КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическое развитие России
План Россия в первой половине XIX в. Тема 5 Лекция 1: Тенденции развития всемирной истории в XIX в. Список использованных источников 1. Единые правила безопасности при взрывных работах. – М., 2002. 2. Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом. – М., 1995. 3. Листков В. Б., Кормачев А. В., Хараман С. В. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел для действий в районе вооруженного конфликта: учебно-практическое пособие. – Омск, 2002. 4. Кормачев А. В. Использование современных средств вооружения и систем обеспечения боевых подразделений специального назначения в зонах локальных конфликтов: Материалы международного технологического конгресса. – Омск, 2001. 5. Рудник В. М., Листков В. Б., Чичин С. В. Альбом схем по специальной тактике: учебно-наглядное пособие. – Омск, 2007. 6. Костылев А. О. Основы инженерного обеспечения выполнения оперативно-служебных задач органами внутренних дел:учебное пособие. – М., 2008. 7. Турушев А. А., Листков В. Б., Чичин С. В., Пегушин А. А., Войлошников Д. К., Ворожцов М. А. Оборудование инженерных и фортификационных сооружений: учебное пособие. – Омск, 2006.
1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке 2. Эволюция системы государственного управления Российской империи 3. Социально-экономическое развитие России
В Европе и Северной Америке XIX век – это век утверждения индустриальной цивилизации. Ее отсчет ведется с промышленного переворота. Промышленный переворот – явление технико-экономического характера, связанное с переходом мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в основе которого – машины. Промышленный переворот стал, во-первых, качественным скачком в развитии производительных сил, во-вторых, он резко изменил все общественные отношения. Критерием, определяющим начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы (в Англии – 80-е гг. XVIII в., во Франции – конец XVIII в., в Германских государствах – 20-50-е гг. XIX в.). Колыбелью промышленной революции стала Западная Европа. Именно там сформировались предпосылки промышленного переворота: мануфактура как фундамент для использования машин; кадры рабочих; развитие естественных наук и технические изобретения; первоначальное накопление капитала; аграрный переворот. Англия стала лидером в промышленном перевороте, потому что все необходимые для этого предпосылки там сочетались наиболее благоприятным образом. Однако в каждой стране имелись свои особенности этого процесса. Во Франции индустриализация проходила более медленно, чем в Англии, так как преобладание мелких крестьянских хозяйств ограничивало емкость ее внутреннего рынка. Франция совершила буржуазную революцию на сто лет позже, чем Англия. Три обстоятельства определили особенность промышленного переворота в Германии: первое – страна до 1870 г. была раздробленной; второе – объединение страны осуществлялось сверху; третье – промышленный переворот происходил задолго до буржуазной революции и потому неравномерно, в этом процессе велика была роль государства. Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, можно проследить его определенную последовательность. 1. В Англии, как и в других странах Европы и США, промышленный переворот и последующая индустриализация начались в легкой промышленности. 2. Новые методы организации производства в легкой промышленности постепенно стали внедряться в других отраслях. 3. Появление особых отраслей промышленности – машиностроения и станкостроения. 4. Массовое распространение машин и фабричного производства привело к окончательной победе над ремеслом. Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гг. XIX в., во Франции и США – к началу 70-х гг., в Германии и Австро-Венгрии – к концу 80-х гг. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в. Промышленный переворот имел важные последствия. Принципиально изменились техника, технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, электротехническая и др. Началось развитие технических наук как отдельной отрасли знания. Техническая база обеспечивала быстрое внедрение научных открытий. Индустриализация вызвала резкий рост производительности труда, объема выпускаемой продукции, валового национального дохода. Ускорились темпы урбанизации. Изменились размещение производительных сил, социальная структура общества. Если к началу XIX в. в городах мира проживало 3% населения, то в 1900 г. – 13,6%. В ведущих странах рабочие составляли более 50% населения, а в Англии – 70%. Повысился удельный вес и политическое влияние промышленников. В результате роста промышленного производства изменились характер и структура потребления, повысился уровень жизни населения. Серьезные изменения произошли и в духовной жизни. В европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни. Формирование национальных буржуазных государств. В Европе образовались огромные империи (Австрийская, Оттоманская, Российская). Развитие капитализма оказало влияние на национально-государственное устройство Европы. Имея экономическое могущество, национальная буржуазия стремилась к обретению самостоятельной государственности, политическому единовластию. Она решала эту задачу в ходе второй (20-30-е гг. XIX в. в Сицилии, Бельгии, Франции и др.), третьей (1848-1849 гг. – в большинстве стран Европы) и четвертой (50-е, 70-е гг. – Италия, Франция и др.) революционных волн. Процесс создания самостоятельных буржуазных национальных государств прошел ряд периодов. Первый (XVIII – первая половина XIX вв.) сопровождался борьбой за национальное освобождение. Импульсом к развертыванию освободительных движений стала Великая французская революция. Греция получила независимость в результате национально-освободительной борьбы (1821г.) и русско-турецкой войны (1825–1829). Бельгия, находившаяся в составе Австрийской империи, обрела независимость в результате восстания 1830 г. Второй период создания независимых национальных государств (середина XIX – начало XX вв.) характеризовался обострением национального вопроса в полиэтнических государствах. 1848–1849 гг. – время революций в Венгрии, Чехии и развития освободительного движения славянских народов. Австрия в 1867 г. была вынуждена принять программу национального устройства. В результате этого Австрийская империя была переименована в Австро-Венгрию; определены границы между двумя ее частями; Австрия и Венгрия создали свои законодательные органы. Этот союз не обеспечивал равных прав другим славянским народам в составе Австро-Венгрии. С середины XIX в. обострился Балканский кризис. Это был и вопрос о судьбе славянских народов Балкан, которые входили в состав Австро-Венгерской и Оттоманской империй. Решающую роль в его решении сыграла Россия. Так, Черногория и Сербия стали независимыми в ходе русско-турецкой войны 1877–1879 гг. Молдавия и Валахия объединились в единое государство Румынию. В 1878 г. Болгария была освобождена от турецкого ига и в 1908 г. обрела независимость. Однако народы Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии оставались под чужеземным игом. В 1870-1871 гг. завершился процесс объединения ранее раздробленных государств. В Германии этот процесс шел «сверху», в Италии – «снизу», путем национально-освободительной войны против Австрийского государства. В 1905 г. в результате референдума произошло отделение Норвегии от Швеции. В начале XX в. процесс образования национальных буржуазных государств в Европе был в основном завершен; национальный вопрос все больше трансформировался в национально-политический. Борьба за демократизацию политической системы. Создание новой буржуазной государственности включало в себя установление новых форм политической власти, демократического государственного устройства. В ходе английской и французской буржуазных революций, войны за независимость в США были выдвинуты важнейшие демократические принципы: право человека на свободу и равноправие, суверенитет народа, идея правового демократического государства, опирающегося на разделение властей, и др. Острота политической борьбы в ходе революций и после их завершения объяснялась не только сопротивлением феодальных классов. Крупная буржуазия, борясь за власть, не стремилась делиться ею, расширять демократические права участников революции. В Италии, Пруссии, Австро-Венгрии установились различные формы буржуазно-помещичьей конституционной монархии. Чтобы окончательно установить республиканскую форму правления, во Франции произошли три революции, было принято больше 10 конституций. В стране сложилась специфическая форма господства крупных слоев буржуазии (бонапартизм – реакция на революцию 1848г.). Характерные черты бонапартизма – опора на армию, полицейско-бюрократическую машину, сохранение парламента. В Германии бонапартизм прослеживался в политике ее канцлера. В Англии – стране классического парламентаризма, шла политическая борьба за демократизацию избирательных законов. В ходе острых политических боев и революций утвердилась система парламентаризма, расширились демократические права. Политические партии и общественные движения. Образование буржуазных государств сопровождалось созданием новых политических партий, развитием общественных движений. Почти повсеместно в системе политических партий были представлены три крыла: консервативное, радикально-демократическое и либеральное. Консервативные партии были реакцией на Великую французскую революцию. Первоначально они стремились восстановить монархию, вступив в союз с церковью и армией (Франция, Германия, Италия). По мере развития капитализма партии превращались в консервативно-реформистские, буржуазно-аристократические. Либеральные партии отстаивали конституционализм, демократические права, частную собственность. В 30-40-е гг. на арену политической борьбы вышел рабочий класс. Рабочее движение возникло в результате политического и экономического бесправия пролетариата. Оно было представлено в следующих формах: «чартизм» (Англия), забастовки, митинги, демонстрации, профсоюзное движение и др. Борьба носила в основном экономический характер. Теоретические и идейные основы рабочего движения были разнообразны и пестры. В 30-40-е гг. было сильно влияние «чартизма», утопического рабочего коммунизма (Э. Кабе, Т. Дезами – во Франции, В. Вейтлинг – в Германии) и утопического социализма (Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн). В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс сделали попытку научного обоснования социализма. Главной идеей «Манифеста Коммунистической партии» (1848) стало революционное уничтожение капитализма и частной собственности. В «Манифесте» обосновывалась миссия пролетариата как могильщика капитализма. Наряду с марксизмом развивались и другие социалистические течения: прудонизм, бланкизм, лассальянство. Возникновение социалистических учений, формирование международных социалистических организаций (Первого (1864) и Второго (1889) Интернационалов), образование социалистических партий (в конце XIX в. они действовали в 21 стране и насчитывали более 300 тыс. чел.), особенно влиятельных в Германии и Франции, стало важным фактором эволюции рабочего движения. Появление партий и движений оказало влияние на формирование политических систем буржуазных государств и содействовало развитию демократических начал в жизни индустриального общества. Итак, конец XVIII-первая половина XIX вв. в Европе и Северной Америке – это период утверждения индустриальной цивилизации, формирования национальных буржуазных государств, политических партий и общественных движений, борьбы за демократизацию политической системы. 2. Эволюция системы государственного управления XIX столетие – завершающий этап тысячелетней истории России, последний век самодержавного управления на началах абсолютизма, который достиг своего апогея. Самодержавие олицетворяло и выражало интересы дворянской империи. Это определяло его консервативную природу, обусловленную стремлением уберечь Россию от государственно-управленческих новаций Запада (конституции, разделения властей, парламента, правового устройства управления). Однако сложившаяся историческая ситуация усиливала необходимость радикальной реорганизации системы управления. В России в первой половине XIX в. шел поиск путей совершенствования государственного управления. Столкнулись традиционалистская и модернистская концепции отношения к судьбе управления. Сторонники традиционализма исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить основу самодержавного управления – абсолютизм, допускали, как вынужденные, отдельные административные изменения, но с сохранением незыблемости строя. Сторонники модернизации России предлагали осуществить либерализацию власти и управления на конституционных началах, учредить выборные представительные органы, обеспечить многосословность в управлении. Как изменялось состояние государственного управления, насколько адекватным оно было потребностям и возможностям исторической ситуации первой половины XIX века? Для россиян XIX век начался с дворцового переворота, гибели Павла I и прихода на престол Александра I (1801-1825). Очевидно, по своим взглядам он был умеренным либералом. Была восстановлена упраздненная Павлом I традиция рассмотрения крупных вопросов внутренней и внешней политики, проектов преобразований в кругу доверенных государственных мужей. Первоначально такие вопросы обсуждались «Негласным комитетом» (1797–1803), состоящим из друзей Александра I (В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский). Постепенно деятельность этого комитета сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. В 1801–1809 гг. действовал «Совет непременный», учрежденный как законосовещательный орган при императоре, в составе 12 сановников, назначенных Александром I. Заметным явлением в поисках эффективного механизма управления стало стремление императора опереться на силу закона, его верховенство. Закладывалась тенденция единства закона и управления, упорядочения законодательства, придания самодержавному управлению законной формы. Усилению законности в управлении должна была способствовать реформа Сената. К началу XIX в. Сенат имел громоздкую структуру, слабо действующий аппарат. Указ «О правах и обязанностях Сената» (8.09.1802) объявил Сенат хранителем законов. Сенат был восстановлен в своих правах верховного органа империи. Он являлся высшим административным, судебным и контролирующим органом. Его власть была ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора. Сенату были подчинены высшие, центральные органы управления, судебная система. Являя собой высший орган суда и надзор, Сенат должен был утверждать законность во всех исполнительных структурах управления. Реформа Сената, изменение его функций на протяжении первой половины XIX в. были направлены на усиление самодержавного управления. Не был реализован проект управления разделения Сената на Правительствующий и Судебный (М.М. Сперанский, 1811). Роль Сената в управлении ограничивали Собственная е.и.в. канцелярия, Комитет министров, а также создаваемые по важным государственным вопросам чрезвычайные органы. Постепенно Сенат превратился в высшее судебное учреждение. Наиболее значительным изменениям подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям времени. «Непременный совет» осознавал потребность в более гибком исполнительном управлении. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления. Министерской системе управления присущи такие основные черты, как единоначалие, персональная ответственность, исполнительность, строгая ведомственная подчиненность по вертикали, четкие рамки отраслевого управления, конкретность функций и др. Принципиальная основа нового устройства управления отражена в манифесте «Об учреждении министерств» (8.09.1802). Во-первых, в нем подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I. Во-вторых, учреждение министерств мотивировано необходимостью приведения всех частей государственного управления в прочное и намерению императора соответственное устройство. В-третьих, государственными делами должны были управлять восемь министерств. В-четвертых, каждое министерство, согласно манифесту, ведало определенной частью государственных дел, а все вместе они должны обеспечивать единство управления. В-пятых, министры назначаются императором, представляют императору через Сенат ежегодные письменные отчеты. В-шестых, Сенату надлежало рассматривать деятельность министров, представлять доклады императору. Возвеличивание императорской власти, усиление роли законности, реорганизация Сената, создание министерств составили первый период административных реформ Александра I. Второй период связан с деятельностью М.М. Сперанского. С 1807 г. он являлся статс-секретарем и ближайшим советником Александра I. М.М. Сперанский помог императору усилить контроль над высокопоставленными государственными служащими, которые претендовали на чиновно-бюрократическую самостоятельность (Указ 3.04.1809). Нашумевшим оказался и подготовленный им втайне Указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советники» (6.08.1809). Он стимулировал получение высшего образования представителями широких дворянских кругов и продвижение их по чинной иерархической лестнице. Разрабатывая план государственных преобразований, М.М. Сперанский надеялся на радикально-эволюционный путь развития России с помощью преобразования всех составных частей и уровней управления. Что предлагалось? 1. Сохранить монархическое правление. Монарх – глава государства, носитель державной власти. 2. Создать при монархе Государственный совет как особое высшее законосовещательное учреждение. 3. Сочетать с верховенством монарха разделение ветвей власти. Составить управление из трех вертикалей учреждений – законодательных, исполнительных, судебных, имеющих выборный характер. Законодательная вертикаль: а) волостная дума – из всех земельных собственников волости и депутатов от государственных крестьян (по одному от 500 душ), выбирающая волостное управление и депутатов в уездную думу на 3 года; б ) уездная дума, выбирающая уездное правление и депутатов в губернскую думу; в ) губернская дума, выбирающая губернское правление и депутатов Государственной думы; Исполнительная вертикаль: а) вершина исполнительной власти – министры, назначаемые монархом; б) губернатор – в губернии, назначаемый монархом, и при нем губернское правление; в) вице-губернатор, назначаемый сверху, и при нем областное правление; Судебная вертикаль с высшей судебной инстанцией – Сенатом, губернскими, окружными, уездными, волостными судами, при выборности судей.
