Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл» организации: понятие и сущность, основные этапы

Тема 3. Жизненный цикл организации

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Методы системного анализа

 

5. Статистические методы используются в качестве инструментов получения информации об объекте исследования. Они основаны на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта исследования. Они дают хорошие результаты только при наличии заранее подготовленного хорошего достоверного статистического материала.

 

6. SWOT- анализ. Название составлено из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Этот метод позволяет совместно изучать внешнюю и внутреннюю среды. С помощью этого метода устанавливаются связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями, а затем могут быть использованы для формулирования стратегии организации

 

7. Кибернетические модели отображают процессы управления в экономических системах. Они используются тогда, когда именно эти процессы являются предметом системного анализа. В них применяются различные выразительные средства - схемы, блок-схемы, таблицы, диаграммы.

 

8. Экономико-математические модели описательного типа (описывающие состояние объекта или его поведение) являются важнейшим средством представления экономических систем в процессе системного анализа в той их части, где имеется достаточная количественная информация.

 

9. Нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые). Они служат для нахождения оптимальных и близких к оптимальным решений. Модели такого типа – оптимизационные, игровые, имитационные используются в системном анализе в том случае, когда они уже хорошо отработаны и по ним имеется исходная информация.

 

этапы системного анализа сочетаются в самых различных комбинациях. Инструментарий системного анализа содержит не только взаимодополняющие методы, но и взаимоисключающие. Поэтому использовать тот или иной метод следует исходя из потребности практики, а также руководствуясь удобством отображения и понимания объекта.

 

План

1. «Жизненный цикл» организации: понятие и сущность, основные этапы.

2. Стадии развития организации. Меры, принимаемые руководителем на основных стадиях.

Успех менеджеров в различных организациях напрямую зависит от результативной работы в области анализа рынка (маркетинга) и эф­фективности управления сотрудниками. Ключевую роль здесь играет понятие «жизненный цикл» (ЖЦ) организации. Оно закономерно вы­текает из объективности всех процессов, происходящих в природе и обществе, которые осуществляются по вполне определенным про­граммам: чередование дней и ночей, смена сезонов, воспроизводство растительного и животного миров, человека и общества.

Организация как целенаправленная система создается и функцио­нирует благодаря усилиям одних людей (сотрудников) для удовлетво­рения потребностей других людей. Она живет в определенном цикли­ческом режиме на «оси времени». Подобно тому как ежедневно рожда­ются и умирают люди, создаются новые и новые организации, другие же постепенно снижают результативность своей деятельности или же исчезают в водовороте конкурентной борьбы на рынке. Немногим ор­ганизациям удается существовать и успешно функционировать про­должительное время, но такой успех, как правило, обусловлен сущест­венными изменениями, по мере необходимости производимыми в них. Хорошо известно, например, что возраст многих европейских университетов является весьма почтенным (Для справки: Болонский университет (г. Болонья, Сев. Италия) — основан в XI в., является старейшим в Европе; Кембриджский (Великобритания) — 1209; Оксфор­дский (Великобритания) — вторая половина XII в. (по другим данным — начало XIII); Парижский (Франция) — 1215 (с XVII в. распространенное название Сорбонна, по име­ни основателя богословского колледжа для студентов и преподавателей Р. де Сорбона (R. De Sorbon), духовника короля Людовика IX; Пражский (Карлов университет, Че­хия) — основан в 1348 году.). Их профессорско-препо­давательский состав и студенты по праву гордились и гордятся истори­ей своих вузов, в которых за сотни лет было проведено немало реорга­низаций. (Так, в 70-е гг. XX в. Парижский университет был превращен в 13 самостоятельных университетов, в которых к концу столетия обу­чалось более 250 тыс. студентов.)

Итак, на протяжении своего существования любая организация, независимо от области своей деятельности, объективно изменяется под влиянием факторов внешней среды, смены кадрового состава, количества и качества производимых товаров и услуг, структурных пре­образований, формирования новой системы управления и др.

В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что поня­тие «жизненный цикл организации» (ЖЦО) существует объективно. Доказано и то, что ЖЦО следует рассматривать как систему с совокуп­ностью предсказуемых изменений состояния организации, происхо­дящих в определенной последовательности на протяжении функцио­нирования(В современном маркетинге также широко используют аббревиатуру ЖЦТ — жизненный цикл товара.). Опираясь на понятие ЖЦО, выявлены и идентифициро­ваны определенные отчетливо повторяющиеся промежутки времени (этапы) независимо от размера и специфики функциональной дея­тельности организации. Очередность этапов не является случайным и стихийным явлением, а предсказуема и характеризуется определенны­ми чертами. Продолжительность аналогичных этапов в различных ор­ганизациях может отличаться. Это в наибольшей степени зависит от результативности работы сотрудников, особенно менеджеров органи­зации.

Применительно к производственной деятельности организации принято рассматривать: а) полный жизненный цикл продукции («то­вара»), или ЖЦТ в производственной сфере; б) ЖЦТ в сфере потребле­ния (с точки зрения клиентов). Применительно к функциональной деятельности персонала организации учитывается ЖЦ работы сотруд­ника на конкретном рабочем месте (РМ), в организации, в сфере опре­деленной функциональной деятельности.

Полный ЖЦТ складывается из следующих основных периодов: времени создания конкретного товара и/или услуги; сроков производ­ства товара; времени, необходимого на транспортировку, продажу, сроков эксплуатации и/или использования и др.

ЖЦ товара и функциональной деятельности людей определяют этапы ЖЦО и учитываются в процессе маркетинговых исследований, работы менеджеров, принятия управленческих решений, анализе и создании систем управления, теории организации и иных управленче­ских операциях.

Концепция ЖЦ широко используется для обеспечения устойчиво­сти и подвижности организации в конкретных условиях, адаптации к изменяющимся факторам внешней среды, в то время как негибкость работы менеджеров организации и консерватизм в мышлении и дейст­виях ведут к ухудшению положения или же к исчезновению («смерти») организации.

Таким образом, сотрудники организации, в особенности менедже­ры, должны понимать значимость этапов ЖЦО, знать характерные признаки каждого этапа, предвидеть последствия их изменений и изы­скивать возможности для оптимизации ЖЦО, т.е. для удержания ее «на плаву» или перевода в более целесообразное, эффективное (эмерджентное) состояние.

В самом общем виде жизненный цикл может быть определен как «интервал времени между моментами смены качественного и количе­ственного состояния исследуемого объекта» (Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М,2001.).

Модели, опирающиеся на концепцию ЖЦ, различаются по степе­ни сложности: от простейших до весьма разветвленных, многоступен­чатых и мультипараметрических, в которых стремятся исследовать множество различных стадий и этапов, характеризующихся десятка­ми, а иногда и сотнями параметров.

Простейшую модель отличает то, что весь ЖЦО сводят к трем ос­новным этапам — «рождения» (Р), «зрелости» и «старения» (С) систе­мы (см. рис. 1).

 

А Эффективность

 

Рис. 1. Три основные стадии жизненного цикла организации по соотношению факторов «рождение» (Р) — «старение» (С)

Этап рождения оценивается по явному преобладанию числа фак­торов, способствующих образованию новых «клеток» и «молодых по­бегов», над числом тех, которые определяют «старение», или Р > С. Он отличается высоким уровнем подвижности системы (особенно соци­альных организаций), ростом (изменением количественных характе­ристик) и развитием (изменением качественных характеристик).

Этап зрелости характеризуется состоянием равновесия между со­ставляющими Р и С, что можно описать равенством Р = С. Этапу зре­лости присуща устойчивость системы к воздействию основных факто­ров, в том числе и внешней среды.

Этап старения наступает в связи с преобладанием факторов и па­раметров, отражающих начало деградации организации, или С > Р. Опасность данного этапа состоит в том, что вначале элементы и факто­ры старения не несут явной угрозы для менеджеров организации и счи­таются не заслуживающими внимания, но в какое-то время выходят из-под контроля и становятся неуправляемыми, ведущими к отрица­тельному синергетическому эффекту.

В более подробных и детальных моделях за этапом «рождение» сле­дуют этапы «детство» и «юность». Они предшествуют наступлению «зрелости» системы.

В моделях такого рода этап рождения связывают с необходимостью удовлетворять интересы определенных клиентов, с поиском и заняти­ем свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от сотрудников веры в успех своей деятельности, высокой работоспособности, активности и готовности рисковать.

Этап детства отличает стремление к укреплению позиций орга­низации на рынке и усилению ее конкурентоспособности. Главной за­дачей этапа является обеспечение хотя бы кратковременного успеха и роста. Данная стадия весьма опасна в силу того, что большинство орга­низаций именно на ней терпят крах, прежде всего ввиду неопытности и некомпетентности менеджеров.

Этап юности требует своевременного перехода от комплексной работы менеджеров (небольшой команды) к распределению обязанно­стей и специализации, к началу профессиональной работы по прогно­зированию, планированию работ и финансированию функциональ­ной деятельности. Главная цель на данном этапе — обеспечение уско­ренного роста и стремление укрепиться в определенной рыночной нише. Иными словами: ведется активная борьба за повышение устой­чивости организации (рис. 2).

Этап зрелости, в свою очередь, делят на фазы расцвета, стабилиза­ции и аристократизации. Данный этап в целом можно охарактеризо­вать как нахождение менеджерами оптимального соотношения между факторами, влияющими на устойчивость и стабильность организации, и факторами, обеспечивающими необходимую подвижность и адап­тивность к рыночным условиям. Несмотря на то что три перечислен­ные фазы обладают абсолютным большинством общих характеристик, во взаимоотношениях менеджеров начинают все больше проявляться элементы расслоения по «вертикали» и по «горизонтали».

 

 

 

Рис. 2. Соотношение объектов главного внимания менеджеров на этапах «детство» и «юность»

«Вертикаль» расслоения проявляется в отдалении менеджеров среднего звена от нижнего, а высшего руководства — от среднего зве­на. «Горизонталь» чаще всего связывают с особыми взаимоотноше­ниями между линейными, штабными и функциональными менедже­рами.

Появление и проявление элементов «аристократизации» принято связывать с выделением высшего руководства в особую, элитную часть менеджеров. Оно сопровождается формализацией в системе управле­ния и по отношению ко всем иным менеджерам и сотрудникам орга­низации.

Как только факторы и элементы формализации во взаимоотноше­ниях между сотрудниками в процессе функциональной деятельности становятся определяющими, в организации интенсивно формируется, развивается и укрепляется бюрократическая система. Интенсивная бюрократизация процесса управления организацией является пред­вестником ее быстрого старения и, возможно, скоропостижной ликви­дации (рис. 3.3).

Таким образом, при анализе основных этапов ЖЦО целесообразно комплексное использование нескольких критериев. Важнейшими сре­ди них выступают: упоминавшееся соотношение факторов «рождение» и «старение» (Р/С), критерий уровня бюрократизации, особенно во взаимоотношениях менеджеров на этапах старения организации, а также (при оценке функциональной деятельности менеджеров, особенно высшего руководства) критерий, характеризующий внимание к планированию (П) и контролю (К). Доказано, что на этапах «рож­дения» планированию уделяется больше внимания, чем контролю (П > К), на этапах «зрелости» обе функции для менеджеров становятся равнозначными (П = К), а на этапах «старения» контролю начинают уделять больше внимания, чем процессу планирования и самим пла­нам организации (П < К) (см. рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Основные этапы и специфичные фазы ЖЦО

Естественно, что представление ЖЦ как совокупности последова­тельных этапов не ограничивается моделью, приведенной на рис. 3. Определенный интерес и инновационный потенциал для менеджеров заключает в себе матрица развития организации, в основу которой по­ложены восемь стадий ее развития: Рождение — Детство — Отрочест­во — Ранняя зрелость — Расцвет сил — Поздняя зрелость — Старе­ние — Обновление (табл. 1) (См.: Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 58.).

Большое число моделей, основанных на концепции ЖЦ организа­ции, позволили перейти от простой констатации последовательности и содержания основных этапов к тщательному научно обоснованному анализу и четким предложениям по характеру возможных и целесооб­разных воздействий на каждом этапе, способных обеспечить повыше­ние эффективности жизнедеятельности организации. Так, например, на этапах «рождения» организации можно интенсивно влиять на про­цесс ее совершенствования. Опыт свидетельствует о том, что на протя­жении нескольких месяцев (до одного года) персонал может быть под готовлен (обучен) до необходимого уровня (рис. 4), а менеджеры способны обеспечить требуемый уровень управления за счет интен­сивного освоения менеджмента и маркетинга (см. процедуры менедж­мента и маркетинга — рис. 4).

 

Таблица 1.

Стадии развития организации (по Б.З. Мильнеру)

Стадии Факторы Рождение Детство Отроче-ство Ранняя зрелость Расцвет сил Полная зрелость Старе-ние Обновле-ние
Первичные цели Выживание Краткосроч­ная прибыль Ускоренный рост Системати­ческий рост Сбалансиро­ванный рост Уникаль­ность, образ Обслужива­ние Обновление
Тип лидера Новатор Оппорту-нист Консуль-тант Участник Корпоратив­ный деятель Государст-вен­ный деятель Админист­ратор Реоргани­затор
Организа­ционный ха­рактер Борьба Достижение Изменение Расшире-ние, диверсифи­кация Системная ориентация Зрелость, самоудов-леторен-ность Ориента-ция на сложив-шие­ся структуры Ориентация на перемены
Организа­ционный образ В центре внимания – организа-ция Местный Секцион-ный Националь­ный Многонацио­нальный Междуна­родный Самодо­вольный Самокри­тичный
Концентра­ция энергии На новом На конку­ренции На завое­ваниях На коорди­нации На интегра­ции, управ­лении На приспо­соблении На продол­жении существования На обновле­нии, разви­тии
Центральная проблема Выход на рынок Существо­вание Удержание доли рынка Многосто­ронний рост Централиза­ция и авто­номность Равновесие интересов Стабиль­ность Омоложение
Тип плани­рования С предви­дением Текущий Планирова­ние продаж, бюджета Планирова­ние заказов, специали­зация Сложный, комплек-сный Социально-политичес­кий Экстраполя­ция Созидатель­ный
Метод уп­равления Единолич­ный Управление осуществля­емое малой группой единомыш-лен­ников Делегирова­ние полно­мочий Децентрали­зованный Централизо­ванный Коллеги­альный Основан-ный на традициях Состязатель­ный, поощ­ряющий
Организа­ционная модель Максимиза­ция прибыли Оптимиза­ция прибыли Плановая прибыль Хорошее положение Социальная ответствен­ность Социаль-ный институт Бюрократия Подражание Фениксу

 

Рис. 4. Необходимые составляющие эффективного функционирования

 

В ходе функциональной деятельности необходимо выстроить оп­тимальную структуру организации, на что обычно требуется несколько лет интенсивной и кропотливой работы менеджеров всех уровней. Причем целенаправленный анализ и научные методы резко сокраща­ют время поиска и обоснования наиболее целесообразной структуры организации.

Особую роль в повышении эффективности деятельности органи­зации играет работа высшего руководства (тор-менеджеров) по фор­мированию, укреплению и совершенствованию корпоративной культуры. На отработку содержания корпоративной культуры даже при четкой целенаправленной работе менеджеров требуется в пределах 5—10 лет, что характерно для сроков стратегических планов. Естест­венно, что отсутствие понимания того, какой должна быть корпора­тивная культура, увеличивает сроки становления организации (до пол­ного соответствия требованиям «зрелости») или приводит к появле­нию элементов ее «старения».

Опыт менеджмента свидетельствует о том, что каждому этапу ЖЦО соответствуют определенные характеристики состояния. Ска­жем, этапу «юности» присущи два качественно отличных (эмерджентных) состояния: время формирования малых групп и становления формализованных отношений в организации (рис. 5).

Малые группы могут формироваться под влиянием целенаправ­ленной работы менеджеров или происходить стихийно по мере увеличения числа сотрудников и усиления специализации функциональной деятельности (группы конкретных исполнителей: водители, грузчики, складские рабочие, продавцы и др.).

 

Рис. 5. Основные (характерные) этапы развития организации

 

В случае целенаправленного управления данным процессом этапы «зрелости» наступают быстрее и менее болезненно, без появления и развития конфликтных ситуаций за счет расслоения на менеджеров и исполнителей («по вертикали») и различных видов функциональной деятельности («по горизонтали»). Естественно, что факторы, опреде­ляющие мышление и поведение менеджеров и исполнителей, могут действовать одновременно и параллельно или с некоторыми «сдвига­ми» по времени.

На этапах, характеризующих состояние зрелости организации, для некоторых характерно воздействие на определенные группы сотруд­ников, а некоторые определяют состояние организации в целом. Все они в различной степени характеризуют целенаправленную работу ме­неджеров (мотивация, командообразование, инновационность — см. рис. 5). При эффективной работе менеджеров время достижения того или иного этапа может быть сокращено. Доказано, что на этапах «зре­лости» степень управляемости накоплением желательных и требуемых характеристик может сокращаться под воздействием плановой работы менеджеров. Таким образом, состояние организации на протяжении ЖЦ может регулироваться и корректироваться.

Доказано и то, что некоторые факторы даже под воздействием це­ленаправленной работы менеджеров требуют затрат на протяжении месяцев, а для большинства требуются годы интенсивной работы, ко­торая может обеспечить достижение необходимого этапа в жизнедея­тельности организации. Этап наиболее высокого уровня зрелости при­нято оценивать по степени развития и укрепления корпоративной культуры (см. рис. 4, 5).

Эффективность воздействия на этапы ЖЦ проявляется и в воз­можности «сложения» и «наложения» характеристических факторов на отдельные этапы и даже ЖЦО в целом. Это свойство ЖЦ позволяет обеспечить не только ускорение этапов развития, но и обновление ор­ганизации (см. табл. 1). Средствами ускорения и повышения эффек­тивности деятельности могут быть: привлечение в организацию более квалифицированных специалистов, особенно менеджеров, использо­вание передовых технологий и новейшей техники, использование все­го спектра управленческих методов и опыта сотрудников, оптимиза­ция структуры организации и многое другое.

Итак, концепция ЖЦ может использоваться для анализа и выбора мер по совершенствованию организации при помощи самых разнооб­разных «рычагов», к числу которых относится и «сложение» элементов ЖЦ различных организаций при их объединении, достижении синергетического эффекта, определении приоритетных направлений разви­тия фирмы.

Все вышеизложенное правомерно считать средствами «внутридис-циплинарного» исследования (т.е. внутри теории организации). Одна­ко существует и системное взаимодействие с работой менеджеров (ме­неджментом и исследованием систем управления).

Рассмотрим такого рода взаимосвязь на примере ЖЦ коммерче­ских организаций, главной целью жизнедеятельности и желаемым со­стоянием которых является обеспечение постоянного превышения до­ходов над расходами при приемлемой степени риска.

Для коммерческих структур характерно наличие определенных стадий, масштабность и значимость которых связана с рассмотренны­ми этапами ЖЦО (рис. 6).

Рис. 6. Стадии развития коммерческой структуры

 

Так, каждому этапу (по оси Т) соответствует определенная стадия и масштабность функционирования организации. Например, для этапа «младенчество» характерно проявление факторов и определенных па­раметров стадии «рыночной уязвимости», а на этапе «быстрого роста» следует учитывать несколько взаимосвязанных стадий: необходимость достаточного уровня профессионализма менеджеров и исполнителей; своевременность распределения обязанностей и делегирования пол­номочий (кризисные явления «автономности», «корпоративных отно­шений»), формирование эффективной системы управления («кризис управления») и др.

Таким образом, концепция ЖЦ наряду с научно-теоретической ценностью в современных условиях становится все чаще «инструмен­том», имеющим практическое значение. Она является реальным сред­ством, широко используемым менеджерами и маркетологами для ре­шения актуальных задач в сфере бизнеса и управления, связанных с анализом рыночной конъюнктуры и перспектив существования орга­низации в условиях микро- и макросреды, обоснованием программ оптимального использования всех видов ресурсов, максимизации прибыли, а также решения социальных проблем. Необходимость по­вышенной бдительности и повседневной борьбы за «живучесть» собст­венного дела на каждом этапе жизненного цикла — такова аксиома рынка, в равной степени относящаяся и к государствам, и к предпри­ятиям, и к отдельным гражданам.

 

Жизненный цикл организации (по Б.З. Мильнеру)

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не жи­вет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — ис­чезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и де­лают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, на­сколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что перехо­ды от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не слу­чайными.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции временным ин­тервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых от­личается особым характером процесса изменения объема произ­водства во времени. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жиз­ненный цикл продукции включает время создания, продолжитель­ность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного об­служивания изделий, выбора адекватных форм управления и со­здания необходимых структурных звеньев.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рожде­ния или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в ста­дии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свобод­но, продвижение к следующему этапу требует стабильного обес­печения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процес­сы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Ком­муникации и структура в рамках организации остаются, в сущно­сти, неформальными. Члены организации затрачивают много вре­мени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Орга­ны по выработке и принятию решений становятся ведущими ком­понентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьез­ной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает вы­пуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководите­ли выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Меха­низм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рын­ков и использования новых возможностей. Увеличивается потреб­ность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству прихо­дят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизо­ван.

Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис. 7. На рисунке часть кривой, имеющая по­ложительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелос­ти организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном — стадию упадка организации.

Рис. 7. Жизненный цикл организации

 

При создании организации, когда творческий процесс проте­кает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчи­вому развитию. При этом решаются две задачи — обеспечение до­ступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конку­ренции. Ключевую роль здесь играет анализ сложившейся ситуации, получение объективной информации. Для анализа си­туации может быть использована табл. 2.

Таблица 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм системного анализа организации | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.