КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психической регуляции
ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЕДЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И ВВЕДЕНИЕ Раскройте управление процессами памяти; IV. Учебно-материальное обеспечение - мультимедийный проектор, компьютерная техника; - слайды V. Темы докладов на семинарское занятие: 1. Психологические защиты; 2.Срывы адаптации: агрессия, суицидальное поведение, психогении, острое и посттравматическое стрессовое расстройство (ОСР и ПТСР). VI. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Профессиональная адаптация. 2. Профессиональные деструкции. VII. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте механизмы волевой регуляции; 2. Каким образом может быть оценена устойчивость внимания при длительном напряжении; 4. Назовите методы управления психофизиологическим состоянием человека; 5. Перечислите приемы «разрядки» негативных эмоциональных состояний. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» и пункта 1.3. Квалификационной характеристики выпускника инженер должен: обладать психологической культурой, иметьпредставление: о психической регуляции поведения и деятельности и владетьпростейшими приемами психической саморегуляции. Материал данной лекции опирается на труды И. М. Сеченова, Бориса Герасимовича Ананьева, Петра Кузьмича Анохина, Ганса Селье и др. Материал данной лекции связан с темами 2 (самостоятельное изучение), темой 3 («Познавательные процессы»), темой 4 («Эмоционально-волевые процессы») и темой 5 («Психология личности», 3 вопрос - Потребности и мотивы личности), и является обобщающей по этим темам. Кроме этого, материал данной лекции взаимосвязан с изучением будущих тем: темы 7 («Общение и межличностные отношения») и тем 10,11 из раздела «Педагогика» («Сущность педагогического процесса и процесса воспитания»). УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1. Приложение 1 Человек – это самоуправляемая система высочайшей сложности. Давайте вспомним, что существуют три основные функции психики: 1. Отражение окружающей действительности. 2. Сохранение постоянства внутренней среды и целостности организма. 3. Регуляция поведения и деятельности. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики (объединение, углубление взаимодействия, развитие связей между сторонами), которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, которая существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Деятельность организма осуществляется благодаря интегрирующей роли центральных и периферических отделов нервной системы. Деятельность существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Но деятельность была бы невозможна, если бы не было единства этих процессов и движения. Среди отечественных ученых впервые на движение как необходимое условие жизнедеятельности обратили внимание психофизиологи И.М. Сеченов и Н.А. Бернштейн. Классификация деятельности: В классической психологической доктрине традиционно различают виды деятельности: игра, учение и труд. Выделяют также следующие виды деятельности: 1. познавательная (психические процессы) 2. преобразовательная, 3. ценностно-ориентационная (духовно-оценочную) 4. коммуникационную (общение) и как синтез этих четырех основных – 5. художественное творчество. Роль деятельности в проявлении психических феноменов заключается в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы можем лишь по результатам его деятельности. ПОВЕДЕНИЕ (в широком смысле) – это внешние проявления психической деятельности человека. В узком смысле поведение - это система человеческих поступков, отражающих отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе (нравственная и правовая активность личности). Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация человека, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоциональным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логическими программами. Наличие в психике человека этих уровней регуляции обусловливает следующие разновидности человеческих реакций и действий: 1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избегания физически опасных ситуаций, боли); 2) привычно-автоматизированные подсознательные действия (рефлексы, инстинкты, автоматизированные действия, привычки); 3) сознательные, волевые действия. Проблема регуляции состояний человека и его поведения в целом - это центральная проблема всей психологической науки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состояний, поведения и деятельности, т.е. каковы механизмы психической адаптации. Механизмы адаптации выработаны в процессе эволюции, они обеспечивают активное приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям физической и социальной среды. История вопроса берет начало с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды организма. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др. Понятие адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его соответствие условиям среды, выражая уровень приспособленности к ним (профессиональная адаптация), с другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления к меняющимся условиям среды (адаптация к стрессу, адаптация анализаторов) Различают адаптацию физиологическую (изменении чувствительности при изменении условий физической среды), адаптацию социально - психологическую (при включении в новую группу), адаптацию профессиональную (при включении в новые виды деятельности). Если постараться обобщить существующие точки зрения на данную проблему, то можно прийти к выводу о том, что система механизмов психической адаптации состоит из ряда подсистем, объединенных в 3 функциональных уровня: 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень включает в себя: 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ уровень включает в себя: - подсистему поиска, восприятия и переработки информации; - подсистему эмоционального реагирования. 3. СОЦИАЛЬНЫЙ - подсистема социально-психологических контактов. Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием этих подсистем и обеспечивает новые интегративные качества, отражающие адаптационный потенциал личности. Успешность адаптации определяется нормальным функционированием всех уровней. Взаимосвязь этих уровней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую.
Адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не достигнут определенного адаптационного барьера. Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Нарушение адаптации приводит к развитию психосоматических болезней, невритических и психопатологических реакций, профессиональной деформации, эмоциональному «выгоранию» и антисоциальным поступкам. Адаптационные способности личности имеют большое значение, в том числе и для успеха профессиональной деятельности (сотрудников МЧС). А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в условиях угрозы для жизни люди с более высоким адаптационным потенциалом имеют больше шансов уцелеть, могут успешно выполнять профессиональные обязанности и имеют больше шансов потом восстановить функциональное состояние организма. Для того, чтобы избежать нарушения адаптации и повысить свой адаптационный потенциал необходимо владеть приемами саморегуляции. Саморегуляция произвольной активности человека – это системно организованный психический процесс по началу, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей Проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальних и фундаментальных проблем общей психологии. Система психической саморегуляции включает два уровня - произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности. В структуре личностной саморегуляции выделяет мотивы, эмоции, волю – это основные компоненты регуляции поведения и деятельности человека. Вывод по первому вопросу: Таким образом, проблема регуляции состояний человека и его поведения в целом - это центральная проблема всей психологической науки. Успешность адаптации определяется нормальным функционированием всех уровней. Взаимосвязь этих уровней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |