КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие СНС. Принципиальные отличия методологии СНС от методологии БНХ. Основные концепции
СНС – это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. В недалеком прошлом, в СССР, применялась другая система показателей – баланс народного хозяйства. БНХ основан на марксистских концепциях общественного производства и предназначен для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании (административно-командный тип экономики), что было характерно для стран СЭВ. Затем при переходе к рыночной экономике необходимо было перейти от БНХ к СНС. Обе методологии, несмотря на различие теоретических и методологических основ, имели одно общее основание – они базировались на применение балансового метода в изучении экономических процессов, обеспечивающего комплексную взаимосвязанную статистическую характеристику изучаемых процессов и сбалансированность между объемами ресурсов и их использованием. Обе системы прошли длительный путь совершенствования и, несомненно, могут рассматриваться серьезным достижением мировой статистической науки и практики. Но теоретические различия обусловили наличие и методологических различий, проявляющиеся, прежде всего, в системе показателей и методах их расчета: Главное различие (концепция) состоит в том, что марксистско-ленинская теория расширенного производства признавала производительным только труд, связанный с созданием материальных благ и обслуживанием процесса их обращения, о труд по созданию услуг считала общественно полезным, но непроизводительным. В соответствии с этим в БНХ отражался только процесс воспроизводства материальных благ – материальной сферы. Поэтому оценочные показатели не отражали результаты функционирования сферы услуг. Основываясь на западной теории расширенного воспроизводства национальное счетоводство придерживается расширенной трактовки понятия экономической деятельности., согласно которой деятельность по оказанию непроизводственных услуг также является одним из важнейших видов производственной экономической деятельности. 2. Следующее различие (концепция) заключается в определение роли различных факторов производства в создании стоимости. Марксистско-ленинская политэкономия и западная экономическая теория практически не имеют расхождений по поводу состава факторов производства. Принципиальное отличие заключается в трактовке роли факторов в процессе производства. По Марксу распределение продукта и дохода заключалось в том, что реальный производитель – наемный работник, создающий прибавочную стоимость, - большую ее часть вынужден отдавать капиталисту.- производственному, торговому, финансовому, владельцу земли и т.д. Таким образом осуществляется эксплуатация рабочего класса. Принципиально по-другому интерпретирует роль производственных факторов в экономике западная экономическая теория - все факторы принимают участие в производстве на равных основаниях, каждый фактор вносит свою долю в создание национального продукта и национального дохода, поэтому каждый фактор имеет право на соответствующее вознаграждение: живой труд в качестве вознаграждения получает зарплату и все доходы типа зарплаты; владельцы земли и природных ресурсов – ренту, арендную плату и др.; владельцы капитала – прибыль, проценты, дивиденды и т.д. Таким образом, какая бы то ни было эксплуатация отсутствует, а имеет место справедливое вознаграждение равноправных участников производства. 3. Другая важная концепция СНС основывается на исчислении основных показателей доходов (ВНД, ВНРД, первичные доходы и т.д.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана англ. Экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с ней доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
Определение СНС. система ведения первичного, оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и завершаемая на макроуровне и на уровне секторов построением системы национальных счетов. СНС – балансовый метод взаимосвязанной характеристики экономических процессов и их результатов. Это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде набора счетов и таблиц, характеризующих экономические результаты экономической деятельности страны.
Основные понятия и определения в СНС Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных (институциональных) единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица. Она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то исходят из следующих принципов: а) домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами; б) единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью; в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют. По принятой в Российской Федерации концепции национального счетоводства в соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в следующие наиболее укрупненные структуры - сектора: • предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия); • финансовые учреждения; • государственные учреждения; • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; • домашние хозяйства; • внешнеэкономические связи ("остальной мир"). Сектор "Нефинансовые предприятия". охватывает институционные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции. Сектор "Финансовые учреждения" состоит из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности. Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг), вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институционных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных работников доходами по их выходу на пенсию. Сектор "Государственные учреждения" включает институционные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К сектору относятся государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения. Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства" охватывает институционные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг для особых групп домашних хозяйств Он включает общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом в области образования, здравоохранения, культуры и искусства отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д.), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т. д.). В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресурсы складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и их дохода от собственности. Сектор "Домашние хозяйства" охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства- резиденты данной страны независимо от их размещения и форм, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса. Сектор "Остальной мир" (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Понятие резидента. институционная единица, центр экономического интереса которой находится на территории данной страны, т.е. которая занимается или собирается заниматься экономической деятельностью либо операциями в значительном масштабе в течении неопределенного или длительного периода времени. К резидентам относятся:
Экономическая территория это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся: воздушное пространство, территориальные воды данной страны, «территориальные анклавы» за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны на основе аренды или собственности для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства и т.д.). Внутренняя экономика. охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов. Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на экономической территории данной страны иди за ее пределами.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |