Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможен ли личностный подход в типологии государства и права

В настоящее время в юридической науке распространено мнение, что типологизация в юридической государств возможна с позиции совмещения формационного и цивилизационного подходов.

Обоснуйте, насколько оптимальна данная позиция.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арон Н. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. М., Текст. 1993.

2. Вебер М. Избранные произведения М., 1990.

3. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

4. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.35

6. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург.

1994. Гл.3.

7. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и

современность. 1996. №4.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1996. Гл.7.

9. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 томах. / Отв.ред.

М.Н.Марченко. М., 1998. Гл.4,7

10. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл.21

11. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

12. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

1984.

13. Текей Ф. К теории общественных формаций. М., Прогресс. 1975.

14. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., 2-е изд.

М., 2000. Гл.3,5

15. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

16. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и

практики. М., 1997.

17. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государство ведения. М., 1994. Гл.2. С.55-60.

18. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т.1.

19. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

 

 

ТЕМА: ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

1. Форма правления государств

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный режим.

4. Форма государства Республики Казахстан

 

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.

Элементы формы государства:

1. Форма государственного правления: монархия, ее виды и признаки; республика, ее виды и признаки.

2. Форма государственного устройства: унитарная, федеративная конфедерация и другие специфические формы государственного устройства.

3. Форма государственного режима: понятие и признаки. Демократический режим, прямая и представительная демократия, тоталитарный режим, авторитарный режим.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательной орган, правительство.

В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.

Монархия (от греческого – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монарха:

- высшая власть (власть монарха) передается по наследству;

- осуществляется бессрочно;

- не зависит от воли избирателей.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней) и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Монархия была господствующей формы правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборными и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

- выборность власти;

- выборность на определенный срок;

- зависимость от воли избирателей.

Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум не доверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституция, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского - «запрет») на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, которой избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (поупрезиденских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетов расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое государство, части которого является административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии). Унитарные государства бывает централизованными – Швеция, Дания и т.п. и децентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, В Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функции между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая – субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов;

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединялись, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго: она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерацией Швецарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще боле аморфна и неопределенна, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых – обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а 1914г. установила над ним протекторат.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Исходя из другой – понятие «политический режим» - более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий и движений, общественных организаций и т.п.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существенный в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

тип политического поведения;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

принципы взаимоотношения общества и власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должности лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

Подразделение форм правления на монархию и республику является исторически первой и смой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства.

Проблемные вопросы:

Уже орда, по справедливому замечанию известного немецкого государствоведа и правоведа Г. Еллинека, которая предшествовала территориальной организации государства, была организована либо на началах единоличного властвования, либо «на принципе товарищества». Руководящее и «решающее значение имеет либо воля одного лица, стоящего над всеми другими, либо воля всей совокупности полноправных членов орды» (Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 493.)

· Можно ли утверждать, что для Золотой Орды характерна смешанная форма правления?

Глубокое и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует, во-первых, изучения их не вообще, а применительно к конкретным условиям жизни общества и государства, а во-вторых, дальнейшего подразделения основных форм правления на отдельные виды и подвиды.

Многочисленные и весьма весомые основания для такого подразделения дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в качестве оснований-критериев для ее классификации на разновидностях могут служить различная степень концентрации власти в руках одного лица – монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов.

· Правовой статус монарха при дуалистической и парламентской монархиях на современном этапе развития общества и государства

В современной юридической и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. В конце 19 – начале 20 вв. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорации и сюзеренитет.

· Инкорпорация и сюзеренитет – как формы государственного устройства и формы соединения государств.

Решающую роль в установлении реального характерна форм государства, впрочем, как и других составных частей – атрибутов государства, неизменно играет государственный режим.

Государственный режим не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов. Среди них самые разнообразные экономические, политические, социальные и иные факторы: характер экономики; уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форма государства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической власти. Эти и другие им подобные факторы относятся к разряду объективных факторов.

Однако помимо них и наряду с ними весьма важную роль в становлении и поддержании определенного государственного режима играют и субъективные факторы.

· Дух и воля нации (народа) как субъективный фактор в становлении и поддержании определенного государственного режима

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Арон Н. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. М., Текст. 1993.

2 Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции 17-18 вв. М., Наука.

1990г.

3 Благож Иозеф. Форма правления и права человека в буржуазных государствах.

М., 1985.

4 Вебер М. Избранные произведения М., 1990.

5 Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

6 Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

7 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.35

8 Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург.

1994. Гл.3.

9 Конституция буржуазных государств. М., Юридическая литература. 1995.

10 Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и

современность. 1996. №4.

11 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1996. Гл.7.

12 Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества независимых государств. Учебное

пособие. М., 1995.

13 Общая теория государства и права: Академический курс в 2 томах. / Отв.ред.

М.Н.Марченко. М., 1998. Гл.4,7.

14 Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл.21

15 Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

16 Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

1984.

17 Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

18 Токвиль А. Демократия в Америке. Перевод с франц. М., Прогресс 1972

19 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., МНИМП. 1997.

20 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государство ведения. М., Артикул. 1997.

21 Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 1996.

22 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т.1.

23 Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

 

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ (МЕХАНИЗМ)

 

1. Понятие государственного аппарата (механизма), основные принципы его

устройства и функционирования.

2. Органы государства – признаки и классификация.

3. Система государственных органов РК.

 

Государственный аппарат (механизм) – это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть реальная организация и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.) Характерные черты механизма государства.

Структура механизма государства:

- Государственные органы

- Государственные организации

- Государственные учреждения

- Государственные предприятия

- Государственные служащие

- Организационные и финансовые средства

Анализ государства с позиции его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства.

Классификация государственных органов. Принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти. Органы государства и органы местного самоуправления.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Проблемы департизации государственного аппарата.

Система органов государства РК, обеспечивающая выполнение его функций. Соотношение государственных и общественных структур при осуществлении функций государства.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Обобщая исторический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания господства одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Это определение дает возможность раскрыть материальную субстанцию государства как организованной системы органов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных, обосновать его сущность второго порядка. Без механизма государства нет и государства, а существует государственная власть именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь простое название.

Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом.

Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая их них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства воздействуют состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Механизм государства характеризуется тем, что он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет, образующие его государственные органы иерархически соподчинены. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения – это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную. Деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования, появления новых органов.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («блоками») органов:

а) органы законодательной власти – т.е. органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Механизм государства внутренне един. Это значит, что его части подчиняются целому, выразителем которого выступают государственные органы в собственном смысле – органы законодательной власти. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти. Поэтому само понятие «Орган государственной власти» служит как для выделения в механизме государства группы непроизводных (первичных) органов, так и для характеристики каждого отдельного органа как части этого механизма. Часть государственного механизма, будучи специфической, по своей природе и непосредственному назначению, тем самым содержит в себе возможность обособления.

Государственная власть принадлежит народу, так как он является носителем суверенитета и единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В механизме государства разделение властей, с нашей точки зрения, есть не что иное, как прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля.

Механизм государственной власти, каждое его звено создает для своих нужд государственные учреждения – рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеются учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому-либо государственному органу (школу, вуз и т.д.).

Таким образом, государственный аппарат для осуществления своей властной, управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, представляющие собой материальную силу, с помощью которой в общественную жизнь, в поведение людей непосредственно проводятся государственные решения. Они разнообразны по своему характеру. Так, исполнительно-распорядительные органы опираются на разветвленную сеть научных и проектных организаций, просветительские учреждения и организации, сеть общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, средних специальных и высших учебных заведений.

Система органов охраны общественного порядка имеет развитую структуру учреждений, обеспечивающих фактическое принуждение: милиция (полиция), учреждения исполнения наказаний, армия со всеми входящими в нее вооруженными силами; разведка и контрразведка и т.п.

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и учреждений дает основание сформулировать понятие «механизм государства», которое оказывается шире понятия государственного аппарат шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства. Следует учитывать, что органы государственной власти осуществляют не только правотворчество. Их назначение стоит в том, чтобы задавать другим государственным органам программу деятельности путем принятия нормативно-правовых актов, осуществлять высшее (на своей территории) государственное управление, надзор и контроль за законностью.

Органам государственного управления присуща как исполнительно-распорядительная деятельность, так и правотворчество, но оно подчинено исполнительно-распорядительной деятельности. Эта группа органов выполняет и правоохранительные функции.

Правоохранительные органы в процессе реализации своей основной деятельности также прибегают к управлению и правотворчеству, но они подчинены достижению главной цели – охране правопорядка и обеспечению безопасности страны. Таким образом, использование каждым органом всех форм правовой деятельности обеспечивает эффективное выполнение государственным аппаратом в целом функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и организационно-технически закрепляется в компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов- это не разделение власти, в разделение труда. Власть остается единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и чутко реагирует на изменения целей, задач, интересов общества. Во-первых, осуществляется дифференциация управления различными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые органы; во-вторых – интеграция управления отдельными сферами, возникают новые координирующие органы.

Организация и деятельность государственного аппарата строятся на основе принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования. Они проявляются в деятельности как государственного аппарата в целом, так и его отдельных частей, структурно обособленных единиц.

В целом все принципы закреплены в Конституции России, однако в законах и других нормативно-правовых актах они могут быть развиты и дополнены. Например, принципом деятельности органов прокуратуры является их независимость от каких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.

Большинство ученых к принципам организации и деятельности государственного аппарата относят следующие: демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и единоначалия, равный доступ к государственной службе и т.д.

Каждый государственный орган как структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата обладает следующими основными признаками.

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

2. Наделен властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.

3. Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).

4. характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).

5. Имеет территориальный масштаб деятельности.

6. Образуется в порядке, установленном законами, и определяет правовые связи личного состава. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа. Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

Проблемные вопросы:

1. Соотношение понятий «государственный аппарат», «механизм государства» и «государственный орган»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Займы и налоги как основной признак государства | Функция государства как публично-властная институция по отношению к гражданскому обществу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.