Государственный совет призван был объединять деятельность трех управленческих вертикалей и тем самым обеспечивать законность и единство государственного управления при верховной власти монарха, представлять ему на утверждение все рассмотренные Государственной думой и Государственным советом проекты. 4. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав. Политические права предоставляются тем, кто имеет недвижимую собственность. Таким образом, возможность влиять на систему власти появилась не только у аристократии, но и у средних слоев общества. 5. Провозглашалась идея правового государства: правит закон, а не люди. М.М. Сперанский намеревался обеспечить эффективность государственного управления через сочетание монархического и выборного представительства сословий в государственном управлении, разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной вертикалей власти, разумное законодательство. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление консерваторов, да и Александр I охладел к либеральным идеям. Однако по плану М.М. Сперанского был создан Государственный совет (1.01.1810) – высший законодательный орган при императоре. Члены Госсовета и председатель назначались императором. Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, комиссии составления законов; государственную канцелярию с госсекретарем. Первым госсекретарем стал М.М. Сперанский. Однако Госсовет не стал единственным органом законотворчества. Многие законопроекты утверждались царем, минуя Госсовет, по докладам председателя Комитета министров, председателей различных советов и комитетов. Идея введения в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с укоренившимся традиционным произволом российского абсолютизма. В 1811 г. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским «Общее учреждение министерств», завершившее реформу, начатую в 1802 г. Были четко определены структура и функции министерств, регламентировались их взаимоотношения с другими органами власти, усилен исполнительный характер отраслевого управления. В 1812 г. учрежден Комитет министров с особой властью по всем делам государственного управления на время отсутствия императора в столице. В состав Комитета входили представители департаментов Госсовета, министры, чины министерских управляющих структур. Председатель Государственного совета стал одновременно и председателем Комитета министров. Комитет имел характер совещания монарха с доверенными высокопоставленными чиновниками по вопросам согласования действий нескольких министерств. Административные реформы 1801-1812 гг. повлияли на состояние высшего и центрального управления, способствовали проявлению ведомственно-линейного принципа, централизации управления. Оформилась исполнительная власть, и появился зародыш будущей законодательной. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей. Послевоенная волна либерализма обернулась дарованной Александром I конституцией Царству Польскому. Этот факт рассматривался как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект российской конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А Вяземским (1820) и предусматривал федеративное устройство государства, создание парламента, разделение административной власти и суда. Однако проект не был обнародован. К началу 20-х годов XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и ограничивается некоторым подновлением существующей системы. Курс правительства становится, по одним определениям, «консервативным», по другим – «реакционным». Крах государственного либерализма привел к противопоставлению правительству радикального крыла дворянской оппозиции. В качестве альтернативы самодержавию идеологи декабристов П. Пестель и Н. Муравьев выдвинули проекты конституций России, в которых использовали некоторые идеи М. Сперанского. Николай I, сменив Александра I на престоле, сурово расправился с носителями идей радикального изменения правления и управления обществом, объявил преступной идею конституции, всесословного представительства во власти, сосредоточил все рычаги управления в своих руках, придал государственному управлению ярко выраженный политический характер. В качестве главной задачи Николай I поставил сохранение самодержавия. Была усилена личная роль монарха в государственном управлении. Он сосредоточил в своих руках через высшие и центральные органы распорядительные и исполнительные функции, установил мелочную опеку над органами местного управления. Ключевым органом в государственной структуре становится Собственная е.и.в. канцелярия, которая возглавила законодательство и всю систему управления. Здесь и в специальных комитетах разрабатывались законопроекты. Роль Государственного совета была принижена. Законы принимались и помимо него. В 1826-1842 гг. была изменена структура канцелярии, создано Первое отделение Собственной е.и.в. канцелярии готовило проекты указов, контролировало исполнение «высочайших повелений», управляло кадрами чиновной бюрократии. Второе отделение обобщало, кодифицировало законодательство. Третье отделение вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всем государственным аппаратом, являлось органом внесудебной расправы. Четвертое отделение являлось канцелярией императрицы с попечительскими функциями над благотворительными и учебными заведениями. Пятое отделение создано специально для реформирования управления государством (1836). Оно упорядочило крестьянское самоуправление (на рубеже 30-40-х гг). Шестое отделение разрабатывало административные реформы для Кавказа. Собственная е.и.в. канцелярия стала орудием абсолютистского управления. При Николае I была проведена уникальная систематизация законов. Второе отделение Собственной е.и.в. канцелярии при участии М.М. Сперанского проработало более 30 тыс. документов. В 1832 году завершена публикация свода законов Российской империи. В отдельные тома были объединены законы о высшем, центральном и местном управлении. Родилась система российского права, составившая основу государственного управления. Реорганизованное в первой половине XIX в. центральное управление просуществовало, с небольшими изменениями, вплоть до 1917 г.
Высшее и центральное управление в первой половине XIX в.
Таким образом, в первой половине XIX в. совершенствовалось государственное управление, произошла замена коллежской системы министерской, формировался ведомственно-линейный принцип, связывающий всю вертикаль отраслевого управления, изменилось высшее и центральное управление при усилении императорского влияния. В силу факторов объективного и субъективного характера императорско-абсолютистское управление обретало кризисные черты, что вызывало потребность нового этапа перестройки всей системы государственной власти и управления. В первой половине XIX в. население Российской империи увеличилось вдвое и составляло более 70 млн. человек. Оно делилось на две группы сословий. 1. Привилегированные сословия: дворянство, духовенство, купечество. Дворяне имели право на владение родовым гербом, пользовались монопольным правом (с 1746) на владение землями и крепостными крестьянами; освобождены от телесных наказаний, рекрутчины, от уплаты подушной подати (1722). Юридически оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в.. Духовенство разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из монахов назначались высшие священнослужители. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Купечество было разделено на 3 гильдии. Оно освобождалось от телесных наказаний, рекрутчины и некоторых податей. 2. Податные сословия: мещане, крестьяне, казачество. Мещане -ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники, платили высокую подать, поставляли рекрутов в армию и не освобождались от телесных наказаний. Крестьянство (90% населения) разделялось на три группы: помещичьи, удельные, государственные. Казачество составляло 1,5 млн. человек. К середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск (для охраны границ). Основой экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия в это время стала «житницей Европы». Александр I и Николай I осознавали необходимость отмены крепостного права, но понимали, что большинство дворян против освобождения крестьян. Александр I неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Им были сделаны некоторые шаги в этом направлении. 1. Запрещена раздача и продажа государственных крестьян в частные руки (1801). Таким образом, было приостановлено увеличение числа крепостного населения. Однако это не означало, что государственные крестьяне были гарантированы от перевода их на положение крепостных. В 1810-1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки все же было продано десять тысяч душ мужского пола, в Белоруссии и на Правобережной Украине широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян. 2. Ограничена продажа крестьян: запрещено публиковать объявления о продаже дворовых (Указ 1801 г.); продавать крестьян на ярмарках «в розницу», то есть без семьи, без земли (Указ 1808 г.); ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки (Указ 1809 г.). Однако указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права, носили паллиативный характер. 3. Указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину. Реальные результаты Указа 1803 г. были незначительными. За время царствования Александра I заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян, то есть менее 0,5%. Всего же за время действия этого указа (до 1858 г.) выкупились 152 тыс. душ – 1,5%. Это объяснялось следующими причинами: нежеланием многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп и тяжелыми финансовыми условиями выкупа. Цена выкупа одной души составляла 100 руб. серебром, то есть 15-20 годовых оброков. 4. В 1804-1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Остзейском крае – в Латвии и Эстонии. Отмена крепостного права распространялась на крестьян – «дворохозяев» (необщинников). Они получали полную свободу, но без земли. Крестьяне – «дворохозяева» объявлялись держателями земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или платить оброк. «Положение о лифляндских крестьянах» (1804), распространенное и на Эстонию (1805), ограничивало власть помещика над крестьянами. 5. Второй этап проведения крестьянской реформы начался в Считая необходимым распространить «либеральные начала» на всю империю, Александр I в 1818 году поручил двенадцати сановникам разработать проект отмены крепостного права для русских губерний. Проекты решения крестьянского вопроса П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова, В.Н. Каразина, П.А. Вяземского, Н.Г. Репнина объединял принцип постепенного освобождения крестьян и соблюдения экономических интересов помещиков. Проект А.А. Аракчеева предусматривал поэтапный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землей (лишь 2 десятины на ревизскую душу), но на условиях ее аренды. В 1819 г. Специальный секретный комитет под руководством министра финансов Д. Гурьева предложил допустить существование в России «разных родов собственности». Проекты А. Аракчеева и Д. Гурьева были одобрены Александром I, но оставались совершенно секретными. Нерешительность императора в реализации подготовленных проектов объяснялась отсутствием поддержки в дворянских кругах. Таким образом, в России сохранялось крепостное право, господство корпоративности (община, уравнительные принципы). С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически к 1825 году 374 тысячи крестьян и украинских казаков потеряли личную свободу. Военные поселения превратились в вид крепостной неволи. В особенно тяжелом положении была помещичья деревня. Реакционный политический курс, проводимый царским правительством после 1820 года, привел к отмене утвержденных в первые годы царствования Александра I законодательных актов, которые сдерживали произвол помещиков по отношению к своим крепостным крестьянам (указы 1822-1823гг). Вновь подтверждалось право помещиков ссылать крестьян «за предерзостные поступки», крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость своих господ, возбуждать «иски о воле». Николай I, пришедший к власти через сопротивление мятежных декабристов на Сенатской площади, стремился опереться на силы традиционализма. Установив бдительный контроль государства над обществом, он в тоже время понимал необходимость перемен в стране, осознавал несовместимость крепостничества и ускоренного развития России. Само крестьянство постоянно «напоминало» о себе разраставшимися с каждым десятилетием бунтами. Николай I считал крепостное право социально опасным, но указывал на несвоевременность его отмены. Поэтому проводимые меры по решению крестьянского вопроса носили паллиативный характер. Было издано более 100 законодательных актов. 1. Запрещено продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян (Указ 1827); отдавать крестьян на заводы (Указ 1827); продавать крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств»; переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы (Указ 1833); покупать крестьян без земли дворянам, не имевшим имений (1841). Указы были направлены против обезземеливания крестьян. 2. Определены меры, направленные на смягчение крепостного права: ограничение права помещиков ссылать крестьян в Сибирь (Указ 1828); предоставление помещикам права отпускать дворовых на волю (Указ 1844) Однако эти указы находили ограниченное применение. 3. Указ 1829 года объявил крестьян Молдавии и Валахии лично свободными. Были точно определены повинности крестьян в отношении помещиков. В период царствования Николая I секретные комитеты возникали и исчезали. Определенное значение в выработке подходов к решению крестьянского вопроса из числа секретных комитетов имели два – комитеты 1835 и 1839 гг., в которых ведущую роль играл П.Д. Киселев (главный советник императора в крестьянских делах). Планировалось проведение двуединой реформы: во-первых, в отношении крестьян государственных и, во-вторых, в отношении помещичьих. Для выработки основ реформы государственной деревни было создано V отделение е.и.в. канцелярии, а затем на его основе Министерство государственных имуществ. 4. В 1837 - 1841 гг. проведена реформа государственной деревни. Крестьяне получили юридические права, увеличились их наделы. Было реорганизовано административное управление деревни. Реформа не внесла серьезных изменений в положение крестьян. 5. Указ 1842 г. об обязанных крестьянах был призван «исправить вредное начало» Указа 1803 г. о вольных хлебопашцах, касающегося отчуждения части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Указ предусматривал выкуп на свободу через договоры помещиков и крестьян без предоставления последним земельных участков. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса указ не имел. 6. Указ 1847 г. предоставлял крестьянам право выкупаться с публичных торгов. Выкупленная земля являлась собственностью всей общины, а не отдельного крестьянского двора. Выкупившиеся на волю крестьяне поступали в разряд государственных. 7. Предоставление помещичьим крестьянам права покупать землю (до этого они покупали ее на имя своего помещика – Закон 1848 г.). Однако крестьянин мог купить землю только с согласия помещика. Но и приобретенная таким путем крестьянином земля законом не была защищена. Николай I считал, что у России есть время для подготовки к преобразованиям. Отсутствие решительных действий со стороны правительства объяснялось боязнью недовольства со стороны дворянства, надеждой, что российские помещики со временем выступят с инициативой проведения реформы. Промышленное развитие России в I половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности. Рост крупной промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде, переживала кризис. Постепенно увеличивалось применение вольнонаемного труда на мануфактурах. В 30-40-х годах XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70-80-е годы XIX века. Техническая сторона промышленного переворота – переход от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальная сторона промышленного переворота – формирование новых социальных слоев – буржуазии и пролетариата. Появление предпосылок промышленного переворота было обусловлено: во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, позволяющих углубить разделение труда и облегчить процесс производства; во-вторых, зарождением капиталистического уклада в хозяйстве: накоплением капиталов и постепенным формированием рынка вольнонаемной рабочей силы. Особенность развития России состояла в том, что получило распространение не капиталистическое распространение машин. Массовый переход к машинному производству начался лишь во второй половине 50-х годов. Крепостной строй России сдерживал темпы эконом технического и социального обновления промышленности. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Число городов с начала ХIX в. до конца XIX в. выросло и 2 раза. Транспорт и система путей сообщения в России были слабо развиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, а зимой – санный. В 1937 году была проложена первая железная дорога (Петербург – Царское Село). С XIX в. начинается рост постоянной, магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок. В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок. Широкое распространение получила торговля в разнос. Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран главным партнером был Китай. Государство проводило протекционистскую политику. В экспорте большую роль играл хлеб; снижался ввоз промышленных товаров. Таким образом, для экономического развития России характерна противоречивость. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности и формирование социальной структуры общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |