Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим национальный состав России

Для российского федерализма как формы государственного устройства и в прошлом и теперь характерно соединение наци­онально-государственных и территориальных принципов фор­мирования федерации.

Национальные проблемы приобрели с 90-х гг. относитель­ную самостоятельность, нередко становятся самодовлеющими, начинают влиять (как положительно, так и отрицательно) на социально-политические, экономические, демографические, культурные процессы, происходящие в регионах.

Выделение национально-этнических факторов и при рас­смотрении региональных проблем вполне оправдано: Россий­ская Федерация является не только многонациональным го­сударством, но и включает в свой состав 32 национально-тер­риториальных образования. Известно, что численность рус­ских превышает 120 млн. человек, при этом основная часть размещена на территории России вне автономий и респуб­лик. Остальное население России чаще всего делят на 5 групп (по численности этносов):

1) численность более 1 млн. (тата­ры, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва);

2) чис­ленность от 300 до 990 тыс. человек (чеченцы, удмурты, ма­рийцы, немцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осе­тины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы);

3) численность от 100 до 300 тыс. человек (кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаев­цы, коми-пермяки, грузины, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы);

4) численность от 10 до 100 тыс. человек (таких эт­носов более 30);

5) численность от 1 до 10 тыс. человек (та­ких этносов свыше 20).

На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения страны.

Преобладающая часть народов страны на протяжении веков сло­жилась как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими истори­ческую роль в формировании российской государственности.

Следует подчеркнуть, что принципы национально-государ­ственного устройства Российской Федерации отличаются от меж­дународно-правовой практики, ибо фактически сущность госу­дарственного устройства страны не сводится ни к классичес­кой, ни к иной форме унитаризма. За рубежом, как правило, под нацией понимают «согражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство», «монокультурную поли­тическую общность».

Основными принципами государственной национальной по­литики в Российской Федерации являются:

• равенство прав и свобод человека независимо от его наци­ональности, языка, отношения религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

• равноправие народов;

• сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

• равноправие субъектов Российской Федерации во взаимо­отношениях между собой и с федеральными органами го­сударственной власти;

• гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно про­живающих народов в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, принципами и нормами международ­ного права, признанными Российской Федерацией;

• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения

извне;

• содействие развитию национальных культур и языков на­родов Российской Федерации;

• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и рели­гиозной принадлежности;

• своевременное и мирное разрешение противоречий и кон­фликтов путем разработки и реализации согласительных

процедур;

• запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на под­рыв безопасности государства* на разжижение националь­ной и религиозной розни;

• защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международно­го права;

• поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, куль­туры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

Для более четкого понимания региональных процессов, про­исходящих в сфере межнациональных отношений в полиэтническом государстве, каким, несомненно, является Российская Федерация, чаще всего выделяется три типа субъектов Федера­ции с позиции межэтнических отношений.

Первый тип - регионы, в которых проживает преимуще­ственно этнос в своей массе.

Второй - одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса.

Третий - отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно.

При этом надо иметь в виду, что один и тот же этнос может быть представлен в субъектах межэтнических отношений раз­ных типов.

Например, чеченский этнос. Чеченцы преобладают в Чечен­ской Республике, весьма компактными группами проживают в Дагестане, Ингушетии и, наконец, рассеянно - в целом ряде других регионов Северного Кавказа, в Москве, Санкт-Петербур­ге, иных городах.

По структуре национального состава (без учета русского на­селения) регионы можно также разделить на три вида:

• многонациональные регионы, к примеру Дагестан;

• двунациональные (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий округа);

• однонациональные (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Тыва, Калмыкия и др.).

 

Религиозный состав. Религия (от лат. reliqio - благочестие, святыня, предмет культа) - одна из форм общественного созна­ния, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроен­ных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком рели­гии как мировоззрения является вера в существование сверхъ­естественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали. Будучи явлением в основе своей идеологическим, религия по­рождает и ряд социально-политических институтов - церкви, клерикальные партии, профсоюзы, молодежные организации, социальные учреждения и др.

Первоначальными формами религиозных верований были фетишизм, анимизм, культ предков или мертвых, тотемизм, полидемонизм, олицетворение сил природы, шаманизм, поли­теизм. Заметим, что у ученых разных школ и направлений нет единой точки зрения по вопросу о «первичности» той или иной из указанных форм и относительно хронологии их появления. Однако с определенной долей условности древние формы мож­но локализовать по регионам и народам. К примеру, шаманизм был наиболее распространен у народов Сибири, тотемизм - у народов Австралии, культ предков - у народов Восточной Азии.

Во втором тысячелетии до нашей эры стали появляться ре­лигии, которые сохранились до настоящего времени. Одним из самых ранних верований был иудаизм, возникший в Юго-Вос­точной Азии, на территории современного Израиля. Вначале это была политеистическая религия, которая впоследствии транс­формировалась в монотеизм. В Южной Азии значительное вли­яние получил брахманизм, перешедший в индуизм – сегодня это основная религия в Индии. В VI-V и IV-Ш вв. до н. э. в Китае зарождается еще два религиозных течения - конфуциан­ство и даосизм. В Японии в первобытнообщинную эпоху возни­кает синтоизм.

В зависимости от роли и распространения все религии де­лятся на мировые - межнациональные и локальные - нацио­нальные.

К мировым религиям относятся христианство, ислам и буд­дизм, а к локальным (национальным) - индуизм (Индия), иуда­изм (Израиль), синтоизм (Япония), конфуцианство (Китай). Одной из первых религий был иудаизм.

Христианство возникло в начале 1 тыс. и. э. на востоке Рим­ской империи, в Юго-Западной Азии. В 1054 г. эта религия раскололась на две ветви: восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую). Они различались особенно­стями культа и организации. Так, православные имеют незави­симые (автокефальные) национальные церкви - всего их 15 (Московская, Константинопольская, Александрийская, Грузин­ская, Иерусалимская и др.). Организация католической церкви характеризуется строгой централизацией. Во главе ее стоит рим­ский пала, резиденция которого находится в Ватикане.

В XVI в. состоялась Реформация: от католицизма отдели­лась протестантская ветвь. Протестанты отказались подчинять­ся Ватикану. Между католиками и протестантами началось противостояние, и многие протестанты покинули Европу. Не случайно в странах переселенческого типа преобладают сторон­ники протестантства (в США, например, их вдвое больше, чем католиков). Но протестантство не было единым: в нем родилось несколько самостоятельных направлений - лютеране, кальви­нисты, баптисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты. Осо­бое течение в христианстве представляют несторианцы.

Считается, что общее число христиан в мире превышает 1 млрд. чел. (точного учета верующих в большинстве стран не ведется), в том числе католиков - около 600 млн., протестантов - 350 млн., православных - 75 млн. чел.

Страны с преобладанием католической веры - Италия, Ав­стрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Мальта, Португалия, Фран­ция, Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика. Довольно зна­чительную долю в общей численности населения католики со­ставляют в ряде азиатских и африканских стран: Бурунди (65%), Заир (50%), Замбия (40%), Конго (35%), Габо (60%), Гамбия (85%), Филиппины (85%). Страны с преобладанием протестант­ства - США, Нидерланды, Норвегия, Дания, Антигуа и Барбу­да, Ямайка, Науру, Австралия, ЮАР. В раде стран соседствуют католицизм и протестантство (ФРГ, Швейцария, Великобрита­ния, Канада и др.). Православие преобладает в России, на Ук­раине, в Беларуси, Сербии, Греции, Грузии и др.

Ислам возник в VII в. среди населения Аравийского полуос­трова. Нередко ислам (мусульманство) называют магометанством по имени его основателя и проповедника Мухаммеда. Эта рели­гия появилась позднее христианства и иудаизма и потому, есте­ственно, вобрала в себя немало элементов этих религий, в част­ности, веру в загробную жизнь, в рай и ад, в посмертное возда­яние. У мусульман единый бог - Аллах. Их священная книга -Коран. Они обязаны пять раз в день молиться, а также совер­шать паломничество к «святым местам». Ислам не един: суще­ствует два основных направления - суннизм и шиизм. Числен­ность мусульман определяют в 910-950 млн. чел. К территори­ям, население которых исповедует ислам, относятся Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Азербайд­жан, ряд субъектов РФ, часть населения Боснии и Герцегови­ны, Кипра. Ислам играет важную роль и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Например, в Малайзии, так же как и на Маль­дивах, ислам является государственной религией.

Наиболее известная секта суннизма - ваххабизм. На этом ре­лигиозном направлении остановимся подробнее, ибо одной из су­щественных причин чеченского кризиса является стремление ре­лигиозных фанатиков - ваххабитов расчленить Дагестан, создать ваххабитское государство со своими законами и своей идеологией. Напомним, что немало последователей ваххабизма проживает не только в Чечне, Дагестане, Ингушетии, т.е. на Северном Кавказе, но и в Татарстане, Башкортостане, ряде других регионов.

Ваххабизм - религиозное и социально-политическое учение, возникшее в Саудовской Аравии в XVIII в. Термин «ваххабизм» дан этому учению его оппонентами, сами ваххабиты называют себя единобожниками (муваххидуна), подчеркивая представле­ние об Аллахе как единственном источнике творения и покло­нения. По мнению ваххабитов, исламский мир отошел от принципов единобожия. Люди стали вносить в свою жизнь нов­шества, следовать за прогрессом в области техники, человечес­ких отношений, а это, как считают ваххабиты, самый страш­ный грех. Ведь для ваххабитов характерными являются: край­няя нетерпимость в вопросах веры и экстремизм в борьбе с иде­ологическими противниками. В ряде стран (Саудовская Ара­вия, ОАЭ, некоторые страны Африки) ваххабизм фактически стал государственной религией.

Буддизм возник в Северной Индии в VI-V вв. до н. э. и получил распространение в ряде азиатских стран - Монголии, Китае, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, отчасти в Средней Азии и Сибири. В центре буддизма -учение «о четырех благородных истинах*: страдании, его при­чине, состоянии освобождения и пути к нему. Основные на­правления — хинаяна и махаяма.

А теперь, немного о религиях локальных (национальных). Индуизм родился на основе древней религии брахманизма (транс­формация произошла во второй половине 1 тыс. до н. э.). Индуисты считают, что миром правят 3 главных бога: бог-хранитель Вишну, бог-разрушитель Шива, бог-создатель Брахма. Один из главных принципов индуизма - «Не убий живое». Не случайно в Индии, где индуизм - главная религия, коровы являются свя­щенными животными. Наряду с другими религиями, индуизм распространен в Непале, Малайзии, Бангладеш, Шри-Ланке. Всего численность индуистов - более 600 млн. чел.

Иудаизм (израилизм) исповедуют в Израиле, США, ряде ев­ропейских стран лица европейской национальности. Общая численность иудаистов - более 10 млн. чел. Религией Японии явля­ется синтоизм (исповедует около 100 млн чел.). В Восточной Азии (Китае, Корее) распространено конфуцианство. В Африке (осо­бенно в ее тропической части) значительная часть населения ис­поведует традиционные местные верования, местные культы.

Рассмотрим более детально религиозный состав населения России.

По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий, ряда локальных религий, древних политеис­тических культур и современных новообразований.

На 1 января 2002 г. в России, по данным Госкомстата, было зарегистрировано 20 тыс. религиозных объединений, включая ре­лигиозные центры и управления (в 1996 г. в России было 13 тыс. религиозных объединений).

Православие в России распространено повсеместно, практи­чески во всех регионах. Кроме верующих русских, украинцев и белорусов, православие исповедуют карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, чуваши, хакасы, якуты, шорцы, алтайцы, осетины, армяне, грузины, молдаване и другие народы.

Существуют также российская православная свободная цер­ковь, истинно-православная церковь, русская православная ста­рообрядческая церковь. Основной ареал их распространения - Москва и Московская область, Волго-Вятский район, Северный Урал, Западная Сибирь.

Второй религией по численности верующих в Россия являет­ся ислам, который появился на территории, затем вошедшей в состав России, в IX в. у волжских болгар. По оценкам, в России около 15 млн. мусульман, несколько тысяч зарегистрированных объединений. В основном это значительная часть жителей Север­ного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черке­сия, Кабардино-Балкария, Адыгея), Татарстана, Башкортоста­на. Немало мусульман среди жителей Волгоградской, Саратов­ской, Самарской, Астраханской, Пермской, Свердловской, Омс­кой и Тюменской областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

В России зарегистрировано свыше 130 объединений будди­стов. Главное духовное управление буддистов находится в сто­лице Республики Бурятия - городе Улан-Удэ. Буддизм распро­странен среди жителей республик Тыва, Калмыкия, в Агинс­ком Бурятском и Усть-Ордынском Бурятском автономных ок­ругах; буддистские общины зарегистрированы также в Москве, Санкт-Петербурге; Владимирской, Кемеровской, Самарской, Уль­яновской областях, в Красноярском крае.

Около 200 религиозных объединений относятся к римско-католической церкви (в основном эти объединения функциони­руют в крупных городах).

Весьма разнообразны и представительны религиозные тече­ния, относящиеся к протестантству; среди зарегистрированных объединений преобладают баптистские, затем идут (по числен­ности) адвентисты седьмого дня, далее — лютеране, пятидесят­ники, свидетели Иеговы и т.д. Протестантские организации функционируют в более чем 50 регионах России. Заметное вли­яние в городах имеет иудаизм.

Отметим также религиозные объединения Армянской апос­тольской церкви. Украинской православной церкви - Киевс­кий Патриархат, Сознания Кришны, мормонов, молокан. Есть, хотя и в небольшом числе, сторонники индуизма, шаманизма, язычества, даосизма и др.

Учитывая многорелигиозный состав населения России и значи­тельную роль религий в общественной жизни, в сентябре 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О свобо­де совести и о религиозных объединениях». Определяя необходи­мость принятия такого важного документа, Федеральное Собрание РФ заявило, что хотя Россия является светским государством, оно подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероис­поведания, на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений. Признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культу­ры. Федеральное Собрание подтвердило свое уважение к иным ре­лигиям - католицизму, протестантизму, исламу, иудаизму и др., которые также составляют неотъемлемую часть исторического на­следия народов России. Важно при этом содействовать достиже­нию взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах сво­боды совести и свободы вероисповедования.

В Законе особо подчеркнуто, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе­ред законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

• не вмешивается в определение гражданином своего отно­шения к религии и религиозной принадлежности и воспи­тание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ре­бенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

• не возлагает на религиозные объединения выполнение фун­кций органов государственной власти, других государствен­ных органов, государственных учреждений и органов ме­стного самоуправления;

• не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат настоящему Федеральному закону;

• обеспечивает светский характер образования в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религиозным органи­зациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, матери­альную и иную помощь религиозным организациям в реставра­ции, содержании и охране зданий и объектов, являющихся па­мятниками истории и культуры, а также в обеспечении препода­вания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреж­дениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления не сопровождается публичными рели­гиозными обрядами и церемониями. Должностные лица орга­нов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирова­ния того или иного отношения к религии.

В соответствии с конституционным принципом отделения ре­лигиозных объединений от государства религиозное объединение:

• создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персо­нал согласно своим собственным установлениям;

• не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреж­дений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах а органы государственной власти и в органы ме­стного самоуправления;

• не участвует в деятельности политических партий и поли­тических движений, не оказывает им материальной и иной помощи.

Отделение религиозных объединений от государства не вле­чет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении дела­ми государства, выборах в органы местного самоуправления, деятельности политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации впра­ве объявлять религиозные праздники нерабочими (празднич­ными) днями на соответствующих территориях.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

• по решению их учредителей или органа, уполномоченно­го на то уставом организации;

• по решению суда в случае неоднократных или грубых на­рушений корм Конституции Российской Федерации, на­стоящего Федерального закона и иных федеральных зако­нов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей це­лям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религи­озной группы в судебном порядке являются:

• нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

• действия, направленные на насильственное изменение ос­нов конституционного строя и нарушение целостности Рос­сийской Федерации;

• создание вооруженных формирований;

• пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, наци­ональной или религиозной розни, человеконенавистничества;

• принуждение к разрушению семьи;

• посягательство на личность, права и свободы граждан;

• нанесение установленного в соответствии с законом ущер­ба нравственности, здоровью граждан, в том числе исполь­зованием в связи с их религиозной деятельностью нарко­тических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

• склонение к самоубийству или отказу по религиозным мо­тивам от оказания медицинской помощи лицам, находя­щимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

• воспрепятствование получению обязательного образования;

• принуждение членов и последователей религиозного объе­динения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

• воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здо­ровью, имуществу, если есть опасность реального ее ис­полнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

• побуждение граждан к отказу от исполнения установлен­ных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Отметим также, что (согласно Федеральному закону) на тер­ритории регионов России могут открываться представительства иностранных религиозных организаций, но они не могут зани­маться культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установ­ленный Федеральным законом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этнический и религиозный состав населения мира | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.