Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Система источников уголовно-исполнительного права и их характеристика

В теоретической юриспруденции и отраслевой науке понятие уголовно-исполнительного законодательства, как правило, рассматривается в двух значениях.

Во-первых, в широком смысле, когда этим термином обозначается система нормативных правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Во-вторых, в узком смысле под уголовно-исполнительным законодательством понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.

Понимание уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле во многом определяется сложившейся традицией правового регулирования исполнения уголовных наказаний, когда в советский период в нем доминировали ведомственные нормативные правовые акты. В настоящее время рассмотрение уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле позволяет выделить все существующие формы (источники) уголовно-исполнительного права.

Необходимо отметить, что источники (формы) уголовно-исполнительного права представляют собой определенную систему: все ее элементы иерархично расположены и закономерно связаны таким образом, что изменение одного из них ведет к определенным изменениям и преобразо­ваниям других.

Источниками уголовно-исполнительного права в настоящее время являются: международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; Конституция РФ; УИК РФ и другие уголовно-исполнительные законы (уголовно-исполнительное законодательство); нормативные правовые акты Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; межведомственные нормативные правовые акты; ведомственные нормативные правовые акты; постановления и иные решения высших судебных инстанций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

Международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями занимают особое место в системе источников уголовно-исполнительного права. Во-первых, в указанных документах содержатся основные права человека и международные стандарты обращения с различными категориями осужденных, а в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Во- вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, о чем указывает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы РФ, и реально обеспечивают деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Конституция России впервые закрепила приоритет прав и свобод и гражданина, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства (ст. 2). В силу ст. 18 Консти­туции РФ они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Эти положения полностью распространяется и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Поэтому с точки зрения источников уголовно-исполнительного права первостепенное значение имеют конституционные нормы, закрепляющие права и свободы осужденных как граждан России.

К личным (естественным) правам и свободам осужденных в соответствии со ст. 20—28 Конституции РФ относятся права: на жизнь; охрану достоинства личности; личную неприкосновенность; защиту своей чести и доброго имени; свободное определение и указание своей национальной принадлежности; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучения и творчества; свободу совести и вероисповедания.

Политические права закреплены в ст. 29—33 Конституции РФ. Это права: на свободу мысли, слова и получения информации; на объединение; на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социально-экономические права устанавливаются в ст. 34—44 Конституции РФ, к ним относятся права: на предпринимательскую деятельность; частную собственность, в том числе на землю; труд; отдых; защиту материнства, детства и семьи; социальное обеспечение; жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; благоприятную окружающую среду; образование; свободу творчества.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности граждан, в том числе и осужденных, в частности платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

При определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Уголовно-исполнительное законодательство, обладая высшей юридической силой, занимает ведущее место в системе источников уголовно-исполнительного права. Принятие за­кона дает толчок нормотворчеству, разработке различных подзаконных актов, предопределяет их связь и соотношение. (Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства будут подробно рассмотрены в гл. 4.)

Прямое действие федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, не исключает издание подзаконных актов Президентом и Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти. При этом, однако, данные акты не могут противоречить законам и отменять их. Характерной особенностью подзаконных нормативных актов является издание их на основе и во исполнение закона.

Нормативные правовые акты Президента РФ. Карди­нальные изменения организационного порядка, новый этап формирования уголовно-исполнительного права следует отнести ко времени принятия Указов Президента от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28.07.1998 №. 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», согласно которым УИС МВД РФ с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности,

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Выделяют две группы правительственных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Одна из них включает постановления, направленные на обеспечение деятельности системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, ее нормальное функционирование на современном этапе. Другая группа состоит из нормативных актов, принятие которых делегировало Правительству России уголовно-исполнительное законодательство.

Нормативные правовые акты первой группы принимаются по текущим вопросам деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, когда требуется решение проблемы на правительственном уровне. Среди них необходимо выделить постановления Правительства РФ от 30.10.1998 № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», от 05.04.1999 № 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу». Кроме того, Правительство РФ постановлением от 29.08.2001 № 636 утвердило Федеральную целевую программу «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».

Вторая группа нормативных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию Правительства РФ, делеги­ровано ему уголовно-исполнительным законодательством. Это обусловлено исполнением Правительством функций высшего органа исполнительной власти, в частности плани­рования, распределения и расходования средств федераль­ного бюджета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.01.1997 № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-ис­полнительного кодекса Российской Федерации» Правитель­ству было поручено подготовить и утвердить положения об уголовно-исполнительной инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах, об исправительных центрах. В настоящее время приняты Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено постановлением Правительства РФ от 04.06. ь997 № 669) и Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено поста­новлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729). Межведомственные нормативные правовые акты. Прямые ссылки на необходимость принятия нормативных пра­вовых актов совместно несколькими органами федеральной исполнительной власти или одним из них, по согласованию с другим, содержатся в ст. 52, 101, 108, 112 УИК РФ. Субъектами реализации данных предписаний помимо Минюста России являются Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России и др. Совместные акты в соответствии с полномочиями, делегированными этим органам УИК РФ, конкретизируют его положения, определяют организационные мероприятия, детализируют выполнение его требований в области медико-санитарного обеспечения осужденных, их общеобразовательного и профессионально-технического обучения и т.д. В частности, изданы приказ Минюста России №31, Минобразования России №321 от 09.02.1999 «Об утверждении положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах»; приказ Минздрава России № 311, Минюста России № 242 от 09.08. 2001 «Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью»; приказ Минздрава России № 316, Минюста России № 185, Фонда социального страхования РФ № 180 от 14.07.2003 «Об утверждении «Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность».

Ведомственные нормативные правовые акты. После принятия УИК РФ и других федеральных законов степень законодательной урегулированности отношений в сфере исполнения уголовных наказаний значительно возросла. Вместе с тем необходимость ведомственной нормативной регламен­тации в сфере исполнения уголовных наказаний остается. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, разгрузить закон от деталей «технологического», процедурного порядка, с другой стороны, передача уголовно-исполнитель­ной системы в Минюст России потребовала создания прин­ципиально новой ведомственной нормативной базы.

Постановления и иные решения высших судебных инстанций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. В настоящее время в систему источников уголовно-исполнительного права необходимо включать решения Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам исполнения уголовных наказаний. Эти органы, согласно Конституции РФ и действующему законодательству, наделены правом осуществлять нормоконтроль, т.е. проверку соответствия Конституции РФ и федеральным законам нормативных правовых актов, в частности регулирующих деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Признание нормативного правового акта или его отдельных норм не соответствующими конституционным или иным законодательным положениям влечет прекращение их действия. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» при­нимаемые постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Например, Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 26.12.2003 № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Щенгелая З.Р.» признал не противоречащими Конституции РФ положения ч. 1 и п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ. По своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со ст. 89 УИК РФ указанные положения не предполагают, что установленные ими ограничения распространяются на свидания осужденных, находящихся в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа, с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, и тем самым не препятствуют получению ими квалифицированной юридической помощи.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 27 ГПК РФ наделен правом рассмотрения в качестве суда первой инстанции гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, нормативных актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ст. 253 ГПК РФ). Так, Верховный Суд РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш., пришел к выводу о том, что абз. 1 § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30.07.2001 № 224 (в ред. от 23.03.2004), в части, препятствующей осужденным брать с собой в штрафные изоляторы принадлежащие им религиозную литературу и предметы культа, не соответствует положениям Конституции РФ и УИК РФ. Своим реше­нием от 31.05.2004 № ГКПИ04-703 суд признал недействующей со дня вступления решения суда в законную силу указанную норму ведомственного нормативного акта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Принципы уголовно-исполнительного законодательства | Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.