КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл» организации: понятие и сущность, основные этапы
Тема 3. Жизненный цикл организации ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Методы системного анализа
5. Статистические методы используются в качестве инструментов получения информации об объекте исследования. Они основаны на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта исследования. Они дают хорошие результаты только при наличии заранее подготовленного хорошего достоверного статистического материала.
6. SWOT- анализ. Название составлено из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Этот метод позволяет совместно изучать внешнюю и внутреннюю среды. С помощью этого метода устанавливаются связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями, а затем могут быть использованы для формулирования стратегии организации
7. Кибернетические модели отображают процессы управления в экономических системах. Они используются тогда, когда именно эти процессы являются предметом системного анализа. В них применяются различные выразительные средства - схемы, блок-схемы, таблицы, диаграммы.
8. Экономико-математические модели описательного типа (описывающие состояние объекта или его поведение) являются важнейшим средством представления экономических систем в процессе системного анализа в той их части, где имеется достаточная количественная информация.
9. Нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые). Они служат для нахождения оптимальных и близких к оптимальным решений. Модели такого типа – оптимизационные, игровые, имитационные используются в системном анализе в том случае, когда они уже хорошо отработаны и по ним имеется исходная информация.
этапы системного анализа сочетаются в самых различных комбинациях. Инструментарий системного анализа содержит не только взаимодополняющие методы, но и взаимоисключающие. Поэтому использовать тот или иной метод следует исходя из потребности практики, а также руководствуясь удобством отображения и понимания объекта.
План 1. «Жизненный цикл» организации: понятие и сущность, основные этапы. 2. Стадии развития организации. Меры, принимаемые руководителем на основных стадиях. Успех менеджеров в различных организациях напрямую зависит от результативной работы в области анализа рынка (маркетинга) и эффективности управления сотрудниками. Ключевую роль здесь играет понятие «жизненный цикл» (ЖЦ) организации. Оно закономерно вытекает из объективности всех процессов, происходящих в природе и обществе, которые осуществляются по вполне определенным программам: чередование дней и ночей, смена сезонов, воспроизводство растительного и животного миров, человека и общества. Организация как целенаправленная система создается и функционирует благодаря усилиям одних людей (сотрудников) для удовлетворения потребностей других людей. Она живет в определенном циклическом режиме на «оси времени». Подобно тому как ежедневно рождаются и умирают люди, создаются новые и новые организации, другие же постепенно снижают результативность своей деятельности или же исчезают в водовороте конкурентной борьбы на рынке. Немногим организациям удается существовать и успешно функционировать продолжительное время, но такой успех, как правило, обусловлен существенными изменениями, по мере необходимости производимыми в них. Хорошо известно, например, что возраст многих европейских университетов является весьма почтенным (Для справки: Болонский университет (г. Болонья, Сев. Италия) — основан в XI в., является старейшим в Европе; Кембриджский (Великобритания) — 1209; Оксфордский (Великобритания) — вторая половина XII в. (по другим данным — начало XIII); Парижский (Франция) — 1215 (с XVII в. распространенное название Сорбонна, по имени основателя богословского колледжа для студентов и преподавателей Р. де Сорбона (R. De Sorbon), духовника короля Людовика IX; Пражский (Карлов университет, Чехия) — основан в 1348 году.). Их профессорско-преподавательский состав и студенты по праву гордились и гордятся историей своих вузов, в которых за сотни лет было проведено немало реорганизаций. (Так, в 70-е гг. XX в. Парижский университет был превращен в 13 самостоятельных университетов, в которых к концу столетия обучалось более 250 тыс. студентов.) Итак, на протяжении своего существования любая организация, независимо от области своей деятельности, объективно изменяется под влиянием факторов внешней среды, смены кадрового состава, количества и качества производимых товаров и услуг, структурных преобразований, формирования новой системы управления и др. В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что понятие «жизненный цикл организации» (ЖЦО) существует объективно. Доказано и то, что ЖЦО следует рассматривать как систему с совокупностью предсказуемых изменений состояния организации, происходящих в определенной последовательности на протяжении функционирования(В современном маркетинге также широко используют аббревиатуру ЖЦТ — жизненный цикл товара.). Опираясь на понятие ЖЦО, выявлены и идентифицированы определенные отчетливо повторяющиеся промежутки времени (этапы) независимо от размера и специфики функциональной деятельности организации. Очередность этапов не является случайным и стихийным явлением, а предсказуема и характеризуется определенными чертами. Продолжительность аналогичных этапов в различных организациях может отличаться. Это в наибольшей степени зависит от результативности работы сотрудников, особенно менеджеров организации. Применительно к производственной деятельности организации принято рассматривать: а) полный жизненный цикл продукции («товара»), или ЖЦТ в производственной сфере; б) ЖЦТ в сфере потребления (с точки зрения клиентов). Применительно к функциональной деятельности персонала организации учитывается ЖЦ работы сотрудника на конкретном рабочем месте (РМ), в организации, в сфере определенной функциональной деятельности. Полный ЖЦТ складывается из следующих основных периодов: времени создания конкретного товара и/или услуги; сроков производства товара; времени, необходимого на транспортировку, продажу, сроков эксплуатации и/или использования и др. ЖЦ товара и функциональной деятельности людей определяют этапы ЖЦО и учитываются в процессе маркетинговых исследований, работы менеджеров, принятия управленческих решений, анализе и создании систем управления, теории организации и иных управленческих операциях. Концепция ЖЦ широко используется для обеспечения устойчивости и подвижности организации в конкретных условиях, адаптации к изменяющимся факторам внешней среды, в то время как негибкость работы менеджеров организации и консерватизм в мышлении и действиях ведут к ухудшению положения или же к исчезновению («смерти») организации. Таким образом, сотрудники организации, в особенности менеджеры, должны понимать значимость этапов ЖЦО, знать характерные признаки каждого этапа, предвидеть последствия их изменений и изыскивать возможности для оптимизации ЖЦО, т.е. для удержания ее «на плаву» или перевода в более целесообразное, эффективное (эмерджентное) состояние. В самом общем виде жизненный цикл может быть определен как «интервал времени между моментами смены качественного и количественного состояния исследуемого объекта» (Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М,2001.). Модели, опирающиеся на концепцию ЖЦ, различаются по степени сложности: от простейших до весьма разветвленных, многоступенчатых и мультипараметрических, в которых стремятся исследовать множество различных стадий и этапов, характеризующихся десятками, а иногда и сотнями параметров. Простейшую модель отличает то, что весь ЖЦО сводят к трем основным этапам — «рождения» (Р), «зрелости» и «старения» (С) системы (см. рис. 1).
А Эффективность
Рис. 1. Три основные стадии жизненного цикла организации по соотношению факторов «рождение» (Р) — «старение» (С) Этап рождения оценивается по явному преобладанию числа факторов, способствующих образованию новых «клеток» и «молодых побегов», над числом тех, которые определяют «старение», или Р > С. Он отличается высоким уровнем подвижности системы (особенно социальных организаций), ростом (изменением количественных характеристик) и развитием (изменением качественных характеристик). Этап зрелости характеризуется состоянием равновесия между составляющими Р и С, что можно описать равенством Р = С. Этапу зрелости присуща устойчивость системы к воздействию основных факторов, в том числе и внешней среды. Этап старения наступает в связи с преобладанием факторов и параметров, отражающих начало деградации организации, или С > Р. Опасность данного этапа состоит в том, что вначале элементы и факторы старения не несут явной угрозы для менеджеров организации и считаются не заслуживающими внимания, но в какое-то время выходят из-под контроля и становятся неуправляемыми, ведущими к отрицательному синергетическому эффекту. В более подробных и детальных моделях за этапом «рождение» следуют этапы «детство» и «юность». Они предшествуют наступлению «зрелости» системы. В моделях такого рода этап рождения связывают с необходимостью удовлетворять интересы определенных клиентов, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от сотрудников веры в успех своей деятельности, высокой работоспособности, активности и готовности рисковать. Этап детства отличает стремление к укреплению позиций организации на рынке и усилению ее конкурентоспособности. Главной задачей этапа является обеспечение хотя бы кратковременного успеха и роста. Данная стадия весьма опасна в силу того, что большинство организаций именно на ней терпят крах, прежде всего ввиду неопытности и некомпетентности менеджеров. Этап юности требует своевременного перехода от комплексной работы менеджеров (небольшой команды) к распределению обязанностей и специализации, к началу профессиональной работы по прогнозированию, планированию работ и финансированию функциональной деятельности. Главная цель на данном этапе — обеспечение ускоренного роста и стремление укрепиться в определенной рыночной нише. Иными словами: ведется активная борьба за повышение устойчивости организации (рис. 2). Этап зрелости, в свою очередь, делят на фазы расцвета, стабилизации и аристократизации. Данный этап в целом можно охарактеризовать как нахождение менеджерами оптимального соотношения между факторами, влияющими на устойчивость и стабильность организации, и факторами, обеспечивающими необходимую подвижность и адаптивность к рыночным условиям. Несмотря на то что три перечисленные фазы обладают абсолютным большинством общих характеристик, во взаимоотношениях менеджеров начинают все больше проявляться элементы расслоения по «вертикали» и по «горизонтали».
Рис. 2. Соотношение объектов главного внимания менеджеров на этапах «детство» и «юность» «Вертикаль» расслоения проявляется в отдалении менеджеров среднего звена от нижнего, а высшего руководства — от среднего звена. «Горизонталь» чаще всего связывают с особыми взаимоотношениями между линейными, штабными и функциональными менеджерами. Появление и проявление элементов «аристократизации» принято связывать с выделением высшего руководства в особую, элитную часть менеджеров. Оно сопровождается формализацией в системе управления и по отношению ко всем иным менеджерам и сотрудникам организации. Как только факторы и элементы формализации во взаимоотношениях между сотрудниками в процессе функциональной деятельности становятся определяющими, в организации интенсивно формируется, развивается и укрепляется бюрократическая система. Интенсивная бюрократизация процесса управления организацией является предвестником ее быстрого старения и, возможно, скоропостижной ликвидации (рис. 3.3). Таким образом, при анализе основных этапов ЖЦО целесообразно комплексное использование нескольких критериев. Важнейшими среди них выступают: упоминавшееся соотношение факторов «рождение» и «старение» (Р/С), критерий уровня бюрократизации, особенно во взаимоотношениях менеджеров на этапах старения организации, а также (при оценке функциональной деятельности менеджеров, особенно высшего руководства) критерий, характеризующий внимание к планированию (П) и контролю (К). Доказано, что на этапах «рождения» планированию уделяется больше внимания, чем контролю (П > К), на этапах «зрелости» обе функции для менеджеров становятся равнозначными (П = К), а на этапах «старения» контролю начинают уделять больше внимания, чем процессу планирования и самим планам организации (П < К) (см. рис. 3).
Рис. 3. Основные этапы и специфичные фазы ЖЦО Естественно, что представление ЖЦ как совокупности последовательных этапов не ограничивается моделью, приведенной на рис. 3. Определенный интерес и инновационный потенциал для менеджеров заключает в себе матрица развития организации, в основу которой положены восемь стадий ее развития: Рождение — Детство — Отрочество — Ранняя зрелость — Расцвет сил — Поздняя зрелость — Старение — Обновление (табл. 1) (См.: Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 58.). Большое число моделей, основанных на концепции ЖЦ организации, позволили перейти от простой констатации последовательности и содержания основных этапов к тщательному научно обоснованному анализу и четким предложениям по характеру возможных и целесообразных воздействий на каждом этапе, способных обеспечить повышение эффективности жизнедеятельности организации. Так, например, на этапах «рождения» организации можно интенсивно влиять на процесс ее совершенствования. Опыт свидетельствует о том, что на протяжении нескольких месяцев (до одного года) персонал может быть под готовлен (обучен) до необходимого уровня (рис. 4), а менеджеры способны обеспечить требуемый уровень управления за счет интенсивного освоения менеджмента и маркетинга (см. процедуры менеджмента и маркетинга — рис. 4).
Таблица 1. Стадии развития организации (по Б.З. Мильнеру)
Рис. 4. Необходимые составляющие эффективного функционирования
В ходе функциональной деятельности необходимо выстроить оптимальную структуру организации, на что обычно требуется несколько лет интенсивной и кропотливой работы менеджеров всех уровней. Причем целенаправленный анализ и научные методы резко сокращают время поиска и обоснования наиболее целесообразной структуры организации. Особую роль в повышении эффективности деятельности организации играет работа высшего руководства (тор-менеджеров) по формированию, укреплению и совершенствованию корпоративной культуры. На отработку содержания корпоративной культуры даже при четкой целенаправленной работе менеджеров требуется в пределах 5—10 лет, что характерно для сроков стратегических планов. Естественно, что отсутствие понимания того, какой должна быть корпоративная культура, увеличивает сроки становления организации (до полного соответствия требованиям «зрелости») или приводит к появлению элементов ее «старения». Опыт менеджмента свидетельствует о том, что каждому этапу ЖЦО соответствуют определенные характеристики состояния. Скажем, этапу «юности» присущи два качественно отличных (эмерджентных) состояния: время формирования малых групп и становления формализованных отношений в организации (рис. 5). Малые группы могут формироваться под влиянием целенаправленной работы менеджеров или происходить стихийно по мере увеличения числа сотрудников и усиления специализации функциональной деятельности (группы конкретных исполнителей: водители, грузчики, складские рабочие, продавцы и др.).
Рис. 5. Основные (характерные) этапы развития организации
В случае целенаправленного управления данным процессом этапы «зрелости» наступают быстрее и менее болезненно, без появления и развития конфликтных ситуаций за счет расслоения на менеджеров и исполнителей («по вертикали») и различных видов функциональной деятельности («по горизонтали»). Естественно, что факторы, определяющие мышление и поведение менеджеров и исполнителей, могут действовать одновременно и параллельно или с некоторыми «сдвигами» по времени. На этапах, характеризующих состояние зрелости организации, для некоторых характерно воздействие на определенные группы сотрудников, а некоторые определяют состояние организации в целом. Все они в различной степени характеризуют целенаправленную работу менеджеров (мотивация, командообразование, инновационность — см. рис. 5). При эффективной работе менеджеров время достижения того или иного этапа может быть сокращено. Доказано, что на этапах «зрелости» степень управляемости накоплением желательных и требуемых характеристик может сокращаться под воздействием плановой работы менеджеров. Таким образом, состояние организации на протяжении ЖЦ может регулироваться и корректироваться. Доказано и то, что некоторые факторы даже под воздействием целенаправленной работы менеджеров требуют затрат на протяжении месяцев, а для большинства требуются годы интенсивной работы, которая может обеспечить достижение необходимого этапа в жизнедеятельности организации. Этап наиболее высокого уровня зрелости принято оценивать по степени развития и укрепления корпоративной культуры (см. рис. 4, 5). Эффективность воздействия на этапы ЖЦ проявляется и в возможности «сложения» и «наложения» характеристических факторов на отдельные этапы и даже ЖЦО в целом. Это свойство ЖЦ позволяет обеспечить не только ускорение этапов развития, но и обновление организации (см. табл. 1). Средствами ускорения и повышения эффективности деятельности могут быть: привлечение в организацию более квалифицированных специалистов, особенно менеджеров, использование передовых технологий и новейшей техники, использование всего спектра управленческих методов и опыта сотрудников, оптимизация структуры организации и многое другое. Итак, концепция ЖЦ может использоваться для анализа и выбора мер по совершенствованию организации при помощи самых разнообразных «рычагов», к числу которых относится и «сложение» элементов ЖЦ различных организаций при их объединении, достижении синергетического эффекта, определении приоритетных направлений развития фирмы. Все вышеизложенное правомерно считать средствами «внутридис-циплинарного» исследования (т.е. внутри теории организации). Однако существует и системное взаимодействие с работой менеджеров (менеджментом и исследованием систем управления). Рассмотрим такого рода взаимосвязь на примере ЖЦ коммерческих организаций, главной целью жизнедеятельности и желаемым состоянием которых является обеспечение постоянного превышения доходов над расходами при приемлемой степени риска. Для коммерческих структур характерно наличие определенных стадий, масштабность и значимость которых связана с рассмотренными этапами ЖЦО (рис. 6). Рис. 6. Стадии развития коммерческой структуры
Так, каждому этапу (по оси Т) соответствует определенная стадия и масштабность функционирования организации. Например, для этапа «младенчество» характерно проявление факторов и определенных параметров стадии «рыночной уязвимости», а на этапе «быстрого роста» следует учитывать несколько взаимосвязанных стадий: необходимость достаточного уровня профессионализма менеджеров и исполнителей; своевременность распределения обязанностей и делегирования полномочий (кризисные явления «автономности», «корпоративных отношений»), формирование эффективной системы управления («кризис управления») и др. Таким образом, концепция ЖЦ наряду с научно-теоретической ценностью в современных условиях становится все чаще «инструментом», имеющим практическое значение. Она является реальным средством, широко используемым менеджерами и маркетологами для решения актуальных задач в сфере бизнеса и управления, связанных с анализом рыночной конъюнктуры и перспектив существования организации в условиях микро- и макросреды, обоснованием программ оптимального использования всех видов ресурсов, максимизации прибыли, а также решения социальных проблем. Необходимость повышенной бдительности и повседневной борьбы за «живучесть» собственного дела на каждом этапе жизненного цикла — такова аксиома рынка, в равной степени относящаяся и к государствам, и к предприятиям, и к отдельным гражданам.
Жизненный цикл организации (по Б.З. Мильнеру) Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы. 1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. 2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. 3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности. 4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. 5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован. Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис. 7. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном — стадию упадка организации. Рис. 7. Жизненный цикл организации
При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи — обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ сложившейся ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 2. Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |