Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Экологическая безопасность России

 

Правовую основу обеспечения экологической безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает право граждан на …

Вместе с тем Конституция РФ формулирует требования …

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» выделяет экологическую безопасность в качестве самостоятельного вида безопасности. Такой подход по мнению Ю.Н. Платонова представляется верным, поскольку подчеркивает комплексный, интегральный и базисный характер экологической безопасности[7].

Федеральный закон даёт определение понятия «экологическая безопасность»: экологическая безопасность – это состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [8].

Негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности человека состоит в истощении природных ресурсов, загрязнении природной среды (атмосферного воздуха, почвы, водной среды) различными выбросами (загрязнения, шумы, излучения и т.п.).

На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов.

Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года называет экологию живых систем и рациональное природопользование в числе приоритетов устойчивого развития России.

Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

- сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты;

- ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Правовую основу обеспечения экологической безопасности составляют Конституция РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другие федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента, Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации[9], органов местного самоуправления.

Обеспечение национальной безопасности в экологической сфере достигается за счёт сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.

В состав системы органов обеспечения национальной безопасности в экологической сфере входят:

- Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности;

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

- соответствующие подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- соответствующие службы в структуре органов местного самоуправления.

Действуя на основе утверждённых положений, указанные органы обеспечивают решение вопросов экологической безопасности на федеральном, региональном уровне и на уровне отдельного муниципального образования.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности в соответствии с утверждённым Положением[10] осуществляет следующие функции:

- выявление и оценка внутренних и внешних угроз экологической безопасности Российской Федерации, подготовка предложений Совету Безопасности по их нейтрализации;

- оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности Российской Федерации;

- подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности промышленных объектов, транспорта, сельскохозяйственного производства и других отраслей экономики, с уничтожением химического, ядерного и других видов оружия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблагополучия на территории Российской Федерации;

- рассмотрение проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности;

- анализ информации о состоянии экологической безопасности Российской Федерации, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности;

- подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по проектам его решений, а также подготовка информационно-аналитических материалов к заседаниям Совета Безопасности по вопросам обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

- подготовка предложений Совету Безопасности по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях решения оперативных, среднесрочных и долгосрочных задач разработки и реализации концептуальных и доктринальных документов в области экологической безопасности Российской Федерации;

- участие в подготовке предложений и рекомендаций Совету Безопасности по вопросам организации стратегического планирования в Российской Федерации;

- анализ эффективности работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению решений Совета Безопасности, направленных на обеспечение экологической безопасности Российской Федерации, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности;

- подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности Российской Федерации;

- организация проведения по поручению Совета Безопасности экспертизы проектов решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся экологической безопасности Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим решение вопросов экологической безопасности, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)[11]. Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

- изучение, использование, воспроизводство и охрана природных ресурсов (включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания);

- охота;

- гидрометеорология и смежные с ней области;

- мониторинг окружающей природной среды, её загрязнения;

- регулирование радиационного контроля и мониторинга;

- охрана окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;

- особо охраняемые природные территории;

- государственная экологическая экспертиза.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему:

- Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

- Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

- Федерального агентства водных ресурсов

- Федерального агентства по недропользованию.

В пределах своей компетенции Министерство обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере его деятельности.

Практическая деятельность по обеспечению экологической безопасности ведётся по следующим направлениям:

- государственный экологический мониторинг;

- сохранение и восстановление окружающей среды;

- предупреждение и предотвращение преступлений экологической направленности.

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – это комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Обязанности по экологическому мониторингу исполняет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и её подразделения.

Сохранение и восстановление окружающей среды – это комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения требуемых параметров качества среды обитания человека (воздушного, водного бассейнов, почв). Эти мероприятия должны предусматривать:

- неуклонное снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

- компенсационно-восстановительные мероприятия.

Снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду достигается путём внедрения современных технологий очистки газовых выбросов и переработки (утилизации) твёрдых и жидких отходов производства.

Компенсационно-восстановительные мероприятия предусматривают восстановление лесов, расчистку водоёмов, повышение плодородия почв и т.д.

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года предусматривает сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В Белгородской области реализуются долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»[12], проект «Зелёная столица», предусматривающий массовое озеленение территорий, создание комфортных и привлекательных условий проживания населения, значительное улучшение экологической обстановки, ландшафтного обустройства массивов индивидуальной жилищной застройки, пригородных жилых кластеров, дворовых территорий[13].

Важное значение в реализации мер экологической безопасности имеет правосознание и правомерное (экологичное) поведение граждан. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает обязательность необходимой экологической подготовки для руководителей и специалистов организаций, экологическое просвещение граждан.

Закон предусматривает ответственность за посягательства на экологическую безопасность – от административной до уголовной. По мнению Р.Ф. Ярмухамедова в связи с обострением экологического кризиса эта ответственность должна только усиливаться[14]. С этой точкой зрения согласны и другие исследователи[15]. В этой связи должна также возрастать роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности России[16].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Техногенного и природного характера | Вопрос 3. Правовой режим чрезвычайного и военного положения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.