КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели соотношения гражданского общества и государства
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С.56-57. 3. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. 4. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск. 1995. 5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл.8. 6. Липень С.В., Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл.6. 7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1996. Гл.9. 8. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 томах. // Отв.ред. М.Н.Марченко. М., 1998. Т.1, Гл.10. 9. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. 10. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред.Матузова Н.И. и Малько А.В. М., 1997. Гл.7. 11. Сорокин А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 12. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл.23. 13. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., М., 1997. Гл.7. 14. Теория государства и права / Под ред. Марченко Н.М. 2-изд. М., 1996 Гл.13 15. Шилоброд М.И. Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., 1997. 16. Алескеров Ф.Т., Ортешук П. выборы. Голосование. Партии. М, 1995. 17. Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5.- С. 21-23. 18. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. №5.- С. 12-14. 19. Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько.- Саратов, 1994.
ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Возникновение и развитие идеи правового государства. 2. Основные характеристики правового государства. 3. Построение правового государства в Казахстане.
История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка проблем правового государства. Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека, верховенство права и правовых законов, надлежащая правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Причем все эти компоненты тесно взаимосвязаны. Так, без надлежащей организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и полномочий различных органов власти, определенного порядка их взаимоотношений и т.д. не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более их верховенства. В свою очередь, без соответствия праву и соблюдения требований правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и свобод человека. Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще, в процессе осуществления всех иных своих функций. Но все это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. В соответствии с этим правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. В целом правовая обоснованность и сформулированность придают государственному применению силы характер правового принуждения. Право государства на такое применение силы – его исключительная прерогатива и существенный показатель его суверенитета. Все другие (негосударственные) субъекты такого права иметь не могут. Очерченность силы правом (как принцип всякой цивилизации) означает также, что в любом государстве (а не только в правовом) полномочия государства, его органов и должностных лиц подразумевают соответствующие правомочия и действительны лишь в их рамках. В этом смысле любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества. Специальная же концепция правового государства предполагает достаточно высокий уровень развитости права и государственности как исходную базу для сознательной разработки, конституционного закрепления и практической реализации социально исторически подходящей модели правовой государственности. Здесь, кроме субъективных пожеланий, необходимы и объективные социально-исторические, правовые, экономические, политические, духовные и культурные предпосылки. Утверждение суверенитетета государства и установления господства права представляют собой два аспекта единого процесса формирования правовой государственности. Подобно тому, как публично-политической властью в государственно-организованном обществе могут и должны быть наделены лишь государственные органы, общеобязательный характер может и должно иметь лишь право. На пути к правовой государственности необходимо не только легализовать (посредством правовых законов) все правовое, но и де легализовать (лишить легальности) и антилегализовать (запретить законом) все противоправное. Правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, не самоцель, а социально-исторически обусловленные формы выражения, организации, упорядочения и защиты прав и свобод человека и гражданина в общественных отношениях людей. Содержание и характер этой свободы, ее широта и объем, ее субъективная и объективная структуры – словом, ее количество и качество определяются достигнутым уровнем развития общества. Проблемные вопросы: § Соотношение понятий «правовое государство» и «правовой закон» § Относительность свободы – как фактической ее незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |