемы.

Перспективы развития стран Тропической Африки зависят от многих внутренних и внешних факторов. Наибольшее значение имеет развитие этнической идентичности (что создаст условия для достижения политической стабильности), формирование внутреннего рынка, реформирование и ускорение развития сельского хозяйства, укрепление традиционного экспортного сектора, сокращение числа бедных. Только создание адекватных форм государственного устройства позволит повысить качество управления. Наиболее более актуальным, по мнению многих политиков, является Федеративное строительстве на этнорегиональной основе, с предоставлением определенных возможностей самоуправления этническим или этнорегиональным локальным сообществам, что создаст условия для активизации конструктивного цивилизационного потенциала и будет стимулировать дальнейшую трансформацию цивилизационной идеологии.

 

В 2001 г. была принята программа "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), объявляющая о готовности африканцев взять ответственность за судьбу региона, которая получила широкую поддержку "Большой восьмерки" и ЕС. Но вскоре непомерные финансовые запросы африканцев, декларативный характер важнейших установок НЕПАД, отсутствие серьезных успехов в борьбе с коррупцией и в преодолении просчетов в экономическом развитии, неспособность и нежелание лидеров Африканского союза задействовать разрекламированный ими механизм контроля за обеспечением надлежащего правления (good governance) снизили международные ожидания в отношении результативности этой программы.

По материалам [5]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.