Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будущее всемирной цивилизации




Существует несколько точек зрения на возможное развитие мирового сообщества и экономики:

· незападные цивилизации будут вынуждены принять «правила игры» развитого мира (Ф. Фукуяма) или подчинится планетарному рукодству (В. Иноземцев). Подобное «растворение» предполагает сохранение некоторых этнографических особенностей отдельных цивилизаций.

По мнению Ф.Фукуямы, мировое сообщество ожидает конец истории и переход к планетарному существованию человечества. Регионы будут ориентироваться на мощные экономиические ядра-центры, наиболее разумной формой государства останется западная модель либеральной демократии («Конец истории и последний человек» - 1992).

· западная цивилизация погибнет. Прогнозируются различные сроки ее гибели: от ближайшего будущего до нескольких столетий.

По мнению О. Шпенглера, закат цивилизации связан с отставанием морального, нравственного развития от технологического прогресса («Закат Европы» - 1918).

Как отмечает А.Неклесса, существуют разнообразные сценарии грядущего мироустройства от господства постхристианских и восточных цивилизационных схем до появления «глобальной альтернативы цивилизации: освобождения соци-ального хаоса, выхода на поверхность и легитимации мирового андеграунда, утверждения на планете новой мировой анархии…»[10].

· длительное время будут сохраняться все существующие цивилизации, которые благодаря противостоянию с западной цивилизацией получат новые стимулы к развитию, однако неизбежно столкновение цивилизаций и западная цивилизация будет вынуждена вести борьбу за выживание.

По мнению С.П Хантингтона, «В мире после холодной войны самые важные различия между народами – не идеологические, политические или экономические, а культурные», поэтому ХХI век станет веком столкновений цивилизаций и религий, которые разделяют людей сильнее, чем этническая принадлежность. Подобное столкновение наиболее сильно будет происходить вдоль линий цивилизационного разлома, так конфликт на рубежах западной и исламской цивилизации, длящийся более 1300 лет, усугубляется и приводит к дальнейшему развитию антагонизмов. Глубокие различия в истории, культуре, религии вызывают конфликты. Модернизация незападных государств по западному образцу формирует «разорванные» страны, которые не имеют четкой культурной самоидентификации (например, Петр Великий, Мустафа Кемаль Ататюрк). В том случае, если модернизация осуществлялась без вестернизации, с заимствованием только избранных элементов западной культуры, которые усиливают национальную идентичность, то результаты были позитивными. С.Хантингтон полагает, что насильственная демократизация делает общество более местническим и не способствует развитию («Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» - 1996).

Противостояние между цивилизациями, по мнению ряда политологов, вызвано, в первую очередь, родством между исламом, христианством и иудаизмом. Мусульманские богословы считают, что две другие родственные религии сошли с правильного исламского пути. А поэтому "отступники" являя-ются более опасными по сравнению со всеми другими неверными, так как они являются соперниками в борьбе за душу человеческую.

Христианская и исламская цивилизации «вовлечены в конфликт не столько из-за их расхождений, сколько из-за сходства» [23].

· произойдет конструктивное взаимодействие цивилизаций, их информационное и духовное взаимообогащение, принцип «цивилизации-монады» (О. Шпенглер) исчерпал себя и уступает место принципу соразвития.

Как отмечает А.Дж. Тойнби, "Будущий мир не будет ни западным, ни незападным, но унаследует все культуры, которые мы заварили все в одном тигле". Причем запад обязан возвести "строительные леса, внутри которых все ранее разбросанные общества построили бы одно общее".

Мировая религиозная гетерогенность, рост фундаментализма в ряде стран и регионов, разные национальные ценности, политические системы, экономические стратегии и уровни социаль-но-экономического развития сдерживает формирование единой человеческой общности на планете Земля.

В таких условиях реализация принципа соразвития возможна в случае активного включения незападных стран в процесс глобализации, объединения цивилизационных ресурсов для решения общемировых проблем, обеспечения быстрого и эффективного синтеза культур и институциональных принципов различных обществ, способствуя формированию единой мировой цивилизации будущего.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.