КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. МЧС России в системе её национальной безопасности
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Правовую основу деятельности МЧС России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также утверждаемое Президентом Российской Федерации Положение о Министерстве[18]. Руководство деятельностью МЧС России осуществляет Президент Российской Федерации[19]. Согласно Указу Президента РФ основными задачами МЧС России являются: 1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; 2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;
3) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; 4) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области; 5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Полномочия МЧС России формулирует раздел IV Положения о Министерстве. МЧС России в пределах своей компетенции: 1) издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; 2) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны; 3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач; 5) привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций; 6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской; 7) определяет перечень должностных лиц органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и должностных лиц органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и организует их деятельность; 8) осуществляет в установленном порядке полномочия, связанные с деятельностью МЧС России за рубежом; 9) осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 10) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, заказчиком которых является МЧС России; 11) заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.
Одним из основных направлений деятельности МЧС России является реализация единой государственной политики в области гражданской обороны. Согласно Федеральному закону гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[20]. Основными задачами в области гражданской обороны согласно Федеральному закону являются: - обучение населения в области гражданской обороны; - оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; - борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; - санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - срочное захоронение трупов в военное время; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно Указу Президента входят: - центральный аппарат; - территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; - федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; - спасательные воинские формирования МЧС России; - Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; - аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Вопросы пожарной безопасности регулирует соответствующий Федеральный закон[21]. В соответствии с утверждённым Положением[22] Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы представляет собой разветвлённую структуру, в состав которой входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, структурные подразделения территориальных органов МЧС России, органы государственного пожарного надзора, пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения, а также вспомогательные (обеспечивающие) подразделения и подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе. Основными задачами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы являются: 1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов; 2) организация и осуществление профилактики пожаров; 3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах; 4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности; 6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций; 7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности. Благодаря созданной системе сотрудники МЧС России на пожарах, при ДТП, происшествиях на воде и других чрезвычайных ситуациях в 2011 году спасли 195,6 тысячи человек, а за 20-летнюю историю МЧС России спасло более одного миллиона человек, обезвредило свыше 1,2 миллиона взрывоопасных предметов, из них более 450 тысяч авиабомб. Российские спасатели приняли участие в более чем 400 гуманитарно-спасательных операциях за рубежом в более чем 70 странах мира[23]. Всероссийский центр «Антистихия» совершенствует методики предсказания природных катаклизмов (землетрясения, наводнения, цунами и т.п.). «Узким местом» остаётся предупреждение и ликвидация масштабных лесных пожаров, приносящих огромный ущерб экономике и экологии страны. Государство предпринимает меры, направленные на минимизацию ущерба путём оснащения противопожарной службы соответствующей техникой, включая робототехнику[24]. Однако многое зависит от сознательности и поведения в лесу отдельных граждан, соблюдения ими правил пожарной безопасности во время пребывания в лесах. Решению этой задачи должен способствовать Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 № 100-ФЗ. Заключение. Мы рассмотрели конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности России в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также в условиях чрезвычайного положения. Анализ соответствующей нормативно-правовой базы показывает: если по своему происхождению указанные явления различаются, то содержание деятельности, связанной с преодолением указанных ситуаций, оказывается практически одинаковым. Эта деятельность направлена на обеспечение безопасности государства и граждан, преодоление и ликвидацию негативных последствий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения. Причины техногенных аварий и катастроф зачастую имеют вполне объяснимую человеческую природу. Аварии в обыденной жизни зачастую являются следствием расхлябанности и безответственности отдельных недобросовестных граждан, позволяющих себе в нетрезвом виде сесть за руль автомобиля, встать к станку или выйти на стройку; будучи трезвыми, злостно нарушать правила дорожного движения и иные правила личной и общественной безопасности. Причина многих аварий на производстве – безответственность руководителей, их нежелание потратить копейку на создание безопасных условий труда. Однако и в том и другом случаях подобные ситуации сопровождаются появлением пострадавших и жертв, порой многочисленных. Вне зависимости от причин и характера чрезвычайных ситуаций они несут людям убытки, горе, нередко смерть. Огромный ущерб при этом несёт и государство, вынужденное нести материальные и финансовые затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Важная роль в предупреждении чрезвычайных ситуаций принадлежит государству, руководителям предприятий и организаций, всем гражданам Российской Федерации. Для этого на всех уровнях должны воспитываться соответствующие качества, позволяющие грамотно оценивать и прогнозировать развитие обстановки, профессионально предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций, умело ликвидировать их последствия. Особая роль в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении правового режима чрезвычайного и военного положения принадлежит органам внутренних дел и их сотрудникам. Органы внутренних дел, сотрудники этих органов в соответствии с законом «О полиции» призваны обеспечивать общественный порядок при проведении массовых мероприятий, на выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, активно участвовать в обеспечении режима чрезвычайного и военного положения на соответствующей территории. Не менее значимой является работа участковых уполномоченных. По отношению к местному населению участковый уполномоченный должен быть не только блюстителем закона, но и воспитателем, прививающим гражданам умения и навыки безопасной жизни, организатором при необходимости ликвидировать последствия пожара, иного стихийного бедствия, первым помощником пострадавшему от стихийного и иного бедствия вне зависимости от его природы. В условиях военного положения на участковых уполномоченных ложатся дополнительные обязанности по предотвращению паники среди населения, выявлению и пресечению деятельности асоциальных элементов и вражеских шпионов. Практика, опыт Великой Отечественной войны приводят немало примеров самоотверженного служения людям сотрудниками органов внутренних дел. Наша задача – равняться на таких людей и следовать их примеру.
[1] См.: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. – Статья 1. [2] Указанный порядок регламентирует статья 13 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ. [3] См.: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. – Статья 4. [4] См.: Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий / Утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868. [5] См.: Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации / Утверждён Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495. – Ст.ст. 341 – 348. [6] См., например: Закон Белгородской области от 23.09.1998 № 41 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановление правительства Белгородской области от 06.07.2009 № 238-пп «О подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Белгородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановление правительства Белгородской области от 26.01.2007 № 11-пп «Об утверждении Положения о порядке оповещения и информирования населения Белгородской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и др. [7] См.: Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. - № 8. [8] См.: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. – Ст. 1. [9] См., например: О межведомственной областной комиссии экологического контроля и охраны окружающей среды / Постановление главы администрации Белгородской области от 13.09.2002 № 365; Положение о порядке организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Белгородской области / Утверждено постановлением правительства Белгородской области от 9 августа 2010 г. № 265-пп. [10] См.: Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности / Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590. [11] См.: Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации / Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404. [12] См.: О долгосрочной целевой программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» на 2012 – 2014 годы / Постановление правительства Белгородской области от 24.10.201 № 388-пп. [13] См.: О создании рабочих групп по реализации направлений проекта «Зеленая столица» / Распоряжение губернатора Белгородской области от 19 февраля 2010 года № 91-р. [14] См.: Ярмухамедов С.Ю. Посягательство на экологическую безопасность // Законность. – 2009. - № 12. [15] См., например: Кичигин Н.В. и др. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. – 2010. - № 9. [16] См.: Таловеров С.Ю. Роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности на современном этапе развития России // Юридический мир. – 2009. - № 10. [17] См.: Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ. [18] См.: Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий / Утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868. [19] См.: [20] См.: Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ. [21] См.: Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ. [22] См.: Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы / Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385. [23] См.: Сотрудники МЧС спасли почти 200 тысяч человек в различных ЧС за год – М.: РИА Новости, 26.12.2011. [24] См.: Гальчева А. Самолеты-амфибии Бе-200 переоснастят к началу пожароопасного периода – М.: РИА Новости, 26.12.2011.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